Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:33, реферат
Современный менеджмент рассматривает антикризисное управление как комплекс мер, охватывающих все сферы управленческой деятельности: финансы, управление персоналом, маркетинг, отношения с прессой, клиентами и поставщиками и другие. Разработаны методики комплексного анализа показателей деятельности компании, максимально полно отражающие состояние предприятия. Широко известен метод SWOT - анализа, а в последнее время большую популярность получила Система Сбалансированных Показателей, позволяющая оперативно и максимально точно реагировать на малейшие изменения в текущих показателях.
Введение
1. Сущность и структура антикризисного управления
1.1 Объект и предмет управления
2.Практическая работа
2.1 Понятие антикризисного управления
2.2 Определение банкротства
3. Диагностика банкротства на примере анализа финансового состояния ОАО «Солнце»
3.1 Анализ имущественного положения организации ОАО Солнце
3.2 Анализ движения и состояния основных средств
3.3 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организации
3.4 Оценка показателей рыночной финансовой устойчивости организации
3.5 Оценка ликвидности бухгалтерского баланса
3.6 Анализ деловой активности и рентабельности
3.7 Оценка системы показателей рентабельности
3.8 Оценка критериев несостоятельности организации
Заключение
Список использованной литературы
Из данного определения видим, что существует три класса управления: в неживой природе (технических системах); в организмах (биологических системах); в обществе (социальных системах).
Управление в технических системах - это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин - изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.
Управление в социальных системах - это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы.
Социальное управление - свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.
Совместная работа многих лиц во взаимодействии друг с другом в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда - кооперацию. При этом связь и единство общего процесса работы обеспечиваются одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив работающих. Поэтому управление присуще всякому общественному труду. Чем больше масштабы, тем больше возрастает роль управления.
Таким образом, управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей не зависимо от целей их деятельности. Управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, непредпринимательской корпорацией, предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции. Однако в этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли. Это промышленные организации, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании и т. п., целью деятельности которых является получение прибыли. Управление в этих организациях носит название менеджмент. Это особый видуправленческой деятельности, который будет рассмотрен ниже.
С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. Однако до эпохи развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. Управление производством осуществлялось самим владельцем средств производства и небольшой группой его особо доверенного окружения. Но в процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства в виде крупных предприятий, трестов, концернов. Это привело к расширению и дифференциации функции управления на отдельные виды управленческого труда. Появились сотни и тысячи людей, выполняющих управленческие функции. С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, в сферу которой вошли как сфера материального производства, так и сфера духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рынка экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства.
В качестве объекта управления вообще выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функций.
Развитая экономика вызывает необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях. Каждая сфера или отрасль производства, являясь составной частью единого народного хозяйства, одновременно представляет собой самостоятельный комплекс. Поэтому управление производством - это сознательная, планомерная деятельность по организации функционирования различных сфер, отраслей и предприятий общественного производства.
Каждое предприятие и отрасль имеют свои специфические особенности внутренних экономических отношений, их необходимо учитывать, но в основу управления должны быть положены общие закономерности, отражающие сущность рыночной экономики, где производство подчиняется запросам и интересам потребителей.
Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила за рубежом название «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе - системы антикризисного управления. Суть этой системы состоит в том, что кризис диагностируется еще на ранних стадиях его возникновения, что позволяет своевременно привести в действие специальные механизмы защиты или обосновать необходимость определенных реорганизационных процедур. Если эти механизмы и процедуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного их осуществления не привели к оздоровлению предприятия, оно стоит перед необходимостью в добровольном или принудительном порядке прекратить свою хозяйственную деятельность и начать ликвидационные процедуры. Кризисное состояние может быть вызвано различными причинами, которые ведут к потери предприятием платежеспособности и финансовой устойчивости. Главной целью антикризисного управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами. В процессе реализации своей главной цели антикризисное управление предприятием направлено на решение следующих основных задач: 1. Своевременное диагностирование предкризисного состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению кризиса. Эта задача реализуется путем осуществления постоянного мониторинга финансового состояния предприятия и факторов внешней финансовой среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты деятельности. Диагностика предкризисного состояния предприятия по результатам такого мониторинга во многих случаях позволяет избежать кризиса за счет осуществления превентивных защитных мер или, по меньшей мере, существенно смягчить характер его последующего протекания. Принятие превентивных мер по предупреждению кризиса предприятия является наиболее экономичным направлением антикризисного управления, обеспечивающим наибольший эффект (в виде снижения предстоящих потерь) на единицу израсходованных в этих целях финансовых ресурсов.
2. Практическая работа
2.1 Понятие антикризисного управления
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».
В экономической литературе имеется немало определений антикризисного управления. Одно из них: антикризисный менеджмент -- такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах. В организации на любом этапе ее развития существует опасность кризиса даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Поэтому, по мнению ряда современных российских авторов, управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным. Отсюда, антикризисное управление можно определить как управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
С позиций стратегического менеджмента антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента определения миссии и целей предприятия, поддержания стратегического потенциала, способного обеспечивать в течение продолжительного периода конкурентное преимущество предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Тогда антикризисное управление -- это:
1. Анализ состояния макро- и микросреды и определение миссии предприятия;
2. Исследование экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутренней сред предприятия с целью раннего обнаружения «слабых сигналов» об угрозе приближения кризиса;
3. Стратегический контроллинг деятельности предприятия и выработка стратегии предотвращения его несостоятельности;
4. Оперативная оценка и анализ финансового состояния предприятия и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
5. Разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него предприятия;
6. Постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Такая трактовка сущности антикризисного управления определяет его предотвращающую, опережающую направленность.
Ряд авторов в антикризисном управлении основное значение придают предотвращению неплатежеспособности и несостоятельности предприятия и предлагают следующее его определение. Антикризисное управление -- это:
1. Предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;
2. Анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития;
3. бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;
4. разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за их реализацией.
Более правильно рассматривать антикризисное управление как систему, имеющую следующие элементы:
1. Прогнозирование кризиса;
2. профилактика кризиса;
3. преодоление кризиса;
4. вывод предприятия из кризиса;
5. нейтрализация последствий кризиса.
2.2 Определение банкротства
Несостоямтельность (банкромтство) -- признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником. Целью банкротства как процедуры может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией (в случае если должник - юридическое лицо). В некоторых государствах (Российская Федерация к ним не относится) банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо.Нормы действующего международного права не содержат процедуры признания несостоятельным государственного образования, однако история знает многочисленные примеры, когда суверенное государство заявляло о «дефолте», то есть о своём отказе от платежей по внутренним и внешним долгам
3. Диагностика банкротства на примере анализа финансового состояния ОАО «Солнце»
Краткая характеристика предприятия
Организация «Солнце», имеющая организационно-правовую форму - открытое акционерное общество, учреждено физическими лицами для совместной хозяйственной деятельности, удовлетворения общественных потребностей в целях извлечения прибыли, выполнении работ и оказании услуг.
Акционерное общество было образовано путем реорганизации общества с ограниченной ответственностью в 2006 году. Само ООО «Солнце» начало действовать еще в начале 90-х годов.
Акционерное общество является юридическим лицом по российскому праву: действует на основании Устава и Учредительного договора, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Уставный капитал организации составляет 1 миллион рублей. Юридический адрес: Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Ленинградская,д.120.
Основными видами деятельности являются: деятельность агентов по оптовой торговле удобрениями, пестицидами и прочими агрохимикатами; внедрение передовых технологий и достижение научно технического прогресса в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; торгово-закупочная и посредническая деятельность; создание подсобных промыслов; предпринимательская и коммерческая деятельность, не противоречащая законодательству. ОАО «Солнце» сотрудничает с сельскохозяйственными организациями и колхозами Удмуртской Республики.
Высшим органом общества является общее собрание акционеров. В перерывах между собраниями работу исполнительных органов контролирует совет директоров, который избирается в количестве трех человек.
Исполнительным органом общества является генеральный директор, назначаемый общим собранием акционеров из числа директоров, сроком на три года. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией в составе не менее трех человек. В ревизионную комиссию не могут входить члены совета директоров, а также генеральный директор.
3.1 Анализ имущественного положения организации ОАО «Солнце»
Анализ обеспеченности чистыми активами
Анализ обеспеченности чистыми активами предприятия представлен в таблице №1.
Таблица №1-Обеспеченность чистыми активами
| ||||
Показатель | На 01.01.05г. | На 01.01.06г. | На 01.01.07г. |
|
Основные средства, тыс. руб. | 45550 | 68185 | 73979 |
|
Незавершенное строительство, тыс. руб. | 25000 | 11716 | 24806 |
|
Долгосрочные финансовые вложения, тыс. руб. | 12 | 0 | 0 |
|
Запасы, тыс. руб. | 62572 | 90250 | 85352 |
|
НДС, тыс. руб. | 1874 | 121 | 22 |
|
Дебиторская задолженность, тыс. руб. | 4684 | 2811 | 4945 |
|
Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. | 410 | 422 | 422 |
|
Денежные средства, тыс. руб. | 341 | 275 | 1504 |
|
Прочие оборотные активы, тыс. руб. | 25 | 0 | 0 |
|
Итого активы, тыс. руб. | 69906 | 93879 | 92245 |
|
Долгосрочные обязательства, тыс. руб. | 969 | 15957 | 33501 |
|
Краткосрочные кредиты и займы, тыс. руб. | 29360 | 28758 | 28219 |
|
Кредиторская задолженность, тыс. руб. | 25588 | 32337 | 30164 |
|
Задолженность перед участниками по выплате доходов, тыс. руб. | 0 | 1410 | 0 |
|
Итого пассивы, тыс. руб. | 55917 | 78462 | 91884 |
|
Чистые активы, тыс. руб. | 13989 | 15417 | 361 |
|
Уставный капитал, тыс. руб. | 495 | 495 | 83817 |
|
Валюта баланса, тыс. руб. | 140468 | 173780 | 191030 |
|
Удельный вес чистых активов в стоимости имущества | 0,20 | 0,16 | 0,004 |
|
Коэффициент соотношения чистых активов и уставного капитала | 28,26 | 31,15 | 0,004 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|