Сущность и функции управленческих решений в организации процесса менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений…………………………………………….....4

1.1.Сущность и характерные особенности управленческих решений………..4

1.2.Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений……………………………………………………………………………8

1.3. Процедура принятия решений……………………………………………....12

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения……………....15

2.1. Основные подходы…………………………………………………………...16

2.2. Механизм принятия управленческих решений………………………….....19

2.3. Характерные особенности управленческого решения………………….....21

2.3.1. Особенности коллективного решения…………………………………....22

2.3.2.Принятие стратегических решений как сфера деятельности……........23

2.3.3. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте…..26

Практическая часть…………………………………………………………...….29

Заключение…………………………………………………………………….....31

Список литературы……………………………………………………..………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по.docx

— 56.74 Кб (Скачать документ)

1.2. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений

    Требования  к технологии менеджмента можно  свести к следующему:

    формулирование  проблем, разработка и выбор решения  должны быть сконцентрированы на том  уровне иерархии управления, где для  этого имеется соответствующая  информация;

    информация  должна поступать от всех подразделений  фирмы, находящихся на разных уровнях  управления и выполняющих различные  функции;

    выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней  управления, на которые будет возложено  выполнение решения или которые  заинтересованы в его реализации;

    должна  строго соблюдаться соподчиненность  в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

    Принятие  управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

  • Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений  ближе к тому уровню, на котором  имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует  в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в  прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический  уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

  • Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в их состав входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.
  • Использование формальных правил и процедур в принятии решений – это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.
  • Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.
  • Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Практика принятия управленческих решений определяется в значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных странах.

    Для американского менеджера характерен более индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.

    Американский  стиль менеджмента – это ориентация на будущее. Отсюда – планирование на перспективу, планирование, маркетинг, преследующий цели - лучше понять потребителя  и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и  своевременно принимать необходимые  меры в сфере производства. Организация  фирмы и процесс управления в  американских фирмах ориентированы  на потребителя, на его запросы и  вкусы.

    Важной  чертой американского менеджмента  является индивидуальный подход к работнику  с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда большая роль отводится воспитанию инициативы в работе. Философия управления в американских фирмах строится на том, что цели работника совпадают  с целями фирмы. Такой подход обусловил  принцип "управляющий должен знать  каждого работника в лицо", а это в свою очередь выдвинуло  задачу постоянного изучения персонала  и выдвижения кадров по профессиональным навыкам и инициативности.

    Важнейшими  областями принятия решений являются определение политики капиталовложений и внедрения новой продукции. Принятие решений в области капиталовложений в США предполагает проведение предварительных  расчетов их окупаемости и эффективности.

    На  практике применяются различные  способы определения целесообразности капиталовложений. К ним, в частности, относятся расчеты: по срокам окупаемости; по влиянию инвестиций на дивиденды; по акциям текущего года; по сравнению данной нормы окупаемости с общей нормой по фирме в целом.

    Независимо  от того, какой метод для выработки  решения используется фирмой, каждое решение о капиталовложениях  должной следовать общей системе  планирования и утверждения капиталовложений. Большинство фирм США разрабатывают  годовые финансовые планы, которые  содержат перечень уже принятых проектов или ожидаемых к финансированию в будущем году. Этот план подготавливается высшим руководством фирмы на основе предложений, разработанных на низовых  уровнях.

    На  основе финансового плана принимаются  решения о распределении ресурсов с учетом их сбалансированности. Значительно  более гибкая система принятия решений  применяется к специальным проектам и уточнению ранее принятых проектов.

1.3. Процедура принятия решений

 

    Для того чтобы принять эффективное  управленческое решение, менеджеру  необходимо не только обладать богатым  опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

    Попытаемся  коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный для сферы  принятия решений.

      Методология управленческого  решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки  вариантов, составление логических схем выполнения операций.

    Методы  разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих   решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

    Организация разработки управленческого  решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

    Технология  разработки управленческого  решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

    Качество  управленческого  решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере  потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

    Объект  принятия управленческого  решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

    Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта или плана работы.

    Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все  виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

    Правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в  процессе принятия решения менеджером.

    Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать  как фактор повышения эффективности  производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

    Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим  влияние на образование прибыли.

    Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи. 

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения

 

    Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в  последнюю очередь от процедуры  принимаемых решений и их практического  воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно  соблюсти определенные методологические основы.

    Методы  принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

    1) метод, основанный на интуиции  управляющего, которая обусловлена  наличием у него ранее накопленного  опыта и суммы знаний в конкретной  области деятельности, что помогает  выбрать и принять правильное  решение;

    2) метод, основанный на принятии "здравого смысла", когда управляющий,  принимая решения, обосновывает  их последовательными доказательствами, содержание которых опирается  на накопленный им практический  опыт;

    3) метод, основанный на научно-практическом  подходе, предполагающий выбор  оптимальных решений на основе  переработки больших количеств  информации, помогающий обосновать  принимаемые решения. Этот метод  требует применения современных  технических средств и прежде  всего электронно-вычислительной  техники. Проблема выбора руководителем решения – одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельности принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

2.1. Основные подходы

 

    Принятие  решений – это наука и искусство. Многие решения принимаются интуитивно. Часто руководитель не в состоянии  проанализировать и четко осмыслить  принятое решение. Здесь полезно  применение логической схемы, комплексно использующей нормативные и дескриптивные  модели.

    1. Построение комплексных методик обоснования решений, сочетающих применение взаимодополняющих методов структуризации, характеризации и оптимизации.

    Структуризация  предполагает определение места  и роли объекта исследования в  решении задач более высокого уровня, выделение его основных элементов  и установление отношений между  ними. Процедуры структуризации позволяют  представить структуру решаемой задачи в виде, удобном для последующего анализа.

Информация о работе Сущность и функции управленческих решений в организации процесса менеджмента