Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:50, реферат
Целью данной работы является: определение значимости управленческого решения.
Введение
Актуальность темы: Мной была выбрана тема: «Место решения в процессе управления», так как я считаю, что на сегодняшний день, во времена, когда менеджмент и организационное управление важны и востребованы, данная тема актуальна как никогда.
Целью данной работы является: определение значимости управленческого решения.
Менеджером можно
назвать человека только тогда, когда
он принимает организационные
Сущность
и характерные особенности
принятия решений
Существует много определений решения. Приведем некоторые из них:
Решение — это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.
Управленческое решение представляет предписание к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющих привести систему (объект) в требуемое состояние.
Приведенные определения
подразумевают наличие
Принятие управленческого решения всегда связано с существованием назревшей проблемы в определенной ситуации.
Проблему можно определить как фактическое состояние объекта управления, его результата деятельности, когда они не соответствуют желаемому (намеченному) состоянию или результату.
Ситуацию, в которой проявляется проблема, называют проблемной. Проблемная ситуация характеризуется различием между желаемым (необходимым) и фактическим состоянием организации, процесса или отдельного явления, которое препятствует развитию или нормальному функционированию организации (системы, конкретного объекта управления). В случае, когда ситуация угрожает самому существованию организации, ее принято классифицировать как острую или критическую ситуацию.
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений - часть каждодневной работы управляющего. Принятие решений - это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, - эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги.
В области принятия существуют четыре роли руководителя - предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.
Поскольку характер
работы менеджера зависит от уровня
управления, на котором он находится,
существуют различия и в характере
решений, принимаемых на разных уровнях.
Тем не менее, все эти роли в
той или иной мере периодически исполняет
каждый менеджер.
решение - это
выбор альтернативы.
Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
К решениям относится
как малозначащий выбор одежды для
работы или меню второго завтрака, так
и выбор места работы или спутника жизни.
Хотя зачастую альтернатив множество
- в меню может быть 50 наименований, в университете
свыше 100 основных специальностей - почти
все каждодневные решения мы принимаем
без систематичного продумывания. Что
касается других решений, например, о том,
куда направиться жить после окончания
колледжа или какой стиль жизни удовлетворил
бы нас, то мы принимаем их после размышлений,
длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу
неосознаваемых психологических факторов
мы уделяем непропорционально много внимания
определенным решениям. Например, некоторые
люди терзаются неделями по поводу покупки
пары туфель и действуют импульсивно,
приобретая автомобиль стоимостью 15 тыс.
долл.
Однако в управлении
принятие решения более
Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.
Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Цель
организационного решения - обеспечение
движения к поставленным перед организацией
задачам. Поэтому наиболее эффективным
организационным решением явится выбор,
который будет на самом деле реализован
и внесет наибольший вклад в достижение
конечной цели.
Организационные решения.
Человека можно
назвать менеджером тогда, когда
он принимает организационные
Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.
Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.
Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.
Компромисс - соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок.
Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.
Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях или в соответствии с накопленным опытом.
Существует несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:
В процессе планирования
принимаются следующие решения:
решение о сверхзадаче и
В процессе организации деятельности компании принимаются следующие решения: о структурировании работы организации; о координации функционирования различных блоков; о распределении полномочий между руководителями подразделений; о структуре организации при изменении внешнего окружения.
В процессе мотивации
персонала принимаются
В процессе контроля принимаются следующие решения: об измерении результатов работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели организации; о корректировке целей.
Рациональное
решение - это решение, которое основывается
на базе аналитического процесса, и
часто не зависящее от предшествующего
опыта.
Этапы решения проблем.
Диагностирование сложной проблемы - это осознание и установление причин затруднений и имеющихся возможностей их преодоления. К признакам наличия проблем в организации относятся: низкая прибыль; относительно малый сбыт продукции; низкая производительность труда и качество продукции; чрезмерные издержки в производственном процессе, различные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Выявление этих симптомов позволяет определить общие проблемы в данной организации. Для более детального анализа существующих проблем необходимо собрать предварительную информацию, касающуюся состояния внешней и внутренней среды организации.
.Причины затруднений
чаще всего зависят от
Формулировка набора альтернатив или альтернативных решений является принципиально важным моментом. Очень часто непродуманные немедленные действия приводят к усугублению данной проблемы. Желательно выявить максимум возможных действий, которые помогли бы решить данную проблему, а затем проранжировать возможные действия по своей эффективности и реализуемости. Рассмотрим процесс анализа альтернатив:
а) если проблема была определена правильно, альтернативы тщательно взвешены, и им дана обоснованная оценка, принять решение относительно просто.
б) если проблема оказалась весьма сложной, и возможные альтернативы не отвечают оптимальному (желательному) результату, в этом случае значительную роль играет имеющийся опыт в данной области деятельности.
Решение окажется более оптимальным, если оно будет согласовано с теми, кого непосредственно затрагивает, или с теми, кто помогал в подготовке принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого значимого решения целесообразно привлекать к его выработке наибольшее количество сотрудников в организации.
После того, как решение принято, и начало осуществляться, обязательно необходимо установление обратной связи. Система контроля необходима для обеспечения оптимального исполнения данного процесса или действия. Обратная связь позволяет руководителю частично корректировать принятое решение, и способствовать его лучшей реализации.
Оценка результатов реализации решений позволяет учесть имеющийся опыт просчетов и недостатков в последующей работе.
Существуют другие факторы, влияющие на принятие решений.
Личностные оценки руководителем важности данной проблемы часто содержат субъективные суждения. Каждый человек обладает своей системой оценки, которая определяет его действия, и влияет на принимаемое решение. Подход к принятию управленческих решений чаще всего основано на определенной системе ценностей. В связи с этим, руководитель, который во главу своей деятельности ставит максимизацию производительности труда любыми средствами, часто забывает о проблемах организации оптимального, эффективного процесса работы сотрудников. Это может выражаться в отсутствии должных условий труда, возможностей для отдыха, хорошего дизайна рабочих помещений.
На принятие решений влияют поведенческие ограничения, то есть факторы, затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации. Например, часто руководители по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Нередко это ведет к возникновению различных конфликтов между ними в процессе принятия и реализации решений.
В организации
все решения, как правило, взаимосвязаны.
Часто важное решение базируется
на предшествующих нескольких решениях,
и в свою очередь, создает альтернативы
для принятия последующих решений. Эта
способность видеть взаимосвязь решений
является одним из главных критериев выбора
и назначения руководителей высшего звена.
Менеджеры, обладающие такой способностью,
часто являются кандидатами на повышение
по службе.
Информация о работе Сущность и характерные особенности принятия решений