Сущность и характерные особенности принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:50, реферат

Описание

Целью данной работы является: определение значимости управленческого решения.

Работа состоит из  1 файл

МЕСТО [РЕШЕНИЯ] В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Модели  и методы принятия решений.

Умение принимать  решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс  принятия решений является основой  теории управления. Как наука, это  направление зародилась в Англии, во время Второй мировой войны, когда группа ученых получила задние на решение сложной военной проблемы - оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и огневых позиций своей армии. В 50-х годах эта теория была модернизирована, и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности.

Ее отличительными особенностями являются:

Использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности  гипотезы.

Системная ориентация.

Использование различных моделей.

Процесс моделирования  часто применяется при решении  сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

Типы моделей:

  • физическая,
  • аналоговая (организационная схема, график),
  • математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:

  • постановка задачи;
  • построение модели;
  • проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления;
  • применение модели;
  • обновление модели в процессе исследования или реализации.

Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к  которым можно отнести:

  • недостоверные исходные допущения,
  • информационные ограничения,
  • непонимание модели самими пользователями,
  • чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

Часто при моделировании  применяется теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.

Модель  теории очередей ( модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

Модель  управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.

Модель  линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.

Имитационное  моделирование. Часто применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна).

Экономический анализ является одной из форм моделирования. Примером может служить экономический  анализ эффективности той или иной фирмы.

Количественные  методы прогнозирования.

Их можно использовать для прогнозирования, когда деятельность фирмы в прошлом имела определенные тенденции, которые можно и необходимо продолжить в будущем, а информации для выявления тенденций в рассматриваемом периоде прогнозирования недостаточно.

Одним из методов  такого прогнозирования является анализ временных рядов. Он основан на допущении, что на закономерностях прошлого можно прогнозировать будущее. Этот метод выявляет тенденции прошлого и проецирует их в будущее.

Причинно-следственный метод применяется в ситуациях, когда имеется несколько неизвестных. Это исследование статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.

Другие  качественные методы прогнозирования.

Мнение  жюри. Его суть состоит в соединении и усреднении мнений экспертов в данной области.

Метод исследования информации сбытовиков, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос на определенном целевом рынке.

Модель  ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мнений.

Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег. и возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению. 

Роль  решений в процессе управления

Под решением понимают нахождение определенного варианта дей­ствий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда гово­рят о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях: 1) най­денный, но еще не осуществленный вариант действий; 2) сам процесс разрешения проблемы, т.е. устранение некоторых препятствий и трудностей на этом пути; 3) итог деятельности. Эту многозначность следует учитывать и при определении понятия «управленческое решение». Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соот­ветствует его сущности.

Можно выбрать  хороший вариант действий, но он останется лишь намерением, если не вести организационно-практическую деятельность для его реализации. Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой.

Управленческое  решение имеет социально-экономическую  природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки. Можно выделить три взаимосвязанных аспекта управленческого решения.

Во-первых, управленческое решение — это вид деятельности, протекающей в управляющей системе и связанной с подготовкой, нахождением, выбором и

принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте  управленческое решение — вид работы в аппарате управления, определенный этап процесса управления Во-вторых, управленческое решение — это вариант воздействия управляющей системы на управляемую, формула воздействия. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой.

В-третьих, управленческое решение — это организационно-практическая

деятельность  руководителя в управляемой системе. Делая акцент на этом важном аспекте, управленческое решение иногда определяют как акт организационно-практической деятельности руководителя и аппарата управления, осуществляемой по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту. Понимание управленческого решения только в такой трактовке сужает его полное содержание. Для правильного понимания управленческого решения нужно всегда учитывать все три его аспекта в единстве и взаимосвязи.

Управленческое  решение как специфический вид  деятельности человека в

процессе управления можно представить в виде последовательно­сти определенных операций. Это прежде всего разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.

Решение объединяет всю совокупность указанных операций, является сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно- практической деятельностью в управляемой системе. Решение находится на стыке процесса управления и процесса производства. Оно является важнейшим звеном отношений управления, связующим фактором управляющей и управляемой систем.

Определений управленческого  решения существует столько же, сколько

специалистов  в области управления. В этой гамме имеются определения различной степени полноты — от наиболее краткого: «решение — это выбор альтернативы» — до такого: «решение в процессе управления представляет собой комплексный логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт, выполняемый менеджером, руководителем в пределах своих полномочий». И то и другое определение справедливо.

     Принятие  управленческого решения—это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя.

     Управленческое  решение — это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает руководитель

любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения.

Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других

работников, а  во многих случаях — всей фирмы, корпорации, понимание

природы и сути принятия решений чрезвычайно важно  для каждого, кто

хочет добиться успеха в области современного менеджмента.

В зависимости  от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений:

•    по масштабам объекта — глобальные, охватывающие все звенья

управляемой системы; локальные, адресованные определенному  звену или

подразделению;

•    по характеру целей — стратегические, определяющие

генеральные задачи; тактические, в которых разрабатываются  более частные

задачи, направленные на осуществление ранее выработанной

стратегии; оперативные, направленные на осуществление перво­очередных задач;

•    по периоду осуществления—перспективные (долгосрочные), рас­

считанные на длительный период времени; текущие (среднесроч­ные), являющиеся

частью, детализацией и уточнением перспективных; регулировочные

(краткосрочные), направленные на обеспечение выполнения текущих и

перспективных решений;

•    в  зависимости от круга проблем, которые  рассматриваются

в решении, —  комплексные, связанные с изменением многих сторон

деятельности  управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к

одной из сторон деятельности управляемого объекта; в

их составе  по преобладающему содержанию различают  техниче­ские,

экономические, социальные, организационные решения;

•    по методам обоснования (с определенной степенью условности) —

формализуемые, при обосновании которых широко используются

математические  методы; неформализуемые, которые обосновыва­ются  главным образом эвристическими методами;

•    по условиям, в которых они принимаются,—  решения,

принимаемые в  условиях определенности (они, как правило, являются хорошо структурированными (детерминированными); решения, прини­маемые в условиях риска, относящиеся к разряду вероятностных;

решения, принимаемые  в условиях неопределенности, относящие­ся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скачками в развитии

производства);

•    по способу воздействия на управляемый  объект— прямые

директивные, которые  доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения; косвенного воздействия, разработка и реализация которых осуществляется на основе использования средств стимулирования повышения эффективности производства. /2,256/

Информация о работе Сущность и характерные особенности принятия решений