Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа
Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.
Введение. Стр 2
1.Сущность и классификация экономических кризисов. стр 3-12
1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. стр 3-4
1.2. Причины и последствия возникновения кризисов. стр 4
1.3. Разновидности кризисов. стр 4-7
1.4. Признаки кризиса. стр 7-8
1.5. Сущность и закономерности экономических кризисов. стр 9-10
1.6. Причины экономических кризисов. стр 10-12
2.Причины кризиса на ОАО «Электромашиностроительный завод». стр 13-17
2.1. Краткая характеристика ОАО «Электромашиностроительный завод».стр 13-14
2.2. Расчёт коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости. стр 14-17
3. Методы преодоления финансового кризиса в организации. стр 18-26
Заключение. стр 27-30
Список используемой литературы. стр 31
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» | Минский филиал МЭСИ |
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа по дисциплине: «Практика антикризисного менеджмента».
Тема: «Сущность
и классификация экономических кризисов.»
Выполнила:
Студентка 3-го курса АУ Родикова В.А.
Группа № 49
VARodikova@mfmtsi.ru
Проверил:
Ст.преп.
Содержание:
Введение.
1.Сущность и
классификация экономических
1.1. Понятие кризиса
в социально-экономическом
1.2. Причины и
последствия возникновения
1.3. Разновидности кризисов. стр 4-7
1.4. Признаки кризиса. стр 7-8
1.5. Сущность
и закономерности
1.6. Причины экономических кризисов. стр 10-12
2.Причины кризиса на ОАО «Электромашиностроительный завод». стр 13-17
2.1. Краткая характеристика
ОАО «
2.2. Расчёт коэффициентов
ликвидности и финансовой
3. Методы преодоления
финансового кризиса в
Заключение.
Список используемой
литературы.
Введение.
Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежесепособности и последующее банкротство организаций.
В мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.
Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой в России — «антикризисное управление».
Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.
Кризисным явлениям
подвержены организации любых форм собственности
(государственные, акционерные, частные
и т. д.), вида деятельности и крупности.
В связи с этим проблема управления организациями
в таких условиях для России весьма актуальна.
Целью работы является раскрыть понятие
кризисов, причины их возникновения
и классификацию.
1.Сущность и классификация экономических кризисов
1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии.
В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом рассматривать развитие фирмы, то нет необходимости прогнозирования возможности кризиса. Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.
На проблему кризиса можно взглянуть с позиции теории цикличности. Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.
Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики.
Развитие – это приобретение нового качества. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.
1.2. Причины и последствия возникновения кризисов.
Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.
Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.
Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.
Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.
1.3. Разновидности кризисов.
Если есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем.
По проблематике кризиса следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных пре-имуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.
В совокупности социальных кризисов следует указать политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.
Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.
Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис – это кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия. Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).
Предсказуемые
кризисы могут предсказываться и возникают
под воздействием объективных факторов
развития – необходимости модернизации
производства, бизнеспроцессов под воздействием
макроэкономических факторов. Неожиданные
кризисы возникают вследствие ошибок
в управлении, действия сил природы, активизации
социальноэкономических процессов. Разновидностью
предсказуемых кризисов является циклический
кризис, возникающий периодически и имеющий
известные фазы своего наступления и протекания,
существуют также кризисы явные и латентные
(скрытые). Первые протекают заметно и
просто распознаются. Вторые – скрытые,
развиваются незаметно и крайне опасны.
Также кризисы подразделяются на легкие
и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать
части или всю социально-экономическую
систему. Легкие, мягкие кризисы протекают
более последовательно и безболезненно.
Совокупность возможных кризисов также
делится на кратковременные и затяжные.
Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной
ситуации, чем длительнее кризис, тем он
проходит болезненнее. Затяжные проходят
болезненно и сложно. Они, как правило,
связаны с отсутствием навыков управления
критическими ситуациями, непониманием
сути и параметров кризиса, его причин
и возможных последствий.
Информация о работе Сущность и классификация экономических кризисов