Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:43, реферат
М-нт - иностранное слово в российской экономике и отличается по смыслу от социалистического хозяйственного управления по смыслу хозяйственной деятельности:
1. м-нт - стремление к прибыли
2. хоз. управление - к выполнению плана
Понятие «Менеджмент» сегодня рассматривается в 3-х значениях:
Задача менеджера
быстро улавливать изменения во внешней
и внутренней среде, осознавать их значение
и выбирать наилучший вариант
реакции на них для достижения
целей организации.
15.
Организационная структура:
понятие, основные и
адаптивные виды
Структура любой организации - это упорядоченная совокупность любых ее элементов. Различают следующие основные виды структур организации: производственная, технологическая, кадровая (социальная), информационная, управленческая и т.п. Основной же структурой, на которой как бы «крепятся» все остальные, является общая организационная структура, образованная составляющими данную организацию подразделениями.
Подразделение- это официально созданные группы людей, ответственных за
выполнение определенных функций.
Процесс формирования подразделений называется департаментализацией. Для большинства средних и крупных хозяйствующих субъектов. Основным принципом департаментализации является функциональный. Он предполагает, что подразделения создаются в соответствии с основными функциями, отражающими основные сферы деятельности: производство, финансы, материально-техническое снабжение, сбыт, маркетинг и т.п. Таким образом создается функциональная структура.
Преимущества функциональной структуры:
- четкость и стройность построения;
- глубокая специализация
отдельных видов деятельности, повышающая
качество работы - - надежность коммуникации,
отсутствие дублирования в
- создание условий
для быстрой концентрации
Недостатки: жесткость, закостенелость, неспособность быстро внедрять новейшие достижения и разработки из-за отсутствия горизонтальных связей и склонности к ведомственности, бюрократизму.
Рост организации и масштабов ее деятельности приводит к тому, что теперь в состав крупной организации может входить множество относительно самостоятельных отделений, суботделений, предприятий.В этом случае строится дивизиональная (разделение), оргструктура по следующим принципам:
1.по видам товаров и услуг;
2.погруппам покупателей;
3.по географическим регионам.
Достоинства дивизиональной структуры:
- четко сориентирована
на потребности рынка;
- ослабляет бюрократические тенденции;
- дает простор инициативе предприятий
Недостатки:
- усложняет коммуникации, приводит к дублированию, затрудняет контроль
- порождает «местничество»
Функциональная и дивизиональная стр-ры относятся к жестким. Другой категорией оргструктур являются гибкие или адаптивные структуры, которые могут легко приспосабливаться к новым целям. Основными разновидностями таких структур являются:
- проектная -
временное образование для
- матричная -
в рамках постоянно
16.
Понятие и виды
управленческих структур
Управленческая структура – это совокупность взаимосвязанных и соподчиненных органов управления. Управленческая структура имеет горизонтальное и вертикальное строение
Поскольку органы управления относятся к конкретным подразделениям или их группам, «горизонтальный срез» организационной и управленческой структуры всегда совпадает, т.е. выделяют функциональную, дивизиональную, проектную, матричную управленческие структуры. Вертикальное измерение образует своего рода «пирамиду», в которой каждый уровень ( высший, средний, низовой менеджмент) реализует свои функции.
Наиболее
распространенной структурой управления
организаций с
- линейные руководители несут ответственность за результаты деятельности вверенных им подразделений;
-
функциональные службы (плановый
отдел, бухгалтерия,
Организации построенные по дивизиональному принципу имеет следующую управленческую структуру:
-
стратегическое управление
-
текущие тактические
Предприятия, входящие в состав отделений и\или суботделений управляются линейно-функциональной структурой.
В
проектные и матричных
17 Сущность и виды власти
Различают власть формальную - власть должности (починенные обязаны подчиняться) С и власть реальную -власть должности + авторитет (подчиненные готовы подчиняться добровольно) Основные типы власти:
- принуждение
- подчинение в результате
- собственность на ресурсы материальные, денежные, информацию, связь с влиятельными лицами;
- знание
и компетенция - власть через
разумную веру в то, что люди,
обладающие ими, способны
- добровольное подчинение по следующим мотивам:
1. традиция (монархия)
2. личная
харизма (привлекательность)
3. убежденность
в необходимости подчиняться
требованиям определенного
18.
Стили управления
Реализовывать власть можно следующими методами;
1. авторитарный - отдача распоряжений без всяких объяснений. При этом определяются не только задачи, по и способы их выполнения до мелочей. Характер отношений «руководитель - подчиненный» авторитарный с соблюдением дистанции. Предпочтение отдается наказаниям, а не поощрениям.
2. Демократические доверие подчиненным, учет их мнения, отношения полуофициальные.
3. Либеральные
- минимальное участия
Методы руководства и организация деятельности исполнителей определяют стиль управления, т.е. манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказания влияния и побуждения к достижению целей организации. Различают следующие стили:
1. Авторитарный - эффективен при простых работах, ориентирован на количественные результаты. Подразделяется на эксплуататорский (единоличное решение всех вопросов) и благожелательный (мнение подчиненных выясняется но может не учитываться)
2. Демократический
- при сложных работах,
3. Либерально-попустительский
- подразделяется на либеральный
(стимулирует творческий
По ориентации стили м.б. направлены на
1. Работу
- создание надлежащих
2. Человека
- создание благоприятного
Стили не имеют
четких границ и могут переходить
друг в друга.
19.Понятие
и формы распоряжения
Распоряжения представляют собой способ реализации власти. Распоряжение – это сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности.
Оно включает поставленную задачу, ограничения (чего не следует делать) и инструкции о порядке выполнения. Распоряжение должно быть обоснованным и четко сформулированным, обеспеченным ресурсами, конролируемыми.
Распоряжения:
1. по своей сути должны отвечать основным целям организации;
2. могут отдаваться в форме приказов, в т.ч. команд, указаний, просьб, советов;
3. по способу
отдачи м.б. письменными,
4. должны
не только обязывать к тем
или иным действиям, но и
мобилизовывать инициативу
- соответствием
распоряжения возможностям
- возможностью
проявления личных
- пониманием важности и полезности решения поставленной задачи;
- формированием
у исполнителей определенного
психологического настроя (
Отдавая
распоряжение руководитель должен убедиться
в понимании его смысла, довести
до исполнителя сроки и форму
отчетности и осуществлять контроль
за результатами.
20.Система
коммуникации: понятие,
назначение, структура
Эффективная работа подразделений организации невозможна без постоянной координации их деятельности. Задача координации решается в системе управления.
Система управления организацией - это совокупность форм, с помощью которых на практике осуществляется процесс управления. Система управления имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов субъектов (органов) управления, которые связаны друг с другом. Связи между ними образуют коммуникационную структуру.
Коммуникация в организации - это общение, передача информации, которое может быть прямым или косвенным. Прямое - основывается на контактах сторон. При косвенном общении одна из сторон создает условия, при которых другая выполняет требующиеся от нее действия без каких-либо команд.
Если в контактах между элементами управленческой структуры отсутствует промежуточное звено, взаимодействие является непосредственным. Однако в крупных организациях оно возможно лишь в ограниченных масштабах. Субъект управления
взаимодействуют опосредованно, через кого-то (замы, руководители низового звена). В процессе информационного взаимодействия субъекты управления выступают в роли источников, получателей, посредников, контролеров управленческой информации, образуя элементы коммуникационной структуры организации. Эти элементы связываются, взаимодействуют друг с другом с помощью соединяющих их коммуникационных каналов, которые характеризуются:
- техническими возможностями - пропускная способность,
- скоростью продвижения и возможные потери информации
- направленностью коммуникации - односторонняя или двусторонняя,