Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 09:15, реферат
Научность и обоснованность социальной политики во многом зависит от использования нормативного метода. Требования данного метода служат основой для составления показателей социальной политики на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов и отношений.
Научность и обоснованность социальной политики во многом зависит от использования нормативного метода. Требования данного метода служат основой для составления показателей социальной политики на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов и отношений.
Выделим некоторые общеприменимые методы социальной политики, которые позволяют осуществлять управление на различных уровнях.
- Аналитический метод социальной политики.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе управления социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
- Комплексный метод социальной политики.
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработку основных показателей плана.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
- Экономико-математические методы.
Название группы этих методов достаточно условно. В действительности речь идет о количестве ином анализе при использовании уже перечисленных выше методов управления. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.[с 249-251]. Казак, А. Ю. Социальная политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения. - Екатеринбург, Изд-во АМБ, 2009 – 412 с.
Социальные показатели развития характеризуют также объективно складывающиеся направления развития и свидетельствуют о благоприятных тенденциях или, наоборот, о действии негативных факторов. В этом отношении очень важно использование показателей развития за пятилетний, десятилетний и больший срок, по которым можно установить степень достижения поставленных целой, возможность их уточнения исходя из конкретной ситуации. На основе характеристики состояния и определения проблем развития вырабатываются меры по стимулированию процессов, в которых общество заинтересовано, и одновременно по ограничению явлений, представляющих предмет заботы, или по стабилизации условий, которые в целом могут соответствовать назревшим социальным потребностям.
Очевидно,
что разработка, обоснование и
применение социальных показателей
направлены на принятие научно обоснованных
управленческих выводов, нацеленных на
повышение эффективности
При
разработке социальных разделов планов
в центре внимании проблемы улучшения
условий труда для всех категорий
персонала, создания сферы социального
обслуживания непосредственно на производстве,
развития социальной инфраструктуры и
обеспечения условий для
Практика социальной политики рекомендует следующие структурные элементы плана:
Содержание данного раздела
2.Управление улучшения условий и охраны труда, укрепления здоровья работающих. Выбор приоритетного направления и последовательность мер по совершенствованию условий и охраны труда, укреплению здоровья работающих зависит от специфики производства. Для анализа и разработки плана широко используется общие, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические показатели, а также показатели условий безопасности труда и предупреждения несчастных случаев и возможных профессиональных заболеваний.
3.Управление улучшения жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и членов их семей.
4.Управление воспитательной работы в коллективе и повышения трудовой и общественной активности трудящихся. Разработка этого раздела плана социальной политики должна быть направлена на обеспечение тесного единства всех видов воспитательной работы (идейно-политического, трудового, экономического, нравственного, правового, эстетического, физического воспитания) с целью достижения роста социальной активности работников, совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе. Управление воспитательной работы целесообразно проводить поэтапно:
- Анализ ее состояния
- Выявление тенденций и проблем ее развития
- Определение путей (форм, методов) осуществления воспитательной работы обратная связь.
Основными
источниками для анализа
План социальной политики является главным средством управления социальными процессами на предприятии. Возможности удовлетворения потребностей коллектива и в социальных благах определяются конечными результатами работы предприятии, хозрасчетным доходом коллектива. Поэтому разработка плана социальной политики — дело всего коллектива.
Система контроля за реализацией плана социальной политики в основном включает сложившиеся учет, отчетность и организацию анализа и контроля.[с 110-118]. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006.
Большое значение для совершенствования социального управления имеет разработка научно обоснованных социальных нормативов.
Социальные нормативы - требования, предъявляемые обществом (отраслью, регионом, коллективом) к определенной стороне (направлению) к деятельности производственного коллектива. Они выражаются в конкретно значениях социальных показателей и фиксируют состояние (статику) или темпы развития (динамику) какой-либо стороны жизнедеятельности коллектива, которые необходимы для его нормального функционирования и прогрессирующего развития.
Социальные нормативы в социальном планировании и управлении должны выполнять дне основные функции:
1) средство управления, т. е. служат обоснованием контрольных цифр и плановых заданий по различным направлениям и показателям социальной политики коллективов.
Социальные нормативы обеспечивают взаимное согласование социальных программ и планов различных уровней: отрасли и входящих в ее состав подотраслей, объединений и предприятий, города и предприятия, предприятия и его подразделений. Одним из каналов такого согласования служит детализация нормативов, установленных для социального объекта более высокого уровня, по объектам нижележащего уровня;
2) база для анализа, чтобы оценить динамику изменения социального объекта, сравнивать различные объекты между собой.
В отличие от экономического управления, где применение нормативного подхода опирается на развитую теорию и богатую практику, в социальном планировании имеется существенный опыт в проектировании и использовании только санитарно-гигиенических норм, а также нормативов по таким показателям, как обеспеченность жильем, детскими учреждениями, услугами сферы здравоохранения, производственными площадями, бытовыми помещениями и т.п.. Конкретные нормативы по повышению общего и специального образования, развитию духовной и физической культуры, творческой, трудовой и общественной активности, оптимизации текучести кадров и некоторые другие стали определяться лишь в последние годы.[ с 131-133]. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник. – М: ИНФРА-М, 2005.
Таким образом, разработка и использование
социальных нормативов в
планировании и управлении социальными
объектами
представляют
собой более глубокий и конкретный уровень
социальной политики. Только с их помощью
можно осуществить в этой области реальный
переход от практики, базирующейся на
достигнутых в прошлом результатах, к
действительно целевому планированию,
учитывающему перспективные задачи и
фактически достигнутый уровень социального
развитии, превратить его из инициативного
дела отдельных коллективов в систематическую
общегосударственную деятельность в рамках
комплексного экономического и социальной
политики. Социальные нормативы должны
стать критерием оценки достигнутого
уровня развития социальной сферы и важным
инструментом распределения ресурсов
между се отраслями и регионами, исходя
из социальных приоритетов.
В современной научной литературе сформировалось два подхода к определению социальной политики. Одни считают, что социальная политика – это составная часть кадровой политики, включающая определенный набор выплат и услуг социального характера. Другие – что это часть менеджмента персонала, которая включает все мероприятия, направленные на формирование мотивации работников, удовлетворение их социальных потребностей, соединение личных целей работников с организационными [ c. 57]. Балашов Ю.К. Кадровая политика западноевропейских фирм. // Труд за рубежом, 2006.
Социальный пакет, безусловно, является одной из основных составляющих социальной политики, особенно на российских предприятиях. Однако в последнее время все большее значение приобретают элементы нематериальной мотивации. Поэтому второй подход к определению сущности социальной политики в настоящее время представляется более актуальным и адекватным современным условиям хозяйствования.
Таким образом, в нашем понимании социальная политика – это составная часть менеджмента, включающая все цели и мероприятия, направленные на соединение организационных и личных целей работников, формирование их мотивации и удовлетворение социальных потребностей [ c. 89]. Дугина О.А. Как повысить эффективность обучения. www.hrm.ru/db/hrm
Социальная политика является
важной составляющей системы
управления предприятием и
Успех бизнеса зависит во многом от уровня профессионализма и степени самоотдачи работников, поэтому все большую популярность приобретает ситуационный адресный подход – чем лучше работник, тем значительнее его социальный пакет. Работодатели понимают, что обеды за счет фирмы, перспектива дополнительного пенсионного обеспечения, оплата транспортных расходов и т.д. помогают сотруднику сэкономить силы и здоровье и сильнее привязывают его к предприятию. Не случайно в развитых странах получила распространение концепция социальной ответственности, согласно которой главная задача руководителей промышленных предприятий – выявить потребности различных групп людей, заинтересованных в успешном развитии компании (в первую очередь ее работников), и постараться наиболее полно удовлетворить их в рамках реализации общей корпоративной стратегии предприятия.
Таким образом, в современных условиях основными функциями социальной политики предприятия являются :
– мотивация персонала с целью повышения производительности труда
– сокращение конфликтов, создание благоприятного климата
– развитие и обучение персонала, повышение его профессионализма
– привязка сотрудников к предприятию (снижение текучести кадров)
–
привлечение новых
– создание благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности
Первые три функции отражают те аспекты деятельности в области социальной политики, на которые должны быть направлены основные усилия предприятия. Эти функции являются наиболее важными. Последние три функции являются производными, это результат предпринятых мер [ c. 175]. Заславская Т.И. Потенциал разрушения. Сфера трудовых отношений как фокус неправового пространства России // Бизнес-Академия. – 2004. – №3.
Информация о работе Сущность и содержание социальной политики предприятия