Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его основных видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:27, реферат

Описание

Целью курсовой работы является определение сущности и содержания менеджмента как особой сферы деятельности. Задачами ознакомится с менеджментом как наукой управления, определить ее главные направления.
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" активно применяется термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

      Динамизм  функций можно проиллюстрировать  с помощью эволюции принципов  менеджмента. Например, перенос доминанты  при реализации функции мотивации  с "кнута" (теория X) на "пряник", "вкус" которого меняется, в соответствии с теорией Маслоу, от материального вознаграждения до развития творческого потенциала личности.

      В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается  искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления. 

      5. Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента 

      Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы  и общества. Не является исключением  и управленческая деятельность. Именно поэтому для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые "диктуют" законы объективного мира.

      Понятие "закон" рассматривается с двух позиций:

      - как нормативные акты, принятые в установленном порядке высшими органами государственной власти. В этом случае они имеют субъективный характер, т. к. отражают уровень интеллекта и профессионализм членов законодательного собрания, расстановку политических сил и т. п.;

      - как необходимые, существенные, устойчивые повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер.

      Законы  объективного мира - это законы его  развития. К ним мы можем отнести:

      - закон единства и борьбы противоположностей;

      - закон отрицания;

      - закон перехода количественных изменений в качественные.

      Закон единства и борьбы противоположностей утверждает:

      во  всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут  занимать полярные положения:

      противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;

      борьба  противоположностей является источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;

      в процессе разрешения противоречий создаются  предпосылки не только для возникновения  противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

      Закон отрицания гласит:

      - во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличаются от самих себя в предшествующий момент времени;

      - в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

      Смысл действия этого заключается в  следующем: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления; новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому.

      Сущность  закона перехода количественных изменений  в качественные заключается в  том, что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения. Достигнув определенного уровня, они приводят к коренным качественным изменениям. Количественные изменения совершаются эволюционно, а коренные качественные изменения - революционно.

      К законам управления мы можем отнести  следующие:

      - закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т. е. она должна содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Целостность систем достигается применением единых принципов, ценностей, подходов при проектировании и функционировании системы управления. Нарушение действия закона приводит к несогласованности действий и чрезмерным затратам на управление;

      - закон обеспечения необходимого числа степеней свободы требует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т. п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое чисто степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы;

      - закон необходимого разнообразия гласит, что система управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Разнообразие систем управления обусловлено воздействием ситуационных факторов (отраслевых, природно-климатических, профессионально-квалификационных и др.). Однако во всех случаях должны соблюдаться законодательные акты, стандарты, обычаи, ценности и т. п. Типовые системы, структуры, методы должны быть не догмой, а инструментом для создания методологии управления конкретным предприятием;

      - закон соотносительности управляющих (СУ) и управляемых систем (ОУ) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития:

      функциональная  сложность СУ должна превышать функциональную сложность ОС, уровень компетентности работников СУ также должен превышать  уровень компетентности ОУ;

      динамика  совершенствования СУ должна превышать динамику совершенствования ОУ.

      Развитие  управляемой системы (субъекта управления СУ) связано с высоким уровнем  компетенции руководителя, творческие способности которого позволят максимально  использовать действия законов и  расширить сферы их действия.

      Принципы  управления

      Под принципами управления понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, правила, вытекающие непосредственно из законов  и закономерностей управления, т. с. принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, которую мысленно формирует каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они носят субъективный характер.

      К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

      - принцип научности, который требует построения системы управления и ее функционирования на строго научных основах, т. е. привлечения всего спектра современных знаний, их тщательно синтеза, и, прежде всего - комплекса паук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технологических технических наук;

      - системность и комплексность. Системность означает необходимость использования элементов теории БС, системного анализа в каждом управленческом решении, используя при этом все свойства БС: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и др. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех направлений, всех сторон, всех свойств (возрастных, этнических, профессиональных и др. особенностей структуры коллектива). Системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтальным, координационным связям;

      - единоначалие и коллегиальность. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально, т. е. с учетом мнений многих специалистов по различным вопросам (комплексность разработки). Принятое решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица должна быть установлена ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ;

      - принцип демократического централизма, означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Противоречивость этого принципа заключается в полярности демократии и централизма. Крайняя выраженность демократизма - охлократия (власть толпы), анархия; крайняя степень централизма - автократия. Демократизм тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества.

      Принципы  управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных  документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов  и т. д.

      Из  принципов управления вытекают правила  группового поведения больших профессиональных групп работников, например, руководителей фирм, коммерческих директоров и т. и. Для каждой из категорий существуют свои писаные и неписаные правила.

      Из  правил группового поведения вытекают правила индивидуального поведения руководителей с учетом их личностных характеристик. 

      6. Менеджмент и различные подходы к определению понятиям 

      Широкий общественный интерес к менеджменту  в значительной степени  связан  со становлением и развитием школ бизнеса или школ  менеджмента,  наиболее распространенных в США и являющихся  частью   "инфраструктуры управления". Инфраструктурные отрасли в производстве это энергетика, транспорт, телекоммуникации (и др). В непроизводственной сфере - образование,  издательское дело,  компьютерные сети общего пользования,  консультирование и т.п. - весьма развиты именно  в рыночной  экономике,  где особенно важны горизонтальные связи,  и услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес.

      Сегодня США -  страна самой развитой в  мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных,  имеющих  официальный  сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300,  в том числе 600  -  это школы бизнеса,  самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов.  Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента.  В стране  действуют свыше 10 тыс.  консультативных фирм,  не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности. Более 70 периодических изданий,  свыше десятка издательств специализируется на литературе по управлению и бизнесу.  США - лидер науки управления,  исследований в области бизнеса и менеджмента, с точки зрения  и  численности исследователей,  и объема затрачиваемых средств,  и широты охватываемых проблем.

      Менеджмент  как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его, несомненно,  нужно с учетом исторического опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития. Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

      1. Комплексный

      При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

      2. Интеграционный

      Интеграционный  подход к менеджменту нацелен  на исследование и усиление взаимосвязей:

      - между отдельными подсистемами  и элементами системы менеджмента;

      - между стадиями жизненного цикла  объекта управления;

      - между уровнями управления по вертикали;

      - между уровнями управления по  горизонтали.

      3. Маркетинговый

      Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой  при решении любых задач на потребителя:

      - повышение качеств объекта в  соответствии с нуждами потребителя;

      - экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;

      - экономия ресурсов в производстве  за счет факторов масштаба  производства, научно-технического  процесса (НТП);

      - применение системы менеджмента.

      4. Функциональный

      Сущность  функционального подхода к менеджменту  заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Информация о работе Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его основных видов