Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:47, реферат
Известно, что большинство людей, начинающих работать на новом месте, испытывают чувство тревоги. На какую бы позицию они не шли, какими бы уверенными не выглядели со стороны, они задают себе вопросы: в какую компанию я иду? как ко мне будет относиться начальство? понравлюсь ли я другим сотрудникам? справлюсь ли с работой?
Оптимальным вариантом является представление этих сведений в виде интервью. Другие варианты: самопрезентация, рассказ третьих лиц.
Идеально, если со стороны компании в адаптации нового сотрудника принимают участие три стороны:
На практике участие всех сторон встречается не во всех компаниях. Обычно это обусловлено двумя причинами: во-первых, отсутствием большого количества новичков, а во-вторых, отсутствием или чрезмерной занятостью какой-либо из сторон.
Рассмотрим функции каждой из сторон.
Служба персонала
Задачи службы персонала:
Задачи службы персонала по отношению к новым сотрудникам:
Задачи службы персонала по отношению к наставникам и линейным руководителям:
Линейный руководитель
Руководители подразделений являются ключевыми партнерами службы персонала в организации эффективного процесса адаптации нового сотрудника.
Задачи линейного руководителя по отношению к новым сотрудникам:
Наставник
Наставник — человек, ответственный за интеграцию нового сотрудника в бизнес-процесс организации, частью которого является процесс адаптации. Наставничество в первую очередь это процесс обучения, консультирования и оценки новичка более опытным сотрудником, постоянно протекающий внутри организации. Следует помнить, что наставник не только помогает новичку адаптироваться в компании, но и развивает собственные управленческие навыки. Это, несомненно, дополнительная ответственность, так как успешность адаптации новичка является показателем качества работы самого наставника.
На практике компании можно разделить на те, в которых к наставничеству прибегают только при появлении нового сотрудника, и те, в которых институт наставничества существует на постоянной основе, и оно используется как важный инструмент развития и обучения персонала наряду с тренингами и самообразованием.
У одного наставника может быть несколько подопечных, но, как показывает практика, эффективной работа будет лишь в том случае, если их число не больше четырех.
Задачи и действия наставника в процессе адаптации нового сотрудника:
Куратор
Очень часто в литературе термины «наставник» и «куратор» используются как синонимы. Предлагаем посмотреть на них немного шире, тем более что все чаще речь идет об одной из новых для российских компаний форм наставничества — buddying (от англ. buddy — дружок, приятель). В этом случае к новичку «прикрепляется» «приятель». Он помогает только что пришедшему сотруднику сориентироваться в негласных правилах компании. Например, объясняет, как принято обедать, поздравлять коллег с днем рождения и т. д.
Обычно статус у традиционного наставника и «приятеля» разный: первый имеет больший опыт и может занимать более высокую позицию, а второй равен по статусу новичку. В некоторых случаях эти функции выполняет один человек.
Задачи куратора по отношению к новому сотруднику:
Для того, чтобы провести анализ работы системы наставничества, можно воспользоваться простой математической формулой:
X=Y/Z*100%,
Где X – процент работников, прошедших испытательный срок и закрепившихся на предприятии по итогам периода адаптации;
Y - число работников, прошедших испытательный срок и адаптировавшихся в организации;
Z
– общая численность
Также необходимо провести аудит всей существующей на предприятии системы адаптации.
В арсенале руководителя службы персонала имеется ряд методов.
Перечислим
основные признаки, указывающие на
то, что сотрудник успешно
Успешно адаптировавшийся сотрудник — это, по сути, работник, хорошо вписавшийся в пирамиду корпоративной культуры и усвоивший правильные модели поведения на всех трех ее уровнях: выполнение работы, деловое взаимодействие и межличностное общение.
Подведем итоги. Успех процесса адаптации персонала зависит от:
-
Наличия хорошо продуманной и
организованной системы
-
Качественного уровня
-
Объективности оценки новых
- Престижа и привлекательности работы в данной должности, отделе, компании;
-
Гибкости системы обучения
-
Особенностей социально-
-
Личностных особенностей
Итак,
система адаптация персонала
необходима, и новому сотруднику, и
самой компании. Система адаптации
персонала позволяет обеим