Суть и значение понятия «адаптация»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:47, реферат

Описание

Известно, что большинство людей, начинающих работать на новом месте, испытывают чувство тревоги. На какую бы позицию они не шли, какими бы уверенными не выглядели со стороны, они задают себе вопросы: в какую компанию я иду? как ко мне будет относиться начальство? понравлюсь ли я другим сотрудникам? справлюсь ли с работой?

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.41 Кб (Скачать документ)

     Оптимальным вариантом является представление  этих сведений в виде интервью. Другие варианты: самопрезентация, рассказ  третьих лиц.

Участники процесса адаптации  нового сотрудника

     Идеально, если со стороны компании в адаптации  нового сотрудника принимают участие  три стороны:

  1. наставник;
  2. непосредственный руководитель;
  3. служба персонала.

     На  практике участие всех сторон встречается  не во всех компаниях. Обычно это обусловлено  двумя причинами: во-первых, отсутствием  большого количества новичков, а во-вторых, отсутствием или чрезмерной занятостью какой-либо из сторон.

     Рассмотрим  функции каждой из сторон.

Служба  персонала

     Задачи  службы персонала:

  • выстраивание эффективной системы адаптации;
  • разработка и внедрение адаптационных инструментов и мероприятий по адаптации;
  • периодический мониторинг системы адаптации, оценка эффективности адаптационных инструментов и системы в целом.

     Задачи  службы персонала  по отношению к  новым сотрудникам:

  • участие в проведении мероприятий по адаптации, например, проведение вводного инструктажа о правилах внутреннего распорядка, нормах техники безопасности, положении о коммерческой тайне и т. д.;
  • проведение Welcome! Тренинга;
  • подготовка Комплекта новичка;
  • получение обратной связи от новичка после окончания адаптационного периода.

     Задачи  службы персонала  по отношению к  наставникам и  линейным руководителям:

  • обучение руководителей навыкам наставничества;
  • участие в отборе и подготовке наставников;
  • разработка схем стимулирования для наставников.

Линейный  руководитель

     Руководители  подразделений являются ключевыми  партнерами службы персонала в организации  эффективного процесса адаптации нового сотрудника.

     Задачи  линейного руководителя по отношению к  новым сотрудникам:

  • Определение должностных обязанностей. Подготовка предложения о работе.
  • Постановка целей и задач на период испытательного срока, определение содержания работы на это время.
  • Определение наставника из числа ведущих специалистов отдела.
  • Ознакомление новичка с содержанием Адаптационного листа и разъяснение назначения запланированных мероприятий.
  • Отслеживание промежуточных результатов. Хотя бы раз в месяц необходимо беседовать с новым работником о том, каких успехов он достиг и с какими сложностями сталкивается.
  • Оценка выполненных заданий, проведение оценочных мероприятий для проверки приобретенных знаний в случае обучения сотрудника во время адаптационного периода.
  • Принятие решения относительно работы нового сотрудника в компании.

Наставник

     Наставник — человек, ответственный за интеграцию нового сотрудника в бизнес-процесс  организации, частью которого является процесс адаптации. Наставничество в первую очередь это процесс обучения, консультирования и оценки новичка более опытным сотрудником, постоянно протекающий внутри организации. Следует помнить, что наставник не только помогает новичку адаптироваться в компании, но и развивает собственные управленческие навыки. Это, несомненно, дополнительная ответственность, так как успешность адаптации новичка является показателем качества работы самого наставника.

     На  практике компании можно разделить  на те, в которых к наставничеству прибегают только при появлении  нового сотрудника, и те, в которых  институт наставничества существует на постоянной основе, и оно используется как важный инструмент развития и обучения персонала наряду с тренингами и самообразованием.

     У одного наставника может быть несколько  подопечных, но, как показывает практика, эффективной работа будет лишь в  том случае, если их число не больше четырех.

Задачи  и действия наставника в процессе адаптации  нового сотрудника:

  • подготовка рабочего места нового сотрудника к первому дню его работы;
  • знакомство с рабочим местом, оборудованием, содержанием функциональных обязанностей, подготовленных руководителем;
  • обеспечение доступа в интернет, обучение работе в корпоративной базе данных;
  • обучение в процессе работы — хорошо, если в компании существует план обучения или стажировки, по которому работает наставник;
  • предоставление обратной связи, которая является инструментом развития новичка.

Куратор

     Очень часто в литературе термины «наставник»  и «куратор» используются как  синонимы. Предлагаем посмотреть на них  немного шире, тем более что  все чаще речь идет об одной из новых  для российских компаний форм наставничества — buddying (от англ. buddy — дружок, приятель). В этом случае к новичку «прикрепляется»  «приятель». Он помогает только что  пришедшему сотруднику сориентироваться в негласных правилах компании. Например, объясняет, как принято обедать, поздравлять коллег с днем рождения и т. д.

     Обычно  статус у традиционного наставника и «приятеля» разный: первый имеет  больший опыт и может занимать более высокую позицию, а второй равен по статусу новичку. В некоторых  случаях эти функции выполняет  один человек.

Задачи  куратора по отношению  к новому сотруднику:

  • помощь в изучении алгоритмов работы;
  • обед с новым сотрудником в первый день его работы;
  • регулярные встречи с новым сотрудником, ответы на вопросы об особенностях корпоративной культуры;
  • разъяснение норм внутренних коммуникаций, принятых правил делового этикета.

Анализ  эффективности действующей  системы адаптации  нового сотрудника

     Для того, чтобы провести анализ работы системы наставничества, можно воспользоваться  простой математической формулой:

     X=Y/Z*100%,

     Где X – процент работников, прошедших  испытательный срок и закрепившихся  на предприятии по итогам периода  адаптации;

     Y - число работников, прошедших испытательный  срок и адаптировавшихся в  организации;

     Z – общая численность работников, принятых за указанный период  в компанию.

     Также необходимо провести аудит всей существующей на предприятии системы адаптации.

     В арсенале руководителя службы персонала  имеется ряд методов.

  1. Анализ документов и локальных нормативных актов, регламентирующих адаптационные процедуры.
  2. Наблюдение.
  3. Интервью:
    • беседа с сотрудниками, принятыми на работу до полугода назад;
    • беседа с увольняющимися сотрудниками, отработавшими менее года;
    • интервью с руководителями, в чьих подразделениях происходит наибольший набор персонала.
  4. Фокус-группа с «экспертами»: сотрудниками отдела персонала, другими сотрудниками.
  5. Проведение опросов (в ходе комплексных исследований).

     Перечислим  основные признаки, указывающие на то, что сотрудник успешно адаптировался  в компании.

  • Работник хорошо выполнил все основные функции или типовые задачи своей новой должности.
  • Сотрудник продемонстрировал способность решать нестандартные задачи в рамках своей области ответственности.
  • Работник свободно ориентируется в организационной структуре компании, знает всех ключевых коллег / руководителей в лицо и по имени, осведомлен о должности, которую занимает каждый из них, наладил с коллегами личный контакт (т. е. показал себя с положительной стороны как в работе, так и в общении).
  • Сотрудник знаком со спецификой использования офисной техники общего назначения и оформления внутренних документов и т. п. в компании (например, как оформить командировку, взять отгул, справку, где находится бумага для принтера).
  • Работник знаком с правилами стимулирования (поощрения и наказания), принятыми в организации, и соблюдает их.
  • Сотрудник усвоил и корректно соблюдает негласные правила общения и поведения с учетом различных групп внутри компании.
  • Работник вошел в несколько или принят в одной из неформальных групп (а руководитель еще и подтвердил свою способность быть лидером в коллективе).

     Успешно адаптировавшийся сотрудник — это, по сути, работник, хорошо вписавшийся в пирамиду корпоративной культуры и усвоивший правильные модели поведения на всех трех ее уровнях: выполнение работы, деловое взаимодействие и межличностное общение.

     Подведем  итоги. Успех процесса адаптации персонала зависит от:

     - Наличия хорошо продуманной и  организованной системы адаптации  персонала;

     - Качественного уровня проведения  профессиональной адаптации нового  сотрудника: обучения, стажировки, наставничества;

     - Объективности оценки новых сотрудников  (как при отборе, так и процессе  адаптации работников);

     - Престижа и привлекательности  работы в данной должности,  отделе, компании;

     - Гибкости системы обучения персонала,  действующей внутри организации;

     - Особенностей социально-психологического  климата, сложившегося в компании;

     - Личностных особенностей адаптируемого  сотрудника и т.п.

     Итак, система адаптация персонала  необходима, и новому сотруднику, и  самой компании. Система адаптации  персонала позволяет обеим сторонам лучше узнать и понять друг друга. От успеха обеих сторон на этапе  адаптации зависит, останется ли сотрудник в компании, станет ли он со временем ее приверженцем.

Информация о работе Суть и значение понятия «адаптация»