Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:30, реферат
Нестабильность социально-политического положения России приводит к частым сбоям в работе как больших, так и малых предприятий, влечет за собой повышенную вероятность возникновения кризисов в той или иной сфере их деятельности. Словарь современных понятий и терминов определяет кризис как "затруднительное, тяжелое положение, острый недостаток, нехватка чего-либо; болезненный, переходный период; резкий, крутой перелом".
Ответ
"без комментариев" или молчание
только распыляют чужое воображение,
к тому же молчание может стоить
очень дорого. Ведь если не сама компания
предоставит информацию или сделает это
с опозданием, то журналисты получат ее
из других источников, что вряд ли создаст
для компании выгодную позицию. К тому
же плохие новости не уйдут, если отказаться
их комментировать.
Передавая
сообщение, следует сосредоточиться на
природе кризиса, а не на его причинах,
тем более на его материальных последствиях.
Отвечать надо на все вопросы и делать
это быстро, лаконично. Это снизит уровень
страха, так как, как известно, чем меньше
мы знаем об опасности, тем больше мы ее
боимся. Экспромты и остроумие в подобной
ситуации неуместны.
Безусловно
нелегко передать всю историю
в кратком, четком, ясном доступном
виде, но это должно быть сделано.
Формулировки
типа "вы понимаете, что это только
между нами" или "это конфиденциально
и не для печати" недопустимы. В реальной
жизни нет никаких гарантий, что журналист
будет строго придерживается своей профессиональной
этики. Его задача - получить информацию,
представляющую интерес для общественности.
Если
на какой-то из вопросов пока по тем или
иным причинам нет ответа, об этом следует
сказать открыто и добавить, что в данный
момент идет сбор данных по затронутой
проблеме и с получением конечного результата
СМИ будут немедленно проинформированы.
Вообще
заметим, что блестящими коммуникаторами
всегда были профессиональные политики,
такие, как Кеннеди, Никсон, Рейган. У них
можно поучиться некоторым хитростям.
Например, давно замечено, что люди больше
запоминают ответ, а не вопрос. Часто политики
не обращают особого внимания на существо
вопроса, если он им не нравится, и просто
обыгрывают его в свою пользу. Их ответы
нередко начинаются словами: "Да, это
очень интересный вопрос, но прежде чем
попытаться ответить на него, я уверен,
что люди хотят знать то, что…". Или:
"Безусловно, это одна из существующих
точек зрения, но рассмотрение данной
проблемы лучше начать с….". Еще один
вариант: "Обычно, когда мне задают этот
вопрос, я чувствую, что люди хотят знать…."
Следует
разбудить свое метафорическое воображение.
Например, речь идет о каких-то статистических
данных, скажем, о национальном долге.
Вместо того , чтобы просто обнародовать
круглую цифру, лучше сказать так: "
Национальный долг настолько велик, что
даже если бы каждый мужчина, каждая женщина,
каждый ребенок нашего огромного государства
уплатил бы по (столько-то) тысяч рублей/долларов,
задолженность не была бы погашена…"
Главное
- надо помнить о том, что вы собирались
сообщить прессе и не давать сбить
себя с толку. Враждебные, негативные
вопросы по возможности следует
превращать в позитивные. Скажем, речь
идет о вынужденном сокращении персонала
на предприятии. Акцентировать внимание
надо на том, что большая часть рабочих
мест сохранена, но руководство делает
все возможное, чтобы сохранить все места.
Тем, кого придется уволить и их семьям,
будет оказана материальная помощь. Если
же финансово-экономические показатели
предприятия улучшатся, что создаст условия
для найма новых работников, то в первоочередном
порядке будут наняты бывшие сотрудники
предприятия и т.п.
Журналисты
часто любят " навороченные ", многосложные
вопросы. Надо набраться терпения, ни в
коем случае не перебивать, дослушать
вопрос до самого конца, а потом начать
свой ответ примерно так: "Вы задали
несколько вопросов, на которые я с удовольствием
отвечу, но позвольте мне начать с самого
главного…" Человек, который отвечает
на вопрос, теперь сам решает, что самое
главное.
Нельзя
допускать того, чтобы журналист
приписывал вам на вашу реплику. Если
он говорит: "Насколько я понял,
вы хотели сказать то-то, то-то…"
Надо сразу поправить: "Вовсе нет. Вы
не совсем верно меня поняли. Я имел в виду
то-то, то-то…"
Если
ваш ответ на вопрос некорректно
перебивается репликами журналиста,
то и это может быть рассмотрено
с позитивной точки зрения. Прежде
всего, даже те несколько секунд, которые
расходуются на комментарий журналиста,
- ваш выигрыш во времени. У вас остается
больше времени продумать свой ответ.
Для этой же цели многие политики имеют
своего рода "вводные фразы": "внесем
ясность, насколько я понял ваш вопрос…",
"об этом мне хотелось бы сказать следующее…",
"возвращаясь вновь к этой проблеме,
обратим внимание на то, что…"
Многие
изложенные выше правила общения
с прессой в кризисных
На мой
же взгляд, в любом государстве, в
котором существует гласность, свобода
печати и рыночные отношения, есть желтая
пресса, папарацци - "темная сторона"
СМИ. Все дело в ее удельном весе. Этическая
неурегулированность и беспринципность
журналистики - лишь следствие неразвитости
российского бизнеса.
Поэтому
не все западные технологии применимы
не потому, что журналистика "плохая".
Причина глубже - несформированы еще
нормальные рыночные отношения. Журналистика
сама подстраивается под бизнес, но
не наоборот.
Тем не
менее к технологиям кризисного
менеджмента у нас уже проявлен интерес,
но применяется он порой "по-нашему",
"по-русски". Вот пример из газеты
"Московский Комсомолец": "Кстати,
в " Президент-отеле " во время минувших
выборов работали в основном пиарщики
- специалисты по кризисным ситуациям.
Применялись и "диверсионные" технологии.
За 15 минут до пресс-конференции Зюганова
в зале появилась скромная женщина, которая
клала на стол для прессы папку с самыми
сильными высказываниями лидера коммунистов..."
А что
касается "черного PR", то вот что об
этом пишет все тот же "Московский Комсомолец":
"Сегодня в Москве около 10 PR-агенств
.. .с уществует также 40-50 отделов в крупных
банках, государственных структурах и
рекламных агентствах. Действует в столице
еще и загадочная PR-бригада (около 100 человек),
которая занимается так называемым "черным
пи-аром". С ними-то чаще всего и приходится
сталкиваться журналистам. Это люди, которые
ходят по редакциям и через знакомых "
впаривают " нужные материалы. Они воспринимают
PR несколько наивно: как размещение определенных
статей в определенных изданиях в определенных
срок. Их всех в агентствах знают: и тех,
кто приносит в СМИ взятки, и тех, кто их
берет..."
Как бы
там ни было, будем оптимистично
смотреть на рынок PR услуг в России,
так как все-таки есть у нас и "белый"
PR: "Пиарщики могут погасить забастовку.
Быстро и с минимальными потерями. Одна
такая была погашена в Домодедовском аэропорту.
Выяснилось, что у большинства ее зачинщиков - крепкие кирпичные особняки. А чтобы это стало известно журналистам, пиарщики соорудили пресс-центр рядом с шоссе, ведущим к аэропорту, и разложили там снимки "бедных хижин" бастующих. На следующий день они появились почти во всех газетах ."
БАЛЕТНЫЙ
КОНКУРС В МОСКВЕ ИЛИ "И МЫ НЕ
ЛЫКОМ ШИТЫ"
Еще один
пример "белого PR" - успешная PR-кампания
Объединенного Корпоративного Агентства,
под названием "8 Международный конкурс
артистов балета в Москве", проведенная
в период с сентября 1996г по август 1997г.
Остановимся на ней более подробно.
Надо
признать, что подобный Конкурс - один
из самых известных и почитаемых в балетном
мире. Он представляет собой событие национального
масштаба в культурной и общественной
жизни всей страны. Однако к началу 8 Конкурса
сложилась поистине кризисная ситуация,
заставившая спасать его честь и традиции.
Пресса сообщала: "За прошедшие четыре
года со времени последнего конкурса настроение
критики и общественности в отношении
отечественного балета стало еще более
мрачным. И, надо признать, российские
будни дают тому немало поводов. Недовольство
отдельными именами, отдельными спектаклями,
отдельными тенденциями сменилось уже
каким-то общим стоном". Или же: "Главное
отечественное состязание неуклонно теряет
престиж, скатываясь до разряда советско-азиатского
слета молодежи и студентов". Кроме
того финансовая ситуация оказалась просто
катастрофической - конкурс дважды чуть
не сорвался: обещанных денег из бюджета
не поступало.
Перед
Агентством было поставлено три проблемы.
Во-первых, сформировать благоприятное
общественное мнение, во-вторых, привлечь
спонсорские средства и, в-третьих, предоставить
информационное обеспечение конкурса.
Среди
инструментов PR, использованных в кампании,
фигурировало и управление кризисной
ситуацией. Первоочередной задачей
стало формирование позитивного
общественного мнения по отношению
к самому мероприятию, в первую очередь
- в кругах творческой интеллигенции.
Негативное
влияние на потенциальных спонсоров
относительно престижности мероприятия
оказало решение о переносе места
проведения туров Конкурса со сцены
Большого Театра на подмостки Театра Оперетты.
Функционирование главного оперно-балетного
театра страны вот уже несколько лет было
связано в общественном сознании исключительно
со скандалами.
К тому
же неоднозначным было отношение
к личности председателя жюри Конкурса
народного артиста СССР Юрия Григоровича
со стороны некоторых представителей
балетной общественности - незадолго до
конкурса в прессе прошла достаточно шумная
кампания, инициированная его творческими
оппонентами.
Чтобы
решить эти проблемы, Агентство, совместно
с организаторами Конкурса, разработало
систему позитивной аргументации и провело
ряд неофициальных встреч ("круглых
столов") с балетными критиками, журналистами
(в том числе с участием тех, кто активно
критиковал Григоровича).
Система аргументации была выстроена следующим образом:
Количество
поданных заявок и уровень
"заявленных" конкурсантов со
всего мира свидетельствуют,
В
состав жюри вошли
Сцена
Театра Оперетты в прошлом
являлась Малой сценой
Торжественные
церемонии открытия и закрытия
будут происходить в
Сцена
ГАБТа имеет ряд технических
сложностей для выступления
Что касается
финансовых проблем, то все предыдущие
Конкурсы традиционно финансировались
из государственного бюджета.
8. Международный
Конкурс, несмотря на
В условиях,
когда заявки на участие в Конкурсе
уже были поданы из более , чем 25 стран
(свыше 100 участников), а сроки поступления
средств на проведение Конкурса со стороны
государства по-прежнему оставались неясными,
на первый план вышла необходимость привлечения
внебюджетных спонсорских средств и помощи
меценатов.
В результате
проведенной работы, Агентству удалось
привлечь как финансовые, так и материальные
ресурсы, необходимые для достойного проведения
Конкурса. Однако привлеченные спонсорские
взносы покрыли лишь 60% общей сметы мероприятия.
В этой
ситуации Агентство предложило собрать
экстренную пресс-конференцию и объявить
журналистам о вынужденном досрочном
прекращении Конкурса в связи с отсутствием
обещанных бюджетных средств и невозможностью
выплатить заявленные премии будущим
победителям. Было подготовлено и передано
по каналам ТАСС и Интерфакс Открытое
письмо - обращение к Правительству России.
В результате
предпринятых действий в начале 2 тура
было начато бюджетное финансирование
Конкурса. "Известия" от 1 июля 1997
года писали: "Но мог бы кто-нибудь
подумать раньше, что московскому конкурсу
когда-то придется яростно отстаивать
себя в борьбе с государственной властью
? Нынешний восьмой дал новый опыт - прискорбный
и позитивный одновременно. После 2 тура
конкурс чуть было не закрылся - отсутствовало
многократно обещанное государственное
финансирование, акция жила в долг, а лауреатам
нечем было бы выплачивать объявленный
призовой фонд. Оперативно вмешалась пресса,
общественность, конкурс пошел вновь и
ко всеобщему счастью благополучно дошел
до яркого финала".
Информация о работе Связи с общественностью в кризисных ситуациях