Технология управления персоналом (наем, отбор, прием, деловая оценка персонала)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ существующих в современных условиях процедур найма, отбор и приема и деловой оценки персонала.
Объектом данного исследования является технология управления персоналом, а предметом выступает система и реализация процессов найма, оценки, отбора и приема персонала.
Задачи, которые ставятся при написании работы:
Изучить основные источники найма персонала;
Рассмотреть основные этапы построения системы отбора кадров;
Охарактеризовать некоторые современные методы отбора и деловой оценки персонала.

Содержание

1 Наем персонала 4
1.1 Задачи при найме персонала 4
1.2 Основные источники найма персонала 5
2 Организация процесса отбора персонала 8
2.1 Замещение вакантной должности 8
2.2 Отбор претендентов на вакантную должность 12
3 Деловая оценка персонала 16
3.1 Процесс и основные показатели оценки 16
3.2 Методы оценки 19
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ1.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

      2) Заполнение бланка заявления и анкеты претендента на должность. Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Ту же последовательность используют вербовщики. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность труда претендента. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе.

      Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).

      Анализ  анкетных данных в сочетании с  другими методами отбора выявляет следующую информацию: 1) соответствие образования заявителя минимальным квалификационным требованиям; 2) соответствие практического опыта характеру должности; 3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей; 4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочно, в командировках); 5) круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и получении дополнительной информации.

      Содержание  анкеты в американских фирмах устанавливается  самим нанимателем. Оно варьирует в зависимости от контингента персонала, на который рассчитана анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности управляющих применяют более подробные анкеты, чем при найме конторских служащих.

      Возможны  и специальные виды анкет. Например, иногда применяют особые бланки для студентов высших учебных заведений, с которыми ведется работа по оргнабору. Поскольку трудовой стаж студентов невелик, обращают пристальное внимание на учебу, экономические способности и интересы претендента. В анкете запрашивается информация об учебных заведениях, специальности, объеме (в часах) профилирующих курсов (каждого в отдельности), второй специальности. Запрашиваются данные об академической успеваемости претендента, начиная со школы: место в классе по успеваемости, средний балл, балл успеваемости в колледже по дисциплинам специальности. В анкете требуется указать баллы по управленческим и юридическим дисциплинам, количе- ство учебных часов, прослушанных по бухучету и анализу хозяйственной деятельности, подробные сведения об этих курсах.

      Одна  из задач анкетирования заключается  в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе кандидата в случае приема на работу. Часто анкеты содержат данные о числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы по причине болезни и т.д. Обращается особое внимание на факторы, указывающие потенциальную возможность раннего увольнения работника. В анкете запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом. Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с работником. Претендент обязан также указать недостатки здоровья, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие фирмы сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.

      Круг  вопросов, на которые стремится получить ответ фирма, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство фирмы полагаются на анкету, в других уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновка и графическое оформление анкет также варьируют.

      3) Беседа по найму. Существует несколько видов беседы по найму: проводимые по схеме; слабоформализованные; выполняемые не по схеме. В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Если в ходе беседы пытаются оказывать давление на заявителя, например, задавая вопросы враждебным тоном или намеренно прерывая заявителя, то возможны стрессовые ситуации, крайне отрицательно сказывающиеся на процессе отбора.

      Существуют  разные ошибки, уменьшающие результативность проводимых бесед. Распространенная ошибка — тенденция делать вывод о заявителе по первому впечатлению, с первых минут беседы. Кроме того, встречаются случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы не совершать такой ошибки, проводящий беседу, должен наблюдать и за речью заявителя, и за его поведением.

      Приведем  краткие рекомендации, которые следует  учитывать при проведении бесед.

      1. Следует внимательно слушать,  что и как говорит заявитель.

      2. Необходимо следить за поведением заявителя, стараясь получить наиболее полную информацию о поступающем.

      3. Помните о требованиях, предъявляемых  характером работы.

      4. Решение следует принимать, только  имея всю нужную информацию.

      5. Беседу необходимо вести вокруг  вопросов, которые являются важными критериями отбора. Эти вопросы отражаются в анкете по приему на работу.

      4) Тестирование. Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом месте (таблица 2). 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2 – Перечень тестов для отбора работников при приеме на работу 

      Наименование тестов              Категория тестируемых работников       
Линейные  руководители        Функциональные руководители        Специалисты       
1. На определение творческого потенциала работника

2. На определение  трудностей во взаимоотношениях

3. На определение  авторитета работника

4. На наличие  организаторских способностей молодого руководителя

5. На определение  пригодности к работе руководителем

6. На определение  способности быть предпринимателем

7. На конфликтность  характера

      
      + 
 
 

      +

      + 

      +  

      +  

      +

      
      +  

      +

      + 
 
 
 
 
 
 

      +

      
      +  

      + 
 
 
 
 
 
 
 

      +

      
 

      5) Проверка рекомендации и послужного списка. При подаче заявления о приеме на работу на одной из ступеней отбора кандидата можно попросить представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Если прежние работодатели дают только общую минимальную информацию, то польза от рекомендательных писем невелика. Если есть необходимость проверки биографических данных, более приемлемой альтернативой письму может быть телефонный звонок предыдущему начальнику, е тем чтобы обменяться мнениями или выяснить какие-либо интересующие вопросы. Наиболее часто проверяемыми пунктами являются последнее место работы и образование.

      6) Медицинский осмотр. Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр. Причины для такого требования следующие: в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсации необходимо знание физического состояния заявителя в момент найма; необходимо предотвратить наем переносчиков заразных болезней.

      6) Принятие предложения о приеме. Прием на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового контракта.

      Как мы видим, отбор претендента на вакантную  должность – это серьезный и многоступенчатый процесс, требующий достаточный период времени для его осуществления работниками отдела кадров.

 

3 Деловая оценка  персонала

3.1 Процесс и основные  показатели оценки

 

      Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

      На  основании степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:

      • выбор места в организационной  структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника; разработка программы его развития;

      • определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;

      • определение способов внешней мотивации  работника.

      Кроме того, деловая оценка персонала может  помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

      К сожалению, практически любая организация  допускает ошибки деловой оценки персонала, т.е. имеет место нереалистичность деловой оценки, вызванная объективным или субъективным несоответствием оценщика или метода оценки предъявляемым требованиям. Типичными являются: ошибка экстремальности, ошибка усреднения, ошибка пристрастия и т.д. Очевидно, что устранить полностью ошибки деловой оценки вряд ли возможно, но необходимо стремиться в максимальной степени снизить их отрицательное воздействие. Для этого должен быть четко проработан и реализован организационный процесс подготовки деловой оценки.

      Этот  процесс предполагает выполнение следующих  обязательных мероприятий:

      • разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка к конкретным условиям организации;

      • формирование оценочной комиссии с  привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;

      • определение времени и места  проведения деловой оценки;

      • установление процедуры подведения итогов оценивания;

      • проработка вопросов документационного  и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);

      • консультирование оценщиков со стороны  разработчика методики или специалиста, владеющего ею,

      При разработке методики деловой оценки особое внимание следует уделить описанию этапов проведения оценки. Опираясь на передовой опыт лучших отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой оценки:

      1) сбор предварительной информации по индивидуальной, необобщенной оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;

      2) обобщение информации, полученной  на предыдущем этапе;

      3) подготовка руководителя к оценочной  беседе с подчиненными сотрудниками;

      4) проведение оценочной беседы  и подведение ее результатов;

Информация о работе Технология управления персоналом (наем, отбор, прием, деловая оценка персонала)