Теоретические аспекты контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание

Содержание любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление узких мест.
В системе оперативного контроллинга рассматриваются экономические процессы в рамках одного года. Регулирование производственного процесса осуществляется путем непрерывного сопоставления плановых данных с фактическими.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические аспекты контроллинга….………..…………………...5
1.1. История развития контроллинга…………………………………...5
1.2. Предмет и сущность контроллинга………………………………..9
1.3. Цели и задачи контроллинга………….…………………………..11
Глава II. Методологические основы контроллинга.…………………………..16
2.1. Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
2.2. Формирование системы контроллинга в организации………….25
2.3. Фазы внедрения контроллинга…………………………………...28
Глава III. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ».................................................................................................40
3.1. Общая характеристика предприятия………………….……………40
3.2. Анализ системы контроллинга на предприятии………..…………43
3.3. Рекомендации по внедрению контроллинга…………….…………47
Заключение………………………………………………………..….……..50
Список использованной литературы…………………..………………..51

¬

Работа состоит из  1 файл

контроллинг курсак.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)
  1. самостоятельность вместо зависимости.
  2. самоуправлению вместо подчинения.
  3. доверие вместо контроля.

 

Лишь такое действие механизма  контроллинга приводит к изменениям во взаимоотношениях между работниками  предприятия и способствует взаимопониманию  между ними.

 

Сущность самого контроллинга в понятийном плане определено литературой  по-разному. Наиболее распространенное понимание контроллинга и его  методов сводится к следующему:

    1. планирование (подробное)
    2. контроль за выполнением плана
    3. глубокий анализ ответственности работников
    4. учет (управленческий).

 

Контроллинг это система  управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.

Контроллинг сравнивают с  современным навигационным оборудованием  корабля, позволяющим предприятию  лучше ориентироваться в бурном мире рыночных отношений.

 
1.3. Цели и задачи контроллинга

Контроллинг, как система  рационализации целе достижения, прошел достаточно серьезный путь развития. При этом, возникновение и основные этапы его совершенствования напрямую были связаны с изменениями во внешней бизнес-среде, когда предприятия не могли обойтись старыми методами управления. На протяжении всего своего развития контроллинг был и остается объективно необходимым для успешного и эффективного ведения бизнеса. С успешностью бизнеса связана целевая ориентация контроллинга.

Цели контроллинга на предприятии  можно разделить на общие и специальные. Общие цели, как направление деятельности, всегда совпадают с целями организации, так как по своей сути они ими и определяются. Общие цели контроллинга выражаются преимущественно в количественных экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации, в гарантированном обеспечении заданного уровня ликвидности, в минимизации затрат предприятия (точнее говоря, в оптимизации затрат) и т.п. Общие цели контроллинга не дают понимания его уникальности и отличия от обычного управления предприятием. Поэтому, следует пристальное внимание уделить рассмотрению именно специальных целей и задач контроллинга на предприятии.

В наиболее общем виде специальная  цель деятельности службы контроллинга должна заключаться в обеспечении  эффективности системы управления компанией посредством информационно-аналитической  и методологической поддержки руководителей  всех уровней предприятия в процессе принятия ими управленческих решений, направленной на гарантированность  достижения основных (прежде всего  монетарных) целей предприятия. Причем поддержка эта осуществляется с  помощью специальных финансовых инструментов: методов учета, анализа  и расчета затрат,  
планирования и бюджетирования, контроля за системой, выявления и анализа отклонений факта от плана и т.д.

Достижение целей системы контроллинга обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимодействия различных ее элементов требуется достичь конкретных финансовых показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития компании.

В свете выводов исследования немецкого предприятия мы можем  сформулировать основную целевую универсальную  задачу контроллинга в следующем  виде: построение на предприятии эффективной  системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений, обеспечивающей достижение оперативных  и стратегических целей предприятия. Осуществление такой метазадачи реализуется через комплекс задач  в сферах учета, поддержки процессов  планирования и контроля за реализацией планов, обеспечения руководства аналитической информацией, финансового менеджмента и т.д.

Поскольку главной стратегической целью коммерческого предприятия является максимизация прибыли и повышение рентабельности деятельности, то основной функциональной задачей контроллинга является управление затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия. Однако, сфера прикладных задач контроллинга на предприятии неимоверно шире, поэтому следует более подробно рассмотреть их постановку и реализацию на предприятии.

В сфере управленческого (производственного) учета задачи контроллинга включают создание системы сбора  и обработки информации существенной для принятия управленческих решений  на разных уровнях руководства. Организация  учета затрат не только по отдельным  видам выпускаемой продукции, но также по технологическим процессам, фазам производства, покупателям, регионам сбыта и т.д. В данную группу попадают также задачи по подбору или разработке методов учета затрат и калькулирования себестоимости, критериев, финансовых и общеэкономических показателей для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.

Поддержка процесса планирования заключается в выполнении следующих  задач контроллинга:

  1. формирование и развитие системы комплексного планирования и бюджетирования;
  2. разработка методов планирования;
  3. определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Служба контроллинга принимает  действенное участие в разработке базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), а  также координирует отдельные планы  по времени и содержанию, проверяет  составленные планы на полноту и  напряженность. Участвует в составлении  единого оперативного плана предприятия. Более того, руководство процессом  бюджетирования является одной из основных задач контроллинга.

 

При этом следует отметить, что служба контроллинга не должна определять, что планировать, а должна рекомендовать, как и когда планировать, насколько детально это нужно  делать, а также заранее оценить  возможности реализации запланированных  мероприятий, устранить максимальные границы отклонений факта от плана, что особенно важно для повышения  эффективности бюджетирования на предприятии.

Вместе с тем, сложившаяся  на предприятии многолетняя практика планирования должна периодически подвергаться контроллерами серьезному анализу. Лишь наиболее результативные способы  планирования следует использовать на предприятии, процесс этот не должен стоять на месте.

В число задач контроллинга входит также оценка и управление рисками предприятия. Как уже  отмечалось, риск – это возможность  возникновения неблагоприятных  ситуаций в ходе выполнения планов и инвестиционных проектов предприятия. Риски обуславливаются разными  обстоятельствами: проявлением сил  природы (наводнениями, землетрясениями  и др.) негативными действиями действия человека и т.д.

Управление риском означает деятельность, направленную на смягчение  воздействия риска на результаты деятельности предприятия. Оно включает в себя выявление рисков, которым  предприятие подвержено в большей  степени, нахождение способов избежания или снижения потерь, которые могут иметь место в результате того или иного риска, а также разработку мероприятий по возмещению понесенного ущерба.

В целом роль контроллинга в менеджменте можно выразить формулой: 
Менеджмент = Планирование + Контроллинг

 
ГЛАВА 2. Методологические основы контроллинга

2.1. Методы и инструменты контроллинга

 

Для изучения контроллинга используются как общенаучные, так  и специфические приемы исследования. К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т.д.

 
К числу специфических методов  применяемых в контроллинге относятся:

  1. АВС - анализ – используется для определения главных моментов в работе предприятия. При АВС – анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:

А – задачи выполняются  одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение  способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или  руководитель предприятия).

В – задачи – это также  важные задачи, но их можно делегировать компетентными сотрудниками.

С – задачи – это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять  выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.).

 
При АВС- анализе затраты времени на выполнение этих работ не соответствуют значимости этих работ.

На выполнение А-задач  требуется примерно 5% времени. Значимость А- задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.

В- задачи – это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.

С- задачи занимают примерно 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%.

Анализ величины в точки  убыточности.

При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.

Все затраты предприятия, связанные с производством и  сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят  от объема производства и продажи  продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.

Безубыточность – такое  состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы  предприятие 
получало прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточности объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании 
управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей  основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль.

Разность между фактическим  безубыточным объемом продаж – это  зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический  объем продаж выше критического, при  котором рентабельность продаж равна  нулю.

Анализ величины в точке  безубыточности используется для:

  1. определения целевой прибыли;
  2. для принятия решений об объемах выпуска отдельных видов продукции;
  3. для устранения контроля ценовой политики;
  4. для принятия инвестиционных решений;
  5. для определения критической выручки;
  6. для определения финансовой устойчивости предприятия.

 
 Метод расчета  сумм покрытия – при этом методе контроллинга с выручки вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат.

 

 Метод расчета  инвестиций:

Цели инвестиционных расчетов:

    1. определение выгодности отдельных инвестиционных проектов;
    2. выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;
    3. формирование инвестиционных программ;

 

данные, необходимые для  инвестиционных расчетов:

  1. внутренние ( переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, производительность, рыночная доля и т.д.)
  2. внешние (конъюнктура рынка, технологический прогресс, цены, законодательство, состояние рынка труда и т.д.).
  3. методы инвестиционных расчетов.

Информация о работе Теоретические аспекты контроллинга