Теоретические аспекты контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание

Содержание любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление узких мест.
В системе оперативного контроллинга рассматриваются экономические процессы в рамках одного года. Регулирование производственного процесса осуществляется путем непрерывного сопоставления плановых данных с фактическими.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические аспекты контроллинга….………..…………………...5
1.1. История развития контроллинга…………………………………...5
1.2. Предмет и сущность контроллинга………………………………..9
1.3. Цели и задачи контроллинга………….…………………………..11
Глава II. Методологические основы контроллинга.…………………………..16
2.1. Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
2.2. Формирование системы контроллинга в организации………….25
2.3. Фазы внедрения контроллинга…………………………………...28
Глава III. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ».................................................................................................40
3.1. Общая характеристика предприятия………………….……………40
3.2. Анализ системы контроллинга на предприятии………..…………43
3.3. Рекомендации по внедрению контроллинга…………….…………47
Заключение………………………………………………………..….……..50
Список использованной литературы…………………..………………..51

¬

Работа состоит из  1 файл

контроллинг курсак.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

 
Оценка отдельных инвестиционных объектов осуществляется статистическими  и динамическими методами.

Статистические методы:

а) метод сравнивания по издержкам;

б) метод сравнивания по прибыли;

в) метод расчета рентабельности;

г) метод расчета амортизации  ( срока окупаемости).

 
Динамические методы:

а) метод расчета ценности капитала;

б) метод расчета внутренней рентабельности.

 
Инструменты контроллинга.

 

Теория принятия решений  служит для описания и формирования процесса управления, если в качестве главных направлений деятельности руководителей рассматривать планирование, управление и контроль. Планирование занимает в теории принятия решений  центральное место и представляет собой регулярно повторяющийся  процесс принятия решений. Процессы планирования и контроля за реализацией планов во многом зависят от специфики стиля управления на предприятии и связаны с принятием руководителями на себя определенной ответственности. Поэтому теоретическую базу процесса управления образуют также психология, философия и предпринимательская этика.

Предприятие можно представить  как сверхсложную открытую социально- техническую систему, связанную специфическими отношениями с внешней средой. Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на предприятии производят блага(товары и услуги) для удовлетворения спроса со стороны. При этом элементы потенциала предприятия ( персонал и средства производства) взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, связанные с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ (денег). Под реальными благами в дальнейшем понимаются преимущественно информация и материальные блага, поскольку для промышленного предприятия характерно прежде всего производство материальных благ в результате действий людей или машин, перерабатывающих или обрабатывающих в ходе технологического процесса сырье, материалы и полуфабрикаты. С производством товаров связано также оказание услуг.

Информация, материальные и  номинальные блага – объекты, с которыми совершаются действия, - представляют собой элементы входа  и выхода. Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними  
образуются информационные, товарные, а также денежные потоки. Эти потоки проходят через предприятие и связывают его с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без сопровождающих их потоков товаров и денег. Потоками товаров и другими реальными потоками, а также денежными потоками можно управлять при помощи информационных потоков.

Промышленное предприятие  можно рассматривать как элемент  народного хозяйства с названными выше входными и выходными потоками.

 
- материально- вещественные потоки

- денежные потоки

- информационные потоки

Планирование. Процесс принятия решения связанный с будущем называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.

Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия  посредством:

  • целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
  • выявления рисков и снижения их уровня;
  • разукрупнения и тем самым упрощения процессов;
  • повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Планирование обусловлено  анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.

Контроль. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.

Контроль включает также  комплекс мероприятий по анализу  вероятных отклонений от запланированных  показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь  инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.

Главный смысл контроля заключается  в создании гарантий выполнения планов и в общем повышении эффективности  управленческого процесса.

Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику предприятия. К политическим решениям относятся прежде всего решения, связанные с генеральными целями предприятия, выражающими философию предприятия, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства.

Предприятия, внедрившие и  применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический  эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления  своевременной информации о собственной деятельности.

Формирование  системы контроллинга в организации

Контроллинг, являясь концепцией системного управления, в целях обеспечения  долгосрочного эффективного функционирования предприятия организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.

Факторы, являющиеся основанием – побудительным мотивом для  создания системы контроллинга в  организации:

  • ухудшение в сравнении с подобным предприятиями экономических показателей;
  • появление новых или изменение целей в сложившиеся условиях функционирования;
  • отсутствие согласований целей;
  • устаревшие методы планирования, калькуляция и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
  • отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;
  • дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.

При наличии одного или  нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд  предпосылок внедрения системы  контроллинга по направлениям : организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.

Организация:

  • плохое представление об организационной структуре предприятия абсолютно большинства работников, в том числе и руководителей предприятия;
  • сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;
  • отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей;
  • перегруженность отдельных подразделений;

 
Продукция:

  • устаревшие модели продукции;
  • несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;
  • плохие перспективы выпускаемой продукции.

 
Закупки:

  • низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;
  • необоснованно большие запасы материалов на складе.

 
Персонал:

  • восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании;
  • неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.

 
Оборудование:

  • устаревший парк основного оборудования и производственных средств;
  • отсутствие системы планово- предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя.

 
Система информационного  обеспечения и отчетность:

  • отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части;
  • заполнение документов у ручную;
  • ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений;
  • недостоверность информации;
  • отсутствие или недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения;
  • отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам.

Предметом отдельного анализа  является состояние производственного  процесса и прохождения заказов  в организации. Нередко нет четких правил и порядка приема заказа от клиентов. На вопрос, кто отвечает за прием заказов, нельзя получить однозначного ответа. На предприятиях часто отсутствуют  единая система заполнения формуляров и упорядоченный документооборот. Это не позволяет точно сказать, в каком состоянии находится  заказ, отсутствует система оперативного управления исполнением заказов. У  рабочих мест могут лежать горы заготовок  или готовых деталей, что во всех случаях приводит к росту издержек на предприятии в целом.

    1. Фазы внедрения контроллинга

Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии.

Анализ зарубежной и отечественной  практики внедрения контроллинга показывает, что не следует принимать решение  о разработке и внедрения системы  контроллинга в условиях резкого  ухудшения основных показателей  деятельности предприятия.

Благоприятным моментом для  начала построения системы контроллинга является появление первых слабых сигналов о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия. Речь идет о внутренних, так и  внешних по отношению к предприятию  сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и  признаках.

Немаловажным фактором, который  надо обязательно учитывать при  выборе момента внедрения системы  контроллинга, является наличие у  предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов. Не секрет, что разработка и внедрение  системы контроллинга стоит немалых  денег, тем более этот процесс  реализуется с привлечением внешних  консультантов.

После того как принято  решение о разработке системы  контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга. На этой фазе еще  рано говорить о начале внедрения  контроллинга, правильнее считать это  начальным этапом создания службы контроллинга. Создание контроллинга не тождественно созданию системы контроллинга на предприятии  в целом.

Прежде чем внедрять инструменты  контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям предприятия. В первую очередь речь идет о разработке следующих инструментов:

  • системы планирования и бюджетирования на предприятии (оперативное и стратегическое планирование);
  • методики расчета маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельным подразделением, продуктам, клиентам и рынкам;
  • методов расчета затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
  • системы отчетности, ориентированной на конкретных пользователей внутри предприятия;
  • методики расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
  • методики анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.п.

Внедрение контроллинга на предприятии должно быть продемонстрировано контроллерами и должны быть разработаны  инструменты внедрения, а также  убедить менеджеров в необходимости  их применения в практической деятельности.

Перечислим основные признаки внедрения контроллинга в текущую  деятельность предприятия:

  • четкий и ясный язык представления результатов деятельности анализируемых объектов;
  • убедительная для менеджеров предприятия интерпретация результатов деятельности их подразделений;
  • появление у контроллеров определенной независимости и элементов настойчивости в аргументации;
  • проявление со стороны менеджеров дружелюбной и доверительного отношения к контроллерам;
  • готовность к сотрудничеству и коммуникациям.

Информация о работе Теоретические аспекты контроллинга