Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа
Содержание любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление узких мест.
В системе оперативного контроллинга рассматриваются экономические процессы в рамках одного года. Регулирование производственного процесса осуществляется путем непрерывного сопоставления плановых данных с фактическими.
Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические аспекты контроллинга….………..…………………...5
1.1. История развития контроллинга…………………………………...5
1.2. Предмет и сущность контроллинга………………………………..9
1.3. Цели и задачи контроллинга………….…………………………..11
Глава II. Методологические основы контроллинга.…………………………..16
2.1. Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
2.2. Формирование системы контроллинга в организации………….25
2.3. Фазы внедрения контроллинга…………………………………...28
Глава III. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ».................................................................................................40
3.1. Общая характеристика предприятия………………….……………40
3.2. Анализ системы контроллинга на предприятии………..…………43
3.3. Рекомендации по внедрению контроллинга…………….…………47
Заключение………………………………………………………..….……..50
Список использованной литературы…………………..………………..51
¬
Оценка отдельных
Статистические методы:
а) метод сравнивания по издержкам;
б) метод сравнивания по прибыли;
в) метод расчета рентабельности;
г) метод расчета амортизации ( срока окупаемости).
Динамические методы:
а) метод расчета ценности капитала;
б) метод расчета внутренней рентабельности.
Инструменты контроллинга.
Теория принятия решений
служит для описания и формирования
процесса управления, если в качестве
главных направлений
Предприятие можно представить как сверхсложную открытую социально- техническую систему, связанную специфическими отношениями с внешней средой. Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на предприятии производят блага(товары и услуги) для удовлетворения спроса со стороны. При этом элементы потенциала предприятия ( персонал и средства производства) взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, связанные с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ (денег). Под реальными благами в дальнейшем понимаются преимущественно информация и материальные блага, поскольку для промышленного предприятия характерно прежде всего производство материальных благ в результате действий людей или машин, перерабатывающих или обрабатывающих в ходе технологического процесса сырье, материалы и полуфабрикаты. С производством товаров связано также оказание услуг.
Информация, материальные и
номинальные блага – объекты,
с которыми совершаются действия,
- представляют собой элементы входа
и выхода. Если выход одного элемента
является входом другого элемента,
то между ними
образуются информационные, товарные,
а также денежные потоки. Эти потоки проходят
через предприятие и связывают его с внешней
средой. Информационные потоки частично
проходят без сопровождающих их потоков
товаров и денег. Потоками товаров и другими
реальными потоками, а также денежными
потоками можно управлять при помощи информационных
потоков.
Промышленное предприятие
можно рассматривать как
- материально- вещественные потоки
- денежные потоки
- информационные потоки
Планирование. Процесс принятия решения связанный с будущем называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.
Главный смысл планирования
состоит в повышении
Планирование обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.
Контроль. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.
Контроль включает также комплекс мероприятий по анализу вероятных отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.
Главный смысл контроля заключается
в создании гарантий выполнения планов
и в общем повышении
Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику предприятия. К политическим решениям относятся прежде всего решения, связанные с генеральными целями предприятия, выражающими философию предприятия, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства.
Предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности.
Формирование системы контроллинга в организации
Контроллинг, являясь концепцией системного управления, в целях обеспечения долгосрочного эффективного функционирования предприятия организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.
Факторы, являющиеся основанием – побудительным мотивом для создания системы контроллинга в организации:
При наличии одного или нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок внедрения системы контроллинга по направлениям : организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.
Организация:
Продукция:
Закупки:
Персонал:
Оборудование:
Система информационного
обеспечения и отчетность:
Предметом отдельного анализа
является состояние производственного
процесса и прохождения заказов
в организации. Нередко нет четких
правил и порядка приема заказа от
клиентов. На вопрос, кто отвечает за
прием заказов, нельзя получить однозначного
ответа. На предприятиях часто отсутствуют
единая система заполнения формуляров
и упорядоченный
Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии.
Анализ зарубежной и отечественной практики внедрения контроллинга показывает, что не следует принимать решение о разработке и внедрения системы контроллинга в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятия.
Благоприятным моментом для начала построения системы контроллинга является появление первых слабых сигналов о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия. Речь идет о внутренних, так и внешних по отношению к предприятию сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и признаках.
Немаловажным фактором, который надо обязательно учитывать при выборе момента внедрения системы контроллинга, является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов. Не секрет, что разработка и внедрение системы контроллинга стоит немалых денег, тем более этот процесс реализуется с привлечением внешних консультантов.
После того как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга. На этой фазе еще рано говорить о начале внедрения контроллинга, правильнее считать это начальным этапом создания службы контроллинга. Создание контроллинга не тождественно созданию системы контроллинга на предприятии в целом.
Прежде чем внедрять инструменты контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям предприятия. В первую очередь речь идет о разработке следующих инструментов:
Внедрение контроллинга на предприятии должно быть продемонстрировано контроллерами и должны быть разработаны инструменты внедрения, а также убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности.
Перечислим основные признаки внедрения контроллинга в текущую деятельность предприятия: