Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление синергетического эффекта при объединении компаний и его реализация.
Задачи курсовой работы:
* ознакомление с формами проявления синергии;
* характеристика типов эффекта синергии;
* рассмотрение концепции и стратегии синергизма;
* краткая характеристика профиля способностей фирм;
* провести SWOT- анализ объединившихся сетей магазинов;
* определение возможных направлений достижения синергии при объединении сети магазинов «Пятерочка» и «Перекресток».
Введение
1. Теоретические аспекты синергизма и профиля способностей фирмы
1. Основные понятия и определения 5
2. Формы проявления синергии 6
3. Типы проявления синергии 7
4. Концепция синергизма 11
5. Стратегия синергизма 13
6. Возможные направления достижения синергии 16
7. Профиль способностей фирмы 19
2. Объединение сети дискаунтеров «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток»
2.1.SWOT- анализ объеденной сети 22
2.2.Возможные типы синергии при объединении 26
2.3.Профиль способностей объединенной сети 27
3. Рекомендации по достижению желаемого синергетического эффекта при
объединении сетей 29
Выводы 31
Заключение 32
Список использованной литературы
Содержание
Введение
2.1.SWOT- анализ объеденной сети 22
2.2.Возможные типы синергии при объединении 26
2.3.Профиль способностей
3. Рекомендации
по достижению желаемого синергетического
эффекта при
объединении сетей 29
Выводы 31
Заключение 32
Список использованной
литературы
Введение
Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе – это проблема достижения синергии при объединении крупных компаний (на примере дискаунтера розничной сети «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток»). Эта проблема является достаточно актуальной в нынешнее время, т.к. в России наблюдается тенденция к слиянию крупных компаний, занимающихся различными видами бизнеса.
Целью курсовой работы является выявление синергетического эффекта при объединении компаний и его реализация.
Задачи курсовой работы:
В первой части курсовой работы рассмотрены основные определения, классификация слияний, построение профиля способностей фирмы на основе базовой модели. Во второй части работы приведён практический пример реализации стратегии, основанной на синергизме. В третьей части даны некоторые рекомендации по усилению синергетического эффекта для успешного объединения компаний.
Вторая часть курсовой работы основана на анализе сектора розничной торговли. Две из десяти крупнейших российских продовольственных розничных сетей — дискаунтеры «Пятерочка» и супермаркеты «Перекресток» заключили сделку в апреле 2006 года по слиянию.
Схема сделки довольно сложна. Сначала голландская компания «Pyaterochka Holding» приобрела гибралтарскую «Perekrestok Holdings Ltd» (в свою очередь, владельцами 100% акций последней являются российская «Альфа-груп», международная инвестиционная компания Templeton и топ-менеджеры сети «Перекресток»).
Гибралтарцы получили 300 миллионов долларов и более 15 миллионов акций «Пятерочки» новой эмиссии. В результате еще непубличный «Перекресток» стал частью открытого АО, чьи бумаги торгуются на фондовых рынках.
После этого «Альфа-груп» выкупил у акционеров-основателей «Пятерочки» 54% за 1,2 млрд долларов. Цена одной акции, таким образом, составит 20,26 доллара, что на 20,4% выше средней цены закрытия (16,83 доллара). В итоге «Альфа-груп» получила контроль над объединенной компанией, а за акционерами-основателями «Пятерочки» осталось 21,2%.
Объединенная компания стала лидером рынка. По сумме оборотов новая «Pyaterochka Holding» сразу выходит на первое место в розничном рейтинге. Но этого мало: она претендует на безусловное лидерство и в долгосрочной перспективе — за счет такого ресурса, как синергия от слияния. В 2008 году предполагается достичь оборота в 6 млрд долларов против нынешних 2,4 млрд. Сеть к этому времени будет состоять из 700 магазинов-дискаунтеров «Пятерочка» (сейчас -347) и 240 магазинов «Перекресток» (пока -120). А через десять лет участники сделки рассчитывают получить монстра с оборотом в несколько десятков миллиардов долларов.
Значительную часть прироста выручки еще в 2005 году «Пятерочка» планировала получить за счет поглощения магазинов других сетей, что принесло бы в ее оборот 150-200 миллионов долларов. Но по разным причинам намеченные поглощения передвинулись с сентября на декабрь. Компания при этом продолжила сделки по поглощению в 2006 году и полагает, что недобор по продажам 2005 года поможет увеличить продажи в текущем году. Питерский рынок насыщен форматами цивилизованной торговли (их доля составляет 60%) и недостаточным вниманием к качеству обслуживания. В 2005 году менеджмент «Пятерочки» сосредоточился на планах по открытию магазинов, упуская из виду текущую работу. Но после снижения объемов продаж руководство поставило задачу поднять продажи в старых точках. Для этого был проведен рестайлинг (операционные показатели в уже обновленных магазинах увеличились в Москве на 10%, а в Питере — на 5%), пересмотрен ассортимент: число товарных позиций увеличилось с 3 до 4,5 тысяч, введены товары более высокого класса, увеличена доля непродовольственных товаров.
Стоимость «Перекрестка» можно оценить
примерно в 1,3 миллиарда долларов, по данным
журнала «SmartMoney». Капитализация «Пятерочки»
вдвое выше - 2,7 миллиарда долларов, хотя
ее оборот больше всего на треть. Объясняется
это тем, что у петербургской сети более
привлекательная рентабельность - 12% против
7% у «Перекрестка». По словам аналитика
компании «Уралсиб» Марата Ибрагимова
слияние почти равных компаний необычно
для России, руководители двух сетей поступились
собственными амбициями ради эффективного
бизнеса. В результате «Пятерочка»
станет крупнейшей компанией в сфере продовольственного
ритейла. Ее суммарный розничный оборот
превысит 2,54 миллиарда долларов (по данным
за 2005 год), что выводит объединенную компанию
на третье место в рейтинге крупнейших
розничных торговцев после «Эльдорадо»
и «Евросети»1.
1.1. Основные понятия и определения
Синергизм в менеджменте означает взаимодействие различных сфер бизнеса фирм. Источником синергизма может быть использование одних и тех же производственных мощностей или общефирменных служб, например службы НИОКР, разрабатывающей новую продукцию для всех СЗХ, или общей сбытовой сети. Источником синергизма может служить также взаимодополняемость, когда определенные приемы управления одним подразделением (скажем, производственным) дополняют приемы управления другим (например, сбытовым). Таким образом, синергизм - это эффект взаимодействия, который обеспечивает эффективность бизнеса, большую, чем простая арифметическая сумма деятельности отдельных СЗХ, то есть 2+2=5. Это означает, что суммарная отдача всех капиталовложений фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее отделениям (или СЗХ) без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости.
Слово «синергия» с греческого означает «совместное действие». Соответственно – синергетика изучает такие явления, которые возникают от совместного действия нескольких различных факторов, в то время как каждый фактор по отдельности к этому явлению не приводит.
Каждая организация базируется на неких составляющих ее элементах. Каждый элемент имеет свой потенциал, свои функции и возможности. Задача менеджера состоит в том, чтобы объединить усилия отдельных элементов в единый механизм и системно организовать взаимосвязанное действие таким образом, чтобы полученный конечный результат превышал эффект одиночных действий.
Активность
отдельных элементов при
Результат усилий по формированию синергетических
эффектов обычно описывают тремя переменными:
увеличение прибыли, снижение оперативных
расходов (издержек), снижение потребности
в инвестициях (за счет внутреннего эффекта).
Примером синергизма является фирма «Amerikan
Telephone and Telegraf» под руководством Г. Джинина.
Он возглавил безвестную телефонную компанию
и за четверть века сделал из нее широко
диверсифицированный конгломерат, в состав
которого входят такие виды деятельности,
как телефонная связь, космическая электроника,
потребительские товары, гостиничное
дело, прокат автомобилей, страхование.
Более того, Джинин с самого начала поставил
себе цель довести прибыль на акции до
15 % годовых и держал этот уровень около
15 лет.
1.2.
Формы проявления
синергии
Первая форма проявления синергии - эффект объединения или командная синергия. Целесообразно собрать часть персонала компании в групповые объединения, называемые командами. В команде участники чувствуют себя в безопасности, о них заботятся. Возникает чувство локтя, которое дает ощущение принадлежности к коллективу. Это очень сильный мотив, особенно для российской культуры. Как правило, в команде признаются и поощряются индивидуальные особенности членов, вклад каждого в общее дело. Участники разделяют чувство гордости за совместные достижения и менеджер должен быть сеятелем человеческой гордости. Внешний мир считает команду более мощной и влиятельной социальной единицей, чем отдельную личность.
Вторая форма проявления синергии - эффект масштаба или функциональная синергия. Данный вид синергии возникает в результате расширения масштаба деловых операций. Например, менеджеры прекрасно знают, какой «букет» преимуществ получается, когда компания предлагает своим потребителям не только сам товар, но комплекс дополнительных услуг (доставка, послепродажное обслуживание, красивая упаковка). Получить максимальную эффективность бизнеса, используя эффект синергии можно и с помощью расширения номенклатуры выпускаемой продукции. Идея заключается в том, чтобы объединить отдельные производства в общую систему. Это позволяет улучшить исходные показатели эффективности за счет дополнительной экономии от масштаба производства. Именно эффект масштаба учитывается при принятии решения о выходе на новые рынки с новой продукцией и встраивании в существующую производственную систему новых элементов, позволяющих реализовать задуманное. Между тем, хорошо известно, куда выложена дорога «благими намерениями». Важно помнить, что при определенном стечении обстоятельств данный эффект может носить негативный, отрицательный оттенок:
- на определенном этапе возможно увеличение потерь за счет рассредоточения управленческого внимания менеджеров.
- после увеличения масштаба производства может резко снизиться эффективность продаж других продуктов на других сегментах (это происходит, если маркетинговые службы не наращивают объем знаний в отношении новых сегментов рынка и не изыскивают новые ресурсы и новых специалистов для продвижения этой продукции). Возникает парадокс, так как затраты не растут, а потери увеличиваются.
-
любое усложнение производства за счет
расширения ассортимента выпускаемой
продукции, вызывает аналогичные процессы
усложнения в технических и снабженческих
службах, что также может отрицательно
воздействовать на конечный результат2.
1.3.
Типы эффекта синергии
С целью проведения финансового анализа сделки слияния и поглощения эффекты синергии можно разделить на два типа: операционные синергии и финансовые синергии. И в том, и в другом случае речь идет об умноженном, непропорциональном эффекте, возникающем вследствие комбинированности ресурсов.
Операционная синергия охватывает экономию на масштабах выпуска продукции, экономию на гибкости и возможности роста. Она опирается не столько на материальные ресурсы объединяющихся компаний, сколько на управленческие способности команды, коренные компетенции участников объединения, позволяющие им достигать успехов в конкуренции и отличающие эти компании в рамках их конкурентного ландшафта. Операционная синергия подразделяется на три типа. Первый вид ведет к увеличению эффективности текущих операций, снижению прямых и косвенных затрат на разных этапах создания и продвижения продукта к клиенту. Операционная синергия второго вида позволяет избежать новых инвестиций: в развитие сбытовой сети компании, ее рыночные исследования, продвижение продукта; наконец, в развитие персонала и управленческой команды. Операционная синергия третьего вида заставляет аналитика ставить вопрос о том, насколько быстро компания начнет решать конкретные задачи роста после объединения. Такая синергия выражается в ускорении движения компании по стратегической траектории.
В финансовой аналитике, рассуждая об операционных синергиях, необходимо провести границу между ними и эффективностью в общем ее понимании. Например, операционная синергия, основанная на масштабах, означает не просто существенное или быстро достигаемое снижение затрат на единицу продукции, но такое их снижение, которого не могла бы достичь каждая компания, взятая в отдельности, без приложения общих усилий в рамках объединения. Аналогичное требование характерно и для двух других видов - экономии на гибкости и новых возможностей роста. Операционная синергия в этом смысле означает «сверхэффективность». Если предположить, что объединяются публичные компании, акции которых интенсивно торгуются, наличие синергии в таком случае предполагает, что компании после объединения непременно достигнут большего успеха: ведь в движении курсов их акций уже выражены ожидания и оценки инвесторов по поводу перспектив развития каждой компании в отдельности. Синергия фактически означает победу над уже сложившимися ожиданиями: если она потенциально возможна с точки зрения инвесторов, то после объявления об объединении компаний акции будущих партнеров должны вырасти в цене.
Информация о работе Теоретические аспекты синергизма и профиля способностей фирмы