Теоретические методы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:26, реферат

Описание

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 42.83 Кб (Скачать документ)

          

  «Удивления  достойно,

что философский камень не имеет ни малейшего  отношения ни к  философии, ни к геологии». (Фома Евграфович Топорищев)

  

            Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука. 

             Наука — общественное явление,  социальный институт и отрасль  культуры. Это сфера человеческой  деятельности по добыванию и  теоретической систематизации объективно  истинных знаний о бытии. Наука  включает в себя научное сознание  своих субъектов, учреждения науки  и научные отношения. Научные  отношения есть единство научного  общения, поведения и деятельности  его субъектов. 

            1   Понятие научного исследования

          Научное исследование, процесс выработки  новых научных знаний, - один из  видов познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется  объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой  по-разному в различных областях  науки). Основными компонентами  научного исследования являются: постановка задачи; предварительный  анализ имеющейся информации, условий  и методов решения задач данного  класса; формулировка исходных гипотез;  теоретический анализ гипотез;  планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ  и обобщение полученных результатов;  проверка исходных гипотез на  основе полученных фактов; окончательная  формулировка новых фактов и  законов, получение объяснений  или научных предсказаний. 

        Для прикладных научных исследований  выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов  в производство. Структура научного  исследования определяется различными  комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться  в различном порядке с определёнными  повторениями и изменениями. В  ряде случаев те или иные  этапы могут отсутствовать (например, при экспериментальной проверке  ранее выдвинутых гипотез и  т. п.). 

       2 Техника, процедура и методика научного исследования 

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования. 

Методика  – это совокупность способов и приемов познания. Под методикой научного исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации. 

             3  Методология   и   метод

Методология - это  учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. 

Методология науки  об управлении персоналом, в частности, - это учение о принципах построения системы управления  человеческими  ресурсами. При любых исследованиях, теоретических построениях эти  принципы должны обязательно учитываться.  

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического  освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта. Ф. Бэкон  сравнивал правильный научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. 

Методы могут  быть классифицированы по различным  признакам и соотношениям. 
 

                 Классификация методов

1).Методы исследования  классифицируют по отраслям науки:  математические, биологические, медицинские,  социально-экономические, правовые  и т.д. 

2). В зависимости  от содержания изучаемых объектов  различают методы естествознания  и методы социально-гуманитарного  исследования. 

3). В зависимости  от сферы применения и степени  общности различают методы: 

-  всеобщие (философские), действующие во всех науках  и на всех этапах познания; 

-  общенаучные,  которые могут применяться в  гуманитарных, естественных и технических  науках; 

-  частные  – для родственных наук;

-  специальные  – для конкретной науки, области  научного познания.  

4). И, наконец,  в зависимости от уровня познания,  выделяют методы эмпирического,  теоретического и метатеоретического  уровней.Что касается последнего, то  в  нем взаимосвязаны   и эмпирический,  и теоретический.  На эмпирическом устанавливаются  новые факты науки и на основе  их обобщения формулируются эмпирические  закономерности. На теоретическом  уровне выдвигаются и формулируются  общие для данной предметной  области закономерности, позволяющие  объяснить ранее открытые факты  и закономерности, а также предсказать  и предвидеть будущие события  и факты. 
 

К методам эмпирического  уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д. 

К методам теоретического уровня причисляют:  аксиоматический, конструктивистский, прагматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, идеализацию, абстрагирование, также общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование) и др. 

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые  ученые к этому уровню относят  метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов. 
 

               5  Теоретические методы  научного  исследования

    

  В общем понятии,  теория представляет собой систему понятий законов и принципов, позволяющая описать и объяснить некоторую группу явлений. Факты и теории не противостоят друг другу, а образуют единое целое. Разница между ними состоит в том, что факты выражают нечто единичное, а теория имеет дело с общим.

      

        Основные  методы, с помощью которых реализуется теоретическое знание  (аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-индуктивный и прагматически). 

  1. Аксиоматический

При использовании  аксиоматического метода научная теория строится в виде системы аксиом (положений, принимаемых без логического  доказательства) и правил вывода, позволяющих  путем логической дедукции получить утверждения данной теории (теоремы). Аксиомы не должны противоречить  друг другу, желательно также, чтобы  они не зависели друг от друга.

 Аксиоматический  метод – один из способов  дедуктивного построения научных  теорий, при котором:

    ·      формулируется система основных  терминов науки (например, в геометрии  Эвклида – это понятия точки,  прямой, угла, плоскости и др.);

    ·      из этих терминов образуется  некоторое множество аксиом (постулатов) – положений, не требующих  доказательств и являющихся исходными,  из которых выводятся все другие  утверждения данной теории по  определенным правилам (например, в  геометрии Эвклида: «через две  точки можно провести только  одну прямую»);

    ·      формулируется система правил  вывода, позволяющая преобразовывать  исходные положения и переходить  от одних положений к другим, а также вводить новые термины  (понятия) в теорию;

    ·      осуществляется преобразование  постулатов по правилам, дающим  возможность из ограниченного  числа аксиом получать множество  доказуемых положений – теорем. Таким образом, для вывода теорем  из аксиом (и вообще одних формул  из других) формулируются специальные  правила вывода. Все понятия теории (обычно дедуктивные), кроме начальных,  вводятся посредством определений,  выражающих их через ранее  введенные понятия. Следовательно,  доказательство в аксиоматическом  методе – это некоторая последовательность  формул, каждая из которых либо  есть аксиома, либо она получается  из предыдущих формул по какому-либо  правилу вывода.

    Аксиоматический  метод – только один из методов  построения научного знания. Он  имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня  развития аксиоматизируемой содержательной  теории. 

  1. Конструктивистский  метод.

Наряду с аксиоматическим, используется в математических науках и информатике. В этом методе развертывание теории начинается не с аксиом, а с понятий, правомерность использования которых считается интуитивно оправданной. Кроме того, задаются правила построения новых теоретических конструкций. Научными считаются лишь те конструкции, которые действительно удалось построить. Этот метод считается лучшим средством против появления логических противоречий: концепт сконструирован, следовательно, сам путь его построения непротиворечив. 

  1. Гипотетико-дедуктивный  метод или метод  гипотез.

 Основу этого  метода составляют гипотезы обобщающей  силы, из которых выводится все  остальное знание. Пока гипотеза  не отвергнута, она выступает  в качестве научного закона. Гипотезы, в отличие от аксиом, нуждаются  в экспериментальном подтверждении.

        Этот метод основан тем самым  на выведении (дедукции) заключений  из гипотез и других посылок,  истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят  вероятностный характер. Такой характер  заключения связан еще и с  тем, что в формировании гипотезы  участвует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное  обобщение, не говоря уже об  опыте, квалификации и таланте  исследователя. Все эти факторы  почти не поддаются строго  логическому анализу.

    Исходные  понятия: гипотеза (предположение)  – положение, выдвигаемое в  начале предварительного условного  объяснения явления или группы  явлений; предположение о существовании  некоторого явления. Истинность  такого допущения неопределенна,  оно проблематично.

    Дедукция (выведение):

    1) в  самом общем смысле – это  переход в процессе познания  от общего к частному (единичному), выведение последнего из первого;

    2) в  специальном смысле – процесс  логического вывода, т. е. перехода  по определенным правилам логики  от некоторых данных предположений  (посылок) к их следствиям (заключениям).

    С  логической точки зрения гипотетико-дедуктивный  метод представляет собой иерархию  гипотез, степень абстрактности  и общности которых возрастает  по мере удаления от эмпирического  базиса. На самом верху располагаются  гипотезы, имеющие наиболее общий  характер, и поэтому обладающие  наибольшей логической силой.  Из них, как посылок, выводятся  гипотезы более низкого уровня. На самом низшем уровне находятся  гипотезы, которые можно сопоставить  с эмпирической действительностью.

    Разновидностью  гипотетико-дедуктивного метода  можно считать математическую  гипотезу, где в качестве гипотез  выступают некоторые уравнения,  представляющие модификацию ранее  известных и проверенных соотношений.  Изменяя эти соотношения, составляют  новое уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к неисследованным  явлениям. Гипотетико-дедуктивный метод  является не столько методом  открытия, сколько способом построения  и обоснования научного знания, поскольку он показывает, каким  именно путем можно прийти  к новой гипотезе. На ранних  этапах развития науки этот  метод особенно широко использовался  Галилеем и Ньютоном.  

Информация о работе Теоретические методы научного исследования