Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:26, реферат
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
«Удивления
достойно,
что философский камень не имеет ни малейшего отношения ни к философии, ни к геологии». (Фома Евграфович Топорищев) |
Основная масса знаний приобретается
людьми в процессе повседневной практики
и через системы обучения. Но в обществе
уже давно существует особый социальный
институт, основное предназначение которого
- добывать систематизированное, теоретическое,
концептуальное и обоснованное знание.
Таким институтом выступает наука.
Наука — общественное явление,
социальный институт и отрасль
культуры. Это сфера человеческой
деятельности по добыванию и
теоретической систематизации
1 Понятие научного исследования
Научное исследование, процесс выработки
новых научных знаний, - один из
видов познавательной
Для прикладных научных
2 Техника, процедура
и методика научного
исследования
Под
техникой исследования
понимают совокупность специальных приемов
для использования того или иного метода,
а под процедурой исследования – определенную
последовательность действий, способ
организации исследования.
Методика
– это совокупность способов и приемов
познания. Под методикой научного исследований
понимают систему способов, приемов, средств
сбора, обработки, анализа и оценки информации.
3 Методология и метод
Методология - это
учение о структуре, логической организации,
методах и средствах
Методология науки
об управлении персоналом, в частности,
- это учение о принципах построения
системы управления человеческими
ресурсами. При любых исследованиях,
теоретических построениях эти
принципы должны обязательно учитываться.
Метод - это совокупность
приемов или операций практической
или теоретической
Методы могут
быть классифицированы по различным
признакам и соотношениям.
4 Классификация методов
1).Методы исследования
классифицируют по отраслям
2). В зависимости
от содержания изучаемых
3). В зависимости
от сферы применения и степени
общности различают методы:
- всеобщие (философские),
действующие во всех науках
и на всех этапах познания;
- общенаучные,
которые могут применяться в
гуманитарных, естественных и технических
науках;
- частные – для родственных наук;
- специальные
– для конкретной науки,
4). И, наконец,
в зависимости от уровня
К методам эмпирического
уровня относят наблюдение, описание,
сравнение, счет, измерение, анкетный опрос,
собеседование, тестирование, эксперимент,
моделирование и т.д.
К
методам теоретического
уровня причисляют: аксиоматический,
конструктивистский, прагматический,
гипотетический (гипотетико-дедуктивный),
формализацию, идеализацию, абстрагирование,
также общелогические методы (анализ,
синтез, индукцию, дедукцию, аналогию,
моделирование) и др.
Методами метатеоретического
уровня являются диалектический, метафизический,
герменевтический и др. Некоторые
ученые к этому уровню относят
метод системного анализа, а другие
его включают в число общелогических
методов.
5 Теоретические методы научного исследования
В общем понятии, теория представляет собой систему понятий законов и принципов, позволяющая описать и объяснить некоторую группу явлений. Факты и теории не противостоят друг другу, а образуют единое целое. Разница между ними состоит в том, что факты выражают нечто единичное, а теория имеет дело с общим.
Основные методы,
с помощью которых реализуется
теоретическое знание
(аксиоматический, конструктивистский,
гипотетико-индуктивный
и прагматически).
При использовании аксиоматического метода научная теория строится в виде системы аксиом (положений, принимаемых без логического доказательства) и правил вывода, позволяющих путем логической дедукции получить утверждения данной теории (теоремы). Аксиомы не должны противоречить друг другу, желательно также, чтобы они не зависели друг от друга.
Аксиоматический
метод – один из способов
дедуктивного построения
·
формулируется система
·
из этих терминов образуется
некоторое множество аксиом (постулатов)
– положений, не требующих
доказательств и являющихся
·
формулируется система правил
вывода, позволяющая преобразовывать
исходные положения и
·
осуществляется преобразование
постулатов по правилам, дающим
возможность из ограниченного
числа аксиом получать
Аксиоматический
метод – только один из
Наряду с аксиоматическим,
используется в математических науках
и информатике. В этом методе развертывание
теории начинается не с аксиом, а с понятий,
правомерность использования которых
считается интуитивно оправданной. Кроме
того, задаются правила построения новых
теоретических конструкций. Научными
считаются лишь те конструкции, которые
действительно удалось построить. Этот
метод считается лучшим средством против
появления логических противоречий: концепт
сконструирован, следовательно, сам путь
его построения непротиворечив.
Основу этого
метода составляют гипотезы
Этот метод основан тем самым
на выведении (дедукции) заключений
из гипотез и других посылок,
истинное значение которых
Исходные
понятия: гипотеза (предположение)
– положение, выдвигаемое в
начале предварительного
Дедукция (выведение):
1) в
самом общем смысле – это
переход в процессе познания
от общего к частному (единичному),
выведение последнего из
2) в
специальном смысле – процесс
логического вывода, т. е. перехода
по определенным правилам
С
логической точки зрения
Разновидностью
гипотетико-дедуктивного
Информация о работе Теоретические методы научного исследования