Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:26, реферат
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Модель (лат. modulus – мера, образец) – в логике и методологии науки – аналог фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и прочем, т. е. оригинала модели.
Этот аналог
– «представитель», «заместитель»
оригинала в познании и практике.
Он служит для хранения и расширения
знания (информации) об оригинале, конструирования
оригинала, преобразования или управления
им. Между моделью и оригиналом
должно существовать известное сходство
(отношение подобия): физических характеристик,
функций; поведения изучаемого объекта
и его математического
Метод моделирования
получил особое распространение
в современных условиях. Этот метод
основан на принципе подобия. Его
сущность состоит в том, что непосредственно
исследуется не сам объект, а его
аналог, его заместитель, его модель,
а затем полученные при изучении
модели результаты по особым правилам
переносятся на сам объект. Моделирование
используется в тех случаях, когда
сам объект либо труднодоступен, либо
его прямое изучение экономически невыгодно
и др. Различают ряд видов
С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т.д.
3. Индукция.
Индукция (лат. inductio – наведение) – логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.
В
индукции данные опыта «
Выделяют
следующие виды индуктивных
а) Индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса), включая и неисследованные его части.
б) Индукция неполная, в которой делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым представителям этого множества. Например, «некоторые металлы имеют свойство электропроводности», значит, «все металлы электропроводны».
в) Индукция полная, в которой делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство Р.
Рассматривая полную индукцию, необходимо иметь в виду следующее:
- индукция
не дает нового знания и не выходит за
пределы того, что содержится в ее посылках.
Тем не менее, общее заключение, полученное
на основе исследования частных случаев,
суммирует содержащуюся в них информацию
и позволяет обобщить, систематизировать
ее;
- несмотря
на то, что заключение полной индукции
часто имеет достоверный характер, и здесь
иногда допускаются ошибки. Последние
связаны главным образом с пропуском какого-либо
частного случая (иногда сознательно,
преднамеренно, чтобы «доказать» свою
правоту), вследствие чего заключение
не исчерпывает все случаи и тем самым
является необоснованным;
4. Дедукция.
Дедукция (лат. dedactio – выведение), это:
а)
переход в процессе познания
от общего к единичному (частному);
выведение единичного из
б)
процесс логического вывода, т.
е. перехода по тем или иным
правилам логики от некоторых
данных предложений – посылок
к их следствиям (заключениям).
Дедукция,
как один из приемов научного
познания, тесно связан с индукцией,
это диалектически
а)
чтобы были взяты внутренние,
а не внешние свойства
б)
эти объекты были подобны в
важнейших и существенных
в)
круг совпадающих признаков
г)
учитывались не только
Прочие общелогические методы и приемы познания
(анализ, синтез, вероятностные методы).
1. Анализ.
Анализ (греч. analisis – разложение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Применяется как в реальной (практика), так и в мыслительной деятельности.
Различают
следующие виды анализа:
2. Синтез.
Синтез (греч. synthesis – соединение) – объединение, реальное или мысленное, различных сторон, частей предмета в единое целое. Это органическое целое (а не агрегат, механическое целое), т. е. единство многообразного.
Синтез
– это не произвольное, эклектическое
соединение изъятых частей, кусков
целого, а диалектическое целое
с выделением сущности. Для современной
науки характерен не только
внутри-, но и междисциплинарный
синтез, а также синтез науки
и других форм общественного
сознания. Результатом синтеза является
совершенно новое образование,
свойства которого не есть
только внешнее соединение
Анализ
и синтез диалектически
3. Вероятностные (статистические) методы.
Основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость, которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей. Вероятностные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном, а в представлении многих ученых вероятность и случайность практически нерасторжимы.
Статистическая
закономерность возникает как
результат взаимодействия
Вероятность
– понятие, характеризующее
Вероятностно-статистические
методы широко применяются при
изучении массовых явлений –
особенно в таких научных
Отдельно
необходимо отметить
основополагающий
принцип любого научного
исследования -
системный подход.
Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Система (греч.
systema – целое) – общенаучное
понятие, выражающее
Типы
систем весьма многообразны: материальные
и духовные, неорганические и
живые, механические и
Специфика
системного подхода
В
современной науке
Заключение.
Существует много других методов научно-теоретического
познания. Они применяются избирательно,
должны соответствовать объекту и цели
исследования, ими должен владеть субъект
познания. Всякие методы научного исследования
соотносятся с возможностью проверки
знаний, которые добываются с использованием
тех или иных методов, а также с основными
формами научного познания.
Вышесказанное
свидетельствует о том, что методология
не может быть сведена к какому-то
одному, даже «очень важному методу»,
и тем более «единственно научному».
В связи с этим необходимо иметь
в виду, что каждый метод, как правило,
применяется не изолированно, сам
по себе, а в сочетании, взаимодействии
с другими. А это значит, что
конечный результат научной деятельности
во многом определяется тем, насколько
умело и эффективно используется
«в деле» эвристический потенциал
каждой из сторон того или иного
метода и всех их во взаимосвязи. Каждый
элемент данного метода существует
не сам по себе, а как сторона
целого, и применяется как целое.
Информация о работе Теоретические методы научного исследования