Теоретические методы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:26, реферат

Описание

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 42.83 Кб (Скачать документ)

 Кроме того, всеобщей основой, «ядром» системы  методологического знания является  философия – универсальный метод.  Ее принципы, законы и категории,  как уже отмечалось, определяют  общее направление и стратегию  исследования, «пронизывая» все  другие уровни методологии и  своеобразно преломляясь и воплощаясь  в конкретной форме на каждом  из них. В научном исследовании  нельзя ограничиваться только  философскими принципами, но и  недопустимо оставлять их «за  бортом», как нечто, не принадлежащее  природе данной деятельности. 

        В своем применении любой метод  модифицируется в зависимости  от конкретных условий, цели  исследования, характера решаемых  задач, особенностей объекта,  той или иной сферы применения  метода (природа, общество, познание), специфики изучаемых закономерностей,  своеобразия явлений и процессов  (материальные или духовные, объективные  или субъективные) и т. п. Тем  самым содержание системы методов,  используемых для решения определенных  задач, всегда конкретно, ибо  в каждом конкретном научном  исследовании, в зависимости от  специфических условий, любой  метод соответствующим образом  преломляется, приобретая своеобразную  форму функционирования. Это объясняется  тем, что в данной ситуации  на первый план выдвигается  соответствующий уровень методологии,  те или иные отдельные методологические  принципы, подходы и инструкции (или  их сочетания), что и обусловливает  «модификацию бытия» метода в  конкретных условиях. 

    В  ходе научной и иной деятельности  не только используются различные  методы в их взаимосвязи, но  и при этом методы, свойственные  одной сфере деятельности, часто  переносятся на другие сферы  (с учетом их специфики), возникают  пограничные методологические проблемы. Что касается диалектического  метода, то он взаимодействует  в ходе научного исследования  с обще- и частнонаучными методами, которые относятся к нему (как  всеобщему) соответственно как  особенное и единичное. 

    В  процессе научного познания возможны  две основные, одинаково ошибочные  крайности: 

    а)  игнорирование общенаучных методов  как якобы несовместимых со  спецификой предмета данной науки  или научной дисциплины; 

    б)  их абсолютизация под видом  «творческого обогащения» методологического  арсенала науки, непомерное раздувание  их значения за счет принижения  или полного отрицания роли  философской, в том числе диалектико-материалистической  методологии. 

    Взаимосвязь  уровней методологического знания  носит сложный, опосредованный  характер. 

    Любой  метод эффективно «работает»  только в его целостности, т.  е. когда все его стороны  берутся в гармоническом единстве  и в своей целостности направлены  на постижение специфической  логики специфического предмета  или его изменение, подчинены  этому предмету. 

    Каждый  отдельный метод, диалектический  в том числе, будучи верным  в своих рамках, в своей сфере  применения при решении вполне  определенных задач становится  неверным, если абсолютизируется, «превышает  свои полномочия», подвергается  «методологической канонизации»  и универсализации, распространяется  за пределы сферы своего применения.

Существенное  место в современной науке  занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный  подход. Такие его формы и составляющие, как подход к объектам под углом  зрения взаимодействия части и целого, становления единства и целостности, рассмотрения системы как закона структуры данной совокупности компонентов  существовали известны давно, но они  были разрозненны. Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных  многокомпонентных систем. Системный  подход это способ теоретического представления  и воспроизведения объектов как  систем. Основные понятия системного подхода: "элемент", "структура", "функция". В центре внимания при  системном подходе находится  изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта  и места элементов в ней. В  целом же основные моменты системного подхода следующие:

- изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов;

- исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода;

- в тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы;

- исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами. 

Ни один метод не является панацеей, «универсальной отмычкой». Иначе говоря, ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования. Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью», а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и пр.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что методология – рефлексия, имеющая в виду не только рационализацию деятельности, но и выявление ее мотивов, ее ценностных и нравственных регуляторов.

Вот почему очень  важным является методологический плюрализм, т. е. способность овладеть многообразием  методов и умело их применять. Особое значение имеет способность  освоения противоположных методологических подходов и их правильное сочетание.

Информация о работе Теоретические методы научного исследования