Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:27, дипломная работа

Описание

Цель данной работы: определить содержание функции организации как управления дошкольными образовательными учреждениями.
Задачи:
1. Охарактеризовать процесс управления как науку и практику человеческой деятельности.
2. Изучить особенности управления дошкольным образовательным учреждением.
3. Изучить формирование организационной структуры управления.

Содержание

Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением………………….……………….6
1.1. Управление как наука и практика человеческой деятельности...………....6
1.2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением…………………………………………………………………..…. 8
1.3. Формирование организационной структуры управления…………15
Заключение…………………………………………………………………… …20
Литература…………………………..…………………...………………………23

Работа состоит из  1 файл

организация как функция управления ДОУ.docx

— 77.22 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение…………...………………………………………………………………3  
Глава 1. Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением………………….……………….6

1.1. Управление как наука и практика человеческой деятельности...………....6

1.2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением…………………………………………………………………..…. 8

1.3. Формирование организационной структуры управления…………15 
Заключение…………………………………………………………………… …20 
Литература…………………………..…………………...………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.

Ориентация на человека и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность — такова суть организации педагогического процесса на личностно ориентированной основе. Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложнили труд руководителя, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

Обусловлено это тем, что система управления дошкольным учреждением, сложившаяся ранее, в период властвования административно-хозяйственной системы, была ориентирована, главным образом, на результат, а не на сам педагогический процесс и его участников. В настоящее время она нуждается в совершенствовании и существенном обновлении, так как не способна решить весь комплекс личностно ориентированных задач, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», осуществить замену субъект - объектных отношений в системе «руководитель — педагог — ребенок — родитель» на субъект — субъектные, составляющие основу саморазвития каждой личности.

Управление образованием, отмечает Е. В. Бондаревская, из системы управленческих заданий и решений должно перейти в разряд личностно ориентированной деятельности, так как подлинным содержанием управленческого процесса становятся духовные ценности. Поэтому руководителям необходимо выработать новый подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе, ориентируясь, прежде всего на создание комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней. При этом очень важно, отмечает В. И. Зверева, демонтировать (творчески разрушить) старые, препятствующие обновлению связи в коллективе и затем осуществить перевод его из одной фазы развития в другую.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему, исследователи Л. М. Деникина, Л. В. Поздняк считают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе.

Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением, отмечает Н. Н. Лященко, напрямую зависит и от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя, поэтому необходимо создавать собственные управленческие концепции развития.

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Для профессионального управленца, как отмечали В. С. Лазарев, Р. Л. Кричевский, Т. П. Афанасьев, очень важно овладеть, прежде всего, культурой профессионального управления, т.е. комплексом тех понятий и методов, которые выработаны в общественном опыте.

Анализ исследований показал, что меняется не только структура и содержание образования, но и методы его управления, система подготовки управленческих кадров. В условиях демократизации возрастает число людей, привлекаемых к участию в управлении. Однако, ряд специалистов (И. А. Елисеев, Т. И. Пуденко, И. П. Марченко) отмечают, что в последнее время многие руководители не соответствуют требованиям времени из-за низкой управленческой компетентности. Прежний руководитель проявлял себя, как правило, хорошим исполнителем, образование же сегодня нуждается в новом типе руководителя-инициатора, творца, способном создать условия, обеспечивающие развитие личности педагога и ребенка в соответствии с его собственными потребностями, а также, потребностями развивающегося общества. Таким образом, налицо — противоречие между новыми целями, задачами и прежними способами организации управленческой деятельности.

Разрешение данного противоречия — одно из важнейших условий обновления дошкольного учреждения и управления им.

Неразработанность данной проблемы в теоретическом и практическом аспектах привела к тому, что многие руководящие работники испытывают трудности в обеспечении стабильного функционирования ДОУ, его развития в соответствии с обновлением содержания дошкольного образования и демократизацией общества.

Цель данной работы: определить содержание функции организации как управления дошкольными образовательными учреждениями.

Объектом исследования выступил процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования: функция организации как элемент целостного управленческого цикла.

Задачи:

1. Охарактеризовать процесс  управления как науку и практику человеческой деятельности.

2. Изучить особенности  управления дошкольным образовательным  учреждением.

3.  Изучить формирование  организационной структуры управления.

 

Глава 1. Теоретические  основы функции организации в  управлении дошкольным образовательным  учреждением

 
          1. 1. Управление как наука и практика человеческой деятельности

Если  заглянуть в словарь  В.И. Даля, можно найти, что слово «управление» произошло от глаголов «править», «справляться» и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».

Наука управления возникла, как только появились условия  организации группы людей для  решения общей задачи. Как всякая наука, она развивается и совершенствуется во времени. Изучая современную литературу, можно встретить множество различных  определений управления.

Долгие годы управление определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив  людей для организации и координации  их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших  результатов при наименьших затратах.

Однако современные исследователи  определяют управление следующим образом:

— специальная деятельность, направленная на упорядочение отношений  между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А.В. Тихонов);

— деятельность по согласованию сложных иерархических отношений  между управляющим и управляемыми (В.Ю. Крачевский).

Главная черта современного мира — стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения  во всех остальных институтах общества.

В этих условиях необходимо с особым вниманием отнестись  к менеджменту — управленческому  опыту развитых стран мира. Но перенесение  моделей управления из одной социокультурной  среды в другую практически невозможно, так как менеджмент обусловлен совокупностью  факторов: формой государственного устройства, типом собственности, степенью развитости рынка. Поэтому постепенный ввод менеджмента в нашей стране может осуществляться в системном взаимодействии с отмеченными факторами.

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления. Первое — это организация, иерархия управления, где основное средство — воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второе — культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения. Третье — это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя. [1, С. 23].

Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами — это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение:

Педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических  приемов управления образовательным  процессом, направленный на повышение  его эффективности.

Управление образовательными учреждениями достаточно полно и  четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что  же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть  общей системы образования в  России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педагогического  менеджмента применимы и к  управлению дошкольным образовательным  учреждением. При этом важно в  максимальной степени учитывать особенности и многоаспектность, внутренние качества и особенности истории развития системы дошкольного образования в России.

1.2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением

Дошкольное  учреждение имеет управляемую и  управляющую системы. Управляемая  система состоит из взаимосвязанных  между собой коллективов: педагогического, медицинского и обслуживающего. Организационная  структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими  им функциями. Она может быть представлена в виде трех уровней.

На первом уровне управления находится заведующая детским садом, которая осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для всех участников образовательного процесса. Общее руководство учреждением осуществляет педагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях. Педагогический совет правомочен:

  • принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в Устав;
  • утверждать расписание занятий;
  • определять направление воспитательно-образовательной деятельности учреждения;
  • утверждать годовой план работы ГОУ;
  • принимать программы воспитания и обучения в учреждении;
  • рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми в различных группах, а так же все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;

На втором уровне управление осуществляют старший  воспитатель, завхоз, старшая медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение  обязанностей между административными  работниками с учетом их подготовки, опыта, а так же структуры дошкольного  учреждения.

Третий уровень  управления осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель  по физической культуре. На этом уровне объектом управления являются дети и  их родители. [2, С. 14].

Организация педагогического процесса рассматривается  как сложная система, - цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность.

Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны целям и задачам  педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и  самого себя, поэтому основным условием в деятельности ДОУ является признание  всеми членами коллектива уникальности личности ребенка.

Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда  управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов  оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и  становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную  управленческую концепцию образовательного учреждения. [2, С. 16].

Реализация  такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов  управления.

"Под принципами  управления понимаются основные  положения, которыми руководствуется  в своей деятельности субъект  управления, осуществляющий ее в  определенных социально-экономических  условиях."

Анализ специальной  литературы и опыт организации педагогического  процесса в ДОУ позволил выделить следующие принципы управления:

Информация о работе Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением