Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:27, дипломная работа
Цель данной работы: определить содержание функции организации как управления дошкольными образовательными учреждениями.
Задачи:
1. Охарактеризовать процесс управления как науку и практику человеческой деятельности.
2. Изучить особенности управления дошкольным образовательным учреждением.
3. Изучить формирование организационной структуры управления.
Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением………………….……………….6
1.1. Управление как наука и практика человеческой деятельности...………....6
1.2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением…………………………………………………………………..…. 8
1.3. Формирование организационной структуры управления…………15
Заключение…………………………………………………………………… …20
Литература…………………………..…………………...………………………23
— в целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий, особенно в выборе оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий по достижению целей. [11, С. 30].
Система внутрисадовского управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.
Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.
Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (Рис.2).
Рис. 2. Функциональная структура внутрисадовского управления
В предложенной структуре управления
по вертикали и по горизонтали
выделяются два фактора: специализация
в распределении основных функций
при их одновременной интеграции
и количество труда, необходимого для
обеспечения учебно-
Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления.
Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения. В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (Рис.3).
Рис. 3. Матричная структура внутрисадовского управления
В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения — режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.
Заключение
Изучив литературу по теме
нашей работы и ознакомившись
с деятельностью управляющей
и управляющей и управляемой
подсистем конкретного
В дошкольных учреждениях взаимодействие в этой системе управления осуществляется между коллективами «взрослые-взрослые», «взрослые-дети». Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления, особенности реализации управленческих функций и методов. Цель управления дошкольным учреждением заключается в обеспечении оптимального функционирования таких систем в достижении высокой эффективности воспитательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.
Для реализации такой цели управления дошкольным образовательным учреждением руководитель должен быть специально подготовлен, т.е. пройти обучение по специальности «менеджмент» и «управление образованием». Данный вывод базируется на том, что даже после неоднократного прохождения обучения на курсах повышения квалификации руководители недостаточно ориентируются в таких понятиях как «целеполагание», планирование (особенно сетевое), функции управления, методы, стили, научная организация труда, фотография рабочего времени и т.п.
Знания в области педагогики и психологии также слабо используются в управленческой деятельности и в основном, на бытовом, а не научном уровне. Все это снижает успешность труда руководителя, а конечном итоге – и всей системы дошкольного образования в целом.
Список использованной литературы
1.Андреева В. Спиркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе: Дошкольное образование. 1991г. № 4.- 23 с.
2.Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 14—21.
3.Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003. – 68 с.
4. Данилина Т.А,, Зуйкова М.Б. Совершенствование управления детским садом// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2006 №10.
5.Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. – М.: Просвещение, 2001 – 134 с.
6.Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008
7.Комарова Е.С Развитие дошкольного образования// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2006 №5.
8.Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.
9.Организация функционирования дошкольного учреждения: Дошкольное воспитание, 2002г, №2.
10.Панько Е.А., Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения: методические рекомендации. М.,1995г.
11.Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994. С. 27—36.
12.Спиркина Р. Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений: Дошкольное воспитание. 1992г. №2
13.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.
14.Широкова Т. Многонациональная система дошкольного образования: М., 2002г.