Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:27, дипломная работа

Описание

Цель данной работы: определить содержание функции организации как управления дошкольными образовательными учреждениями.
Задачи:
1. Охарактеризовать процесс управления как науку и практику человеческой деятельности.
2. Изучить особенности управления дошкольным образовательным учреждением.
3. Изучить формирование организационной структуры управления.

Содержание

Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением………………….……………….6
1.1. Управление как наука и практика человеческой деятельности...………....6
1.2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением…………………………………………………………………..…. 8
1.3. Формирование организационной структуры управления…………15
Заключение…………………………………………………………………… …20
Литература…………………………..…………………...………………………23

Работа состоит из  1 файл

организация как функция управления ДОУ.docx

— 77.22 Кб (Скачать документ)

— в целях формирования и развития самостоятельного управленческого  мышления, инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий, особенно в выборе оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий по достижению целей. [11, С. 30].

Система внутрисадовского управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.

Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно  входит в зону влияния субъектов  управления как по горизонтали, так и по вертикали (Рис.2).

Рис. 2. Функциональная структура  внутрисадовского управления

 

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали  выделяются два фактора: специализация  в распределении основных функций  при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для  обеспечения учебно-воспитательного  процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления.

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения. В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (Рис.3).

Рис. 3. Матричная структура  внутрисадовского управления

В данной схеме представлены три  проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп  должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать  что-то новое. Задача творческих групп  состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры  может быть форма представления  результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает  на особый период работы учреждения —  режим развития, изменения содержания и организации педагогического  процесса с целью его совершенствования.

Заключение

 

Изучив литературу по теме нашей работы и ознакомившись  с деятельностью управляющей  и управляющей и управляемой  подсистем конкретного дошкольного  образовательного учреждения, мы приходим к выводу о подтверждении высказанного в гипотезе предположения о том, что успешность труда руководителя ДОУ предопределяется его специальными знаниями в области менеджмента, педагогики, психологии, научной организации  труда. То есть управленческий труд руководителя должен быть научно обоснован. Управлять  научно - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции  в педагогическом процессе и направлять (планировать, организовывать) его в  соответствии с этими тенденциями  и учетом объективных возможностей, воздействовать на коллектив воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей  и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и  обучения детей дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях  взаимодействие в этой системе управления осуществляется между коллективами «взрослые-взрослые», «взрослые-дети». Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое  и определяет специфику управления, особенности реализации управленческих функций и методов. Цель управления дошкольным учреждением заключается  в обеспечении оптимального функционирования таких систем в достижении высокой  эффективности воспитательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.

Для реализации такой цели управления дошкольным образовательным  учреждением руководитель должен быть специально подготовлен, т.е. пройти обучение по специальности «менеджмент» и «управление образованием». Данный вывод базируется на том, что даже после неоднократного прохождения обучения на курсах повышения квалификации руководители недостаточно ориентируются в таких понятиях как «целеполагание», планирование (особенно сетевое), функции управления, методы, стили, научная организация труда, фотография рабочего времени и т.п.

Знания в области педагогики и психологии также слабо используются в управленческой деятельности и  в основном, на бытовом, а не научном  уровне. Все это снижает успешность труда руководителя, а конечном итоге – и всей системы дошкольного образования в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Андреева В. Спиркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе: Дошкольное образование. 1991г. № 4.-  23 с.

2.Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 14—21.

3.Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003. – 68 с.

4. Данилина Т.А,, Зуйкова М.Б. Совершенствование управления детским садом// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2006 №10.

5.Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. – М.: Просвещение, 2001 – 134 с.

6.Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008

7.Комарова Е.С Развитие дошкольного образования// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2006 №5.

8.Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.

9.Организация функционирования дошкольного учреждения: Дошкольное воспитание, 2002г, №2.

10.Панько Е.А., Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения: методические рекомендации. М.,1995г.

11.Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994. С. 27—36.

12.Спиркина Р. Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений: Дошкольное воспитание. 1992г. №2

13.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.

14.Широкова Т. Многонациональная система дошкольного образования: М., 2002г.

 


Информация о работе Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением