Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:27, дипломная работа

Описание

Цель данной работы: определить содержание функции организации как управления дошкольными образовательными учреждениями.
Задачи:
1. Охарактеризовать процесс управления как науку и практику человеческой деятельности.
2. Изучить особенности управления дошкольным образовательным учреждением.
3. Изучить формирование организационной структуры управления.

Содержание

Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением………………….……………….6
1.1. Управление как наука и практика человеческой деятельности...………....6
1.2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением…………………………………………………………………..…. 8
1.3. Формирование организационной структуры управления…………15
Заключение…………………………………………………………………… …20
Литература…………………………..…………………...………………………23

Работа состоит из  1 файл

организация как функция управления ДОУ.docx

— 77.22 Кб (Скачать документ)

- целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания.

Все эти принципы являются руководством к действию в  развивающем и развивающемся ДОУ, находятся в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность:

-информационно-аналитическую,  контрольно-диагностическую, планово-прогностическую,  регулятивно - коррекционную, мотивационно-целевую. [2, С. 18].

Особенностью  данных функций управления является их взаимосвязь:

- информационно-аналитическая  функция предполагает повышение  эффективности управленческой деятельности  в условиях демократизации на  основе отбора информации, которая  должна быть полной по своему  объему и конкретной; в результате  педагогического анализа информации  о деятельности каждого звена  образовательного учреждения формируются  управленческие действия руководителя;

- мотивационно-целевая функция предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);

- планово-прогностическая  функция обеспечивает сочетание  перспективного прогнозирования  и текущего планирования ДОУ;

- организационно-исполнительская  функция относится к каждому  циклу управления и предполагает  реализацию личностно-ориентированной  модели к организации деятельности  в ДОУ; практическое распределение  обязанностей, рациональную организацию  труда;

- контрольно-диагностическая  функция предполагает сочетание  административного и общественного  контроля внутри ДОУ с самоанализом  участников педколлектива (взаимопосещения при организации различных видов детской деятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей и т.д.);

- регулятивно-коррекционная функция предполагает внесение корректив в управление ДОУ с помощью оперативных линий.

Управление  педагогическим процессом в ДОУ  на научной основе актуализирует  проблему методов управления, которые  обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей.

Анализ опыта  работы в ДОУ позволяет выделить следующие методы управления:

- организационно-административные, психолого-педагогические, общественного  воздействия:

- организационно-административные  методы управления реализуется  при разработке и утверждении  годовых планов, перспективной Программы  развития ДОУ, решений педагогического  совета, при инструктировании исполнителей  в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы  методов управления в ДОУ поддерживается  внутренний распорядок, предусмотренный  Уставом, осуществляется подбор  и расстановка кадров, создаются  условия для рациональной организации  дел, требовательности и личной  ответственности каждого сотрудника;

- психолого-педагогические  методы направляют коллектив  ДОУ на творческое решение  стоящих задач; на основе этих  методов осуществляется проектирование  социального развития коллектива, устанавливается благоприятный  психологический климат, формируются  положительные, социально значимые  мотивы педагогической деятельности;

- метод общественного  воздействия характеризуется участием  педагогов в управлении ДОУ  на основе здоровой конкуренции,  сотрудничества, организацией методической  работы и развитием демократических  начал в управлении.

Задача руководителя ДОУ - помочь каждому педагогу найти  в себе силы и нереализованные  возможности для повышения своего профессионального мастерства.

Названные методы управления отличаются друг от друга, но "в комплексе представляют собой неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных целей и реализации функций управления" (А.Н. Орлов). [5, С. 134].

Вместе с  тем анализ опыта практической работы показывает, что ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие  у него собственной концепции, профессионального  мышления, индивидуального стиля  управленческой деятельности.

Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие  на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться  на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

"Стиль  руководства также создает и  воспроизводит в коллективе особую  атмосферу и порождает свой  этикет, определенный тип поведения  и взаимоотношений," - отмечают В. Лазарев, Т. Афанасьева. [5, С. 140].

Сплочению педагогов  в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в которых  педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: "Быть членом коллектива - это значит...", "Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю", дискуссии "Моя педагогическая профессия" и т.д. Создание коллектива единомышленников - результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического  процесса.

Изменения, происходящие в системе образования, существующая Концепция дошкольного  воспитания, привели к появлению  новых характеристик педагогического  процесса, являющихся производными от новых принципов, таких, как принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности.

Основные  функции ДОУ на этом этапе - создание условий для подготовки детей  к адаптации в обществе, самоопределению  в нынешней и будущей жизни. Педагогические задачи мы видим в следующем:

- развитие  индивидуальности ребенка;

- установление  взаимоотношений ребенка с предметным  миром и социумом;

- сохранение самобытности детского коллектива при взаимопроникновении и взаимодействии взрослой и детской субкультур;

- помощь  в самоорганизации личности.

       Рис. 1.

1.3. Формирование организационной структуры управления

Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в  отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой  оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру  управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся  во взаимодействии и упорядоченных  взаимосвязями в соответствии с  местом этих звеньев в процессе управления.

Снять имеющиеся противоречия в  системе внутрисадовского управления — значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

— создание подлинно демократической  возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

— повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.

Механизм управления современным  дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает  принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического  процесса. [3, С. 68].

Структура этих отношений такова:

детский сад — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчиненный; педагог  — педагог; педагог — родители; педагог — дети; ребенок —  ребенок.

Проблема формирования организационной  структуры управления требует, прежде всего, осмысления развития дошкольного  учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

Решение задачи формирования организационной  структуры управления мы видим в  дальнейшем развитии демократических  основ в управлении и как принцип  государственно-общественного управления, и как систему его организации.

Обеспечение оптимального соотношения  таких организационных принципов  управления, как централизация и  децентрализация в осуществлении  управленческих решений, коллегиальность  и единоначалие в управлении, права, обязанности, ответственность и  др.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупности организационных  проблем: обеспечение согласованности  организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни дошкольного  учреждения и общества; последовательный анализ каждого цикла управленческого  процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъекта и средств  управления для всестороннего рассмотрения вопроса совершенствования организации  управления.

Предлагаемый подход состоит в  том, чтобы рассмотреть организационную  структуру управления современного дошкольного учреждения с учетом его потребностей при помощи моделирования, применяемого в педагогике, на основе общей теории социального управления с учетом практики.

Применяемое нами моделирование управляющей  и управляемой подсистем (аппарата управления) облегчает задачу системного видения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее рациональных функций управления системой.

Перспективный путь проектирования моделей  организации — целевая структуризация, т.е. построение блочно-целевых структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения  централизации и децентрализации  в системах управления, в формах планирования и контроля, таком распределении  управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются  особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом принимается во внимание специфика целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным учреждением: демократические принципы; гибкий режим работы с детьми; вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности; расширение взаимодействия с социальной средой. [11, С. 27].

Как видим, специфика управления связана  со значительным расширением сферы  деятельности управляющей и управляемой  подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального  функционирования целостной системы.

Расширенный объект управления современным  дошкольным учреждением предполагает учет всех связей и отношений, которые  складываются между детским садом  и окружающей средой.

Выход на субъектно-субъектные отношения  изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители детского сада, управления.

Построение моделей посредством  определений системы элементов, связанных и взаимодействующих  между собой, предполагает четкое видение  и понимание руководителем общих  принципов построения структуры  управления, ее параметров, уровней  соподчинения, распределения функционала.

Формирование и внедрение современных  демократических организационных  структур управления без научно обоснованного  организационного проектирования может  нанести непоправимый ущерб дошкольному  учреждению.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в  целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений:

— модернизация структур управления целостной педагогической системы  осуществляется с учетом стоящих  перед системой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и  создают педагогические условия  для эффективного достижения конечных целей;

— проектирование управляющих и  управляемых структур проводится с  учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения и  воспитания как процесса управления;

— структуры основных звеньев управляющей  и управляемой педагогических подсистем  в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;

— непрерывность в целостной  системе управления дошкольным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости  в той или иной подсистеме;

— перестройку целостной системы  управления дошкольным образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей  и управляемой подсистем, его  аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;

— в составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной  экспертизы на основе государственно-общественных нормативов с правом законодательной  инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления;

— для повышения эффективности  всех звеньев управляющей и управляемой  подсистем необходимо постоянное функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать  в субъектах управления саморегулирование  и переводить субъекты, а также  объекты управления в новое качественное состояние;

Информация о работе Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением