Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:27, дипломная работа
Цель данной работы: определить содержание функции организации как управления дошкольными образовательными учреждениями.
Задачи:
1. Охарактеризовать процесс управления как науку и практику человеческой деятельности.
2. Изучить особенности управления дошкольным образовательным учреждением.
3. Изучить формирование организационной структуры управления.
Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением………………….……………….6
1.1. Управление как наука и практика человеческой деятельности...………....6
1.2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением…………………………………………………………………..…. 8
1.3. Формирование организационной структуры управления…………15
Заключение…………………………………………………………………… …20
Литература…………………………..…………………...………………………23
- целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания.
Все эти принципы являются руководством к действию в развивающем и развивающемся ДОУ, находятся в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность:
-информационно-аналитическую,
контрольно-диагностическую,
Особенностью данных функций управления является их взаимосвязь:
- информационно-аналитическая
функция предполагает
- мотивационно-целевая функция предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);
- планово-прогностическая
функция обеспечивает
- организационно-
- контрольно-диагностическая
функция предполагает
- регулятивно-коррекционная функция предполагает внесение корректив в управление ДОУ с помощью оперативных линий.
Управление педагогическим процессом в ДОУ на научной основе актуализирует проблему методов управления, которые обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей.
Анализ опыта работы в ДОУ позволяет выделить следующие методы управления:
- организационно-
- организационно-
- психолого-педагогические
методы направляют коллектив
ДОУ на творческое решение
стоящих задач; на основе этих
методов осуществляется
- метод общественного
воздействия характеризуется
Задача руководителя
ДОУ - помочь каждому педагогу найти
в себе силы и нереализованные
возможности для повышения
Названные методы
управления отличаются друг от друга,
но "в комплексе представляют
собой неразрывное и
Вместе с тем анализ опыта практической работы показывает, что ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности.
Стиль работы
руководителя, его деловые и личностные
качества оказывают существенное воздействие
на режим и порядок работы ДОУ,
на эффективность и
"Стиль
руководства также создает и
воспроизводит в коллективе
Сплочению педагогов
в коллектив способствует проведение
таких мероприятий, в которых
педагоги могут реализовать свое
творчество, например, педагогические
советы на тему: "Быть членом коллектива
- это значит...", "Педагогика сотрудничества
- как я ее понимаю", дискуссии
"Моя педагогическая профессия"
и т.д. Создание коллектива единомышленников
- результат эффективного управления
и одновременно залог эффективно
организованного
Изменения,
происходящие в системе образования,
существующая Концепция дошкольного
воспитания, привели к появлению
новых характеристик
Основные функции ДОУ на этом этапе - создание условий для подготовки детей к адаптации в обществе, самоопределению в нынешней и будущей жизни. Педагогические задачи мы видим в следующем:
- развитие индивидуальности ребенка;
- установление
взаимоотношений ребенка с
- сохранение самобытности детского коллектива при взаимопроникновении и взаимодействии взрослой и детской субкультур;
- помощь в самоорганизации личности.
Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.
Под организационной структурой управления
мы понимаем целостную структуру
управляющей и управляемой
Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления — значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:
— создание подлинно демократической
возможности участия
— повышение педагогического
Механизм управления современным
дошкольным учреждением изменяет характер
выполнения управленческих функций, порождает
принципиально новые формы
Структура этих отношений такова:
детский сад — внешняя среда;
администрация —
Проблема формирования организационной
структуры управления требует, прежде
всего, осмысления развития дошкольного
учреждения как комплексной социально-
Решение задачи формирования организационной
структуры управления мы видим в
дальнейшем развитии демократических
основ в управлении и как принцип
государственно-общественного
Обеспечение оптимального соотношения
таких организационных
Структуру управления нельзя отделять
от всей совокупности организационных
проблем: обеспечение согласованности
организационной структуры
Предлагаемый подход состоит в
том, чтобы рассмотреть
Применяемое нами моделирование управляющей и управляемой подсистем (аппарата управления) облегчает задачу системного видения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее рациональных функций управления системой.
Перспективный путь проектирования моделей
организации — целевая
Как видим, специфика управления связана со значительным расширением сферы деятельности управляющей и управляемой подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.
Расширенный объект управления современным дошкольным учреждением предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются между детским садом и окружающей средой.
Выход на субъектно-субъектные отношения изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители детского сада, управления.
Построение моделей
Формирование и внедрение
Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений:
— модернизация структур управления целостной педагогической системы осуществляется с учетом стоящих перед системой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и создают педагогические условия для эффективного достижения конечных целей;
— проектирование управляющих и управляемых структур проводится с учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения и воспитания как процесса управления;
— структуры основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;
— непрерывность в целостной системе управления дошкольным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;
— перестройку целостной системы
управления дошкольным образованием необходимо
осуществлять в направлении структурно-
— в составе системы управления
должен быть орган с правом общественно-государственной
экспертизы на основе государственно-общественных
нормативов с правом законодательной
инициативы представления и принятия
стратегических управленческих решений.
Это положение будет
— для повышения эффективности
всех звеньев управляющей и