Теоретические основы оценки эффективности управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:25, реферат

Описание

Управленческое решение – это решение, принимаемое в социальной области, направленное на стратегическое планирование, руководство управленческой деятельностью, управление человеческими ресурсами, формирование структуры управления, управление производственной и обслуживающей деятельностью, управленческое консультирование и коммуникации с внешней средой.
Стратегическое планирование - процесс подготовки и реализации управленческих решений, ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей организации.
Руководство управленческой деятельностью связано с управленческими решениями, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 98.68 Кб (Скачать документ)

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

    1. Управленческое решение: понятие, сущность, классификация

Управленческое решение  – это решение, принимаемое в  социальной области, направленное на стратегическое планирование, руководство управленческой деятельностью, управление человеческими ресурсами, формирование структуры управления, управление производственной и обслуживающей деятельностью, управленческое консультирование и коммуникации с внешней средой.

Стратегическое планирование - процесс подготовки и реализации управленческих решений, ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей организации.

Руководство управленческой деятельностью связано с управленческими решениями, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления.

Коммуникации с внешней  средой ориентируют управленческие решения на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки. Эти управленческие решения затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий [3,ст.31].

Управление человеческими  ресурсами - управленческие решения в данном случае отражают стимулирование, активизацию и мобилизацию.

Управленческое консультирование связано с управленческими решениями ситуационного типа. Эти решения готовятся и реализуются в связи с обращениями: персонала или граждан (прием по личным вопросам), руководителей других организаций, надзирающих органов государственного, муниципального или корпоративного управления. Управленческие решения в рамках данной функции отражает ответы на вопросы, запросы, требования и т.д.

Управление производственной и обслуживающей деятельностью  ориентирует управленческие решения на совершенствование функционирующей системы организации без ее перестройки. Управленческие решения касаются совершенствования деятельности бухгалтерии, отдела кадров, отдела маркетинга, управления производственных цехов и т.д. [5,ст.59].

Формирование системы  управления организацией отражается в управленческих решениях, направленных на реструктуризацию и реформирование организации. Результаты таких решений вносят существенные изменения в миссию организации, ее структуру, выпускаемую продукцию, кадровую политику, отношения с внешней средой [4,ст.201].

Термин «управленческое  решение» употребляется в двух основных значениях: управленческое решение  как процессии управленческое решение  как явление. Управленческое решение  как процесс – это поиск, группировка  и анализ требуемой информации, разработка, утверждение, реализация управленческого  решения. Управленческое решение как  явление – это план мероприятий, постановление, распоряжение. В практике управленческое решение как процесс  и как явление рассматриваются  в едином смысле, т.е.  как единое целое, потому что друг без друга  они существовать не могут.

Любое управленческое решение  связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами организации.

Организационная сущность состоит  в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной  работы необходимо сформировать работоспособный  коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями, ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, постоянно координировать работу.

Социальная сущность заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия  на человека для согласования их деятельности в коллективе. Цель социального управленческого  решения  - создать комфортную среду  обитания для человека и для его  всестороннего развития [13,ст.127].

Экономическая сущность заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты. Каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Эффективные и качественные решения должны принести организации (муниципальному образованию, стране) доход, а ошибочные приводят к убыткам. Необходимо учитывать материальную заинтересованность всех участников процесса разработки и реализации, эффективность использования всех видов ресурсов [3,ст.44].

Правовая сущность состоит  в том, что обязательно соблюдение законодательных актов РФ, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при разработке управленческих решений может привести к отмене управленческого решения и к ответственности за его реализацию.

Технологическая сущность проявляется  в возможности обеспечения персонала  необходимыми техническими, информационными  средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческого решения.

Для повышения качества решений  рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим  признакам:

- Стадия жизненного цикла  товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП  и др.);

- Подсистема системы менеджмента  (целевая, функциональная и т.д.);

- Сфера действия (технические,  экономические и др. решения);

- Цель (коммерческие и  некоммерческие решения);

- Ранг управления (верхний,  средний, низкий);

- Масштабность (комплексные  и частные решения);

- Организация выработки  (коллективные и личные решения);

- Продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

- Объект воздействия (внешние  и внутренние);

- Методы формализации (текстовые,  графические, математические);

- Формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

- Сложность (стандартные  и нестандартные);

- Способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого  решения являются: применение к системе  менеджмента научных подходов и  принципов, методов моделирования, автоматизации управления, мотивация  качественного решения и др.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной  степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто  интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что  их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры  среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется  вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая  должность, менеджер, ориентирующийся  только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки [20,ст.112].

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличии от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой  на сегодняшний день, выбирается тот  вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый  смысл у людей встречается  редко, поэтому данный способ принятия решения тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и  дешевизной.

Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести  с ситуацией, которая прежде не имела  места, и поэтому опыта ее решения  просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится  действовать преимущественно в  тех направлениях, которые ему  хорошо знакомы, в результате чего рискует  упустить хороший результат в  другой области, сознательно или  бессознательно отказываясь от вторжения  в нее.

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несет  на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято  различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения  принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке. Обычно, прежде чем  приступить к принятию решения, они  имеют сформулированную исходную идею [22,ст.78].

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые  разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются  недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и  уточняющие действия преобладают над  генерированием идей, поэтому в таких  решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании  своих гипотез и, если уверены  в себе, могут не испугаться любых  опасностей.

Осторожные решения характеризуются  тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к  делу. Они еще в меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений  принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы  менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации [24,ст.45].

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно – специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений, более глубокого всестороннего анализа решений, раскрытия роли решения в процессе управления, выявления типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений. Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемственность решений.

Таблица 1.1.

Классификация управленческих решений

п\п

Признаки

классификации

Группы решений

Комментарии

1

2

1

Степень новизны проблемы

Традиционные

Нетипичные

1 - ранее встречавшиеся в управлении;

2 - поиск связан с разработкой  новых альтернатив

2

Значимость цели

Стратегические

Тактические

1 – прием решения преследует  свою цель;

2 – решение является достижением  более высокой цели

3

Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

1 – решение влияет на деятельность  всей организации;

2 – влияет на деятельность  только отдельных групп

4

Прогнозирование последствий решений

Корректируемые

Некорректируемые

1 – решение поддается корректировке  в ходе реализации с целью  устранения отклонения или учета  факторов; 2 – не корректируется  и его последствия не обратимы

5

Характер пользования информации

Детерминированные

 Вероятностные 

1 – принимается в условиях  определенности при наличии нужной  информации; 2 – в условиях неопределенности

6

Длительность выполнения решения

 Долгосрочные 

Краткосрочные

Различаются по срокам решения проблем

7

Метод разработки решений

Формализованные

Неформализованные

1 – принимаются по известному  алгоритму; 2 – в них большую  роль играют способности и  инициатива руководителя

8

Количество критериев выбора решения

С одним критерием

С множеством критериев

1 – выбор лучшей альтернативы  по одному критерию; 2 – выбор  лучшей альтернативы производят  по ряду критериев

9

Форма принятия решений

Единоличные

Коллегиальные

1 – руководитель сам принимает  решения; 2 – прием решения требует  участия группы специалистов

10

Способ оформления решений

Документированные

Недокументированные

1 – оформляются в виде документа,  приказа (письменно); 2 - устные


 

 

 

 

 

 

    1. Оценка эффективности управленческих решений

Эффективность — это результативность производства, труда или управления.

Можно оценивать как эффективность  деятельности аппарата управления данной организации в целом, так и  эффективность отдельных управленческих решений. Также объемные показатели, а также удельные качественные показатели. Здесь эффективность организационно-технических  мероприятий, осуществленных в соответствии с принятым управленческим решением, выражается путем соизмерения затрат по этим мероприятиям и результатов, полученных вследствие их проведения.

Для того чтобы правильно  определить эффективность управленческих решений, необходимо осуществлять раздельный учет доходов и расходов торговой организации в разрезе отдельных  товарных групп. Однако на практике ведение  такого учета очень сложно. Вследствие этого целесообразно использовать при анализе так называемые удельные качественные показатели, а именно прибыль в расчете на 1 млн. рублей товарооборота, а также издержки обращения в расчете на 1 млн. рублей товарных запасов [1,ст.411].

Одним из условий успешного  развития предприятия в рыночной экономике является постоянное качественное совершенствование их деятельности. Оно связано с изменениями в организации труда, технологическом процессе, используемом оборудовании, в системе стимулирования, кадровой политике, этических норм и др.

Преобразования должны касаться как объекта, так и субъекта управления. Руководству необходимо периодически оценивать и корректировать поставленные цели с учетом изменений внешней среды и самого предприятия.

Как правило, серьезные изменения  вызывают решения о совершенствовании организационных структур управления. С ним связаны перераспределения полномочий, ответственности, перемены в координационных и интеграционных процессах. Стратегия изменений касается и людей, предполагая модификацию возможностей, установок, поведения персонала, мотивации, лидерства, формирования трудового коллектива, проведения определенной социальной политики [11,ст.217].

Необходимость изменений  диктуется требованиями рынка, на которые  адекватно реагируют преуспевающие в бизнесе руководители. Для отдельных предпринимателей (например, японских) характерно провоцирование изменений на рынке, чтобы не находиться в арьергарде этих изменений, не уступать в конкурентной борьбе. Это позволяет сохранить свою «нишу» и выводит предприятия на новый организационный, экономический, технологический, культурный уровни.

Информация о работе Теоретические основы оценки эффективности управленческих решений