Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:38, контрольная работа
Мотивация, как одна из главных функций управления, является важнейшим процессом для понимания и объяснения поведения человека в организации.
Мотивация1 – это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия. Высокая мотивация персонала – важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей.
Второй тип мотивирования
В современной практике прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба типа мотивирования.
Стимулы22 – это рычаги воздействия или носители раздражения, вызывающие действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. На многие стимулы человек может реагировать не сознательно, его реакция может не поддаваться сознательному контролю.
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у разных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них.
Стимулирование23 – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование – это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в семье, коллективе, интересная работа и т. п.
Выделяют следующие основные виды стимулирования труда:
В научных работах представлены
различные подходы к
Следует отметить, что самоутверждение является наивысшим мотивом человеческой деятельности. Необходимость самоутверждения является глубоко внутриличностной потребностью, занимающей верхнее место в пирамиде потребностей А. Маслоу.
Американский экономист Дж.К. Гэлбрейт25 выделяет другие стимулы:
В данной классификации третий и четвертый стимулы также являются мотивами трудовой деятельности, поскольку обладают внутриличностной природой.
В настоящее время целесообразной и наиболее распространенной является обобщенная классификация стимулов труда (рис. 5)
Стимулы, с одной стороны, подразделяются на материальные, моральные и социальные, а с другой стороны, на инвидуальные и коллективные. Индивидуальные стимулы воздействуют на конкретного работника с учетом его должностных обязанностей, интересов и личностных особенностей. Групповые стимулы воздействуют на рабочий коллектив; они включают материальное, моральное и социальное поощрение за результаты труда группы в целом. В то же время, материальное, моральное и социальное стимулирование может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Ряд исследователей в области управления персоналом употребляют понятия «мотив» и «стимул» как синонимы. Так, В.В. Гончаров26 считает, что «побудительные мотивы – это те средства или стимулы, с помощью которых достигается согласованность интересов, целей и действий и которые побуждают отдельных индивидуумов отказаться от своих личных целей и подчиниться целям организации». Автор смешивает эти понятия, придавая понятию «мотив» внешнюю, принудительную природу по отношению к человеку, характерную именно для стимула.
Рис. 5. Классификация стимулов трудовой деятельности27
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводит к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованность в ее делах, осуществляя необходимые действия, не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Мотивирование и стимулирование как методы управления персоналом организации противоположны по направлению: мотивация направлена на изменение существующего положения, стимулирование – на закрепление этого положения, но при этом они взаимно дополняют друг друга.
Стимулирование
должно соответствовать потребностям,
интересам и способностям персонала,
т. е. механизм стимулирования должен быть
адекватен механизму мотивации.
Таким образом, и мотивация, и стимулирование управленческого труда – это процессы побуждения работника к труду для достижения целей организации (подразделения). Мотивация осуществляется самим работником, осознающим свои потребности, определяющим свои интересы и нацеливающим себя на эффективную трудовую деятельность для удовлетворения своих потребностей через реализацию своих интересов. Стимулирование осуществляется организацией в лице руководителя. Процесс мотивации протекает внутренне, а процесс стимулирования – внешне по отношению к работнику как объекту воздействия.
1.3. Виды стимулирования персонала организации
Материальные способы стимулирования. Материальные способы стимулирования относятся к основным видам воздействия на персонал (табл. 2).
Каждый руководитель хочет, чтобы его подчиненные стремились к хорошей работе с полной отдачей сил, чтобы они были вовлечены в дела организации, разделяли ее цели и проявляли высокую активность при решении проблем. Деньги являются при этом наиболее очевидным и наиболее часто используемым стимулом. Однако деньги являются достаточно сильным мотиватором только в том случае, если работник считает оплату своего труда справедливой и видит связь между результатами своей работы и оплатой труда.
Материальное вознаграждение включает:
Заработная плата является основным способом материального стимулирования. На предприятиях развитых стран она составляет примерно 50-70 % общих расходов на персонал. В России доля зарплаты даже несколько превышает западные нормы: примерно 80 % общих расходов на персонал.
Уровень заработной платы, обеспечивающий удовлетворительные условия жизни, определяется фондом жизненных средств, необходимых работнику и дифференцированные в зависимости от того, какого рода затраты труда он осуществляет в своей деятельности. При этом должны быть реализованы потребности человека в питании, одежде, жилище, отдыхе, образовании, охране здоровья и др.
Таблица 2
Материальные способы стимулирования28
Вид материального стимула |
Достоинства и недостатки стимула |
Заработная плата |
Самый эффективный стимулятор. Способ, дорогой для работодателя. При групповом характере работ трудно выделить индивидуальный вклад |
Премия |
Есть порог безразличия. Слабо учитывает характер и сложность труда, не всегда соответствует личному вкладу |
Бонусы |
Есть порог безразличия. Способ, дорогой для работодателя |
Соучастие в прибыли |
Есть порог безразличия. При групповом характере работ трудно выделить индивидуальный вклад |
Соучастие в собственности |
Способ, дорогой для работодателя |
Премии (бонусы) – единовременные выплаты из прибыли предприятия 1-2 раза в год. За рубежем это, как правило, годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонус, связанный со стажем работы и размером получаемой заработной платы. В нашей стране сходным по назначению является вознаграждение за год – «тринадцатая заработная плата».
Премия считается неординарным вознаграждением, поскольку должна выплачиваться лишь в определенных случаях. Исследования показывают, что премирование мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.
Основанием для премирования служат экономия ресурсов, увеличение объемов реализации и прибыли, снижение издержек, повышение качества, исключительные заслуги перед организацией и т.д.
К основным видам премий можно отнести:
Для того, чтобы премия играла роль стимула, ее величина, как в свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее 30% основного заработка. Современная практика показывает, что величина премии может быть: на низшем уровне 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.
Общими принципами премирования являются вознаграждение за любые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины премий, регулярный просмотр критериев премирования.
Премиальные выплаты в зависимости от конкретной ситуации бывают пропорциональными и непропорциональными достигнутым результатам. На практике используются различные комбинации.
Планы дополнительных выплат включают
подарки работнику от организации;
субсидированние деловых
Современной формой стимулирования является участие в предпринимательстве, которое включает участие в прибыли, в акционерном капитале, в собственности.
Участие в прибыли применяется на практике с конца XIX в. При использовании данной системы устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Осуществляются такие выплаты ежемесячно. Прибыли могут выплачиваться как в составе общей заработной платы, так и в виде дополнения к минимальной.
Участие в прибыли распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль (чаще всего это управленческие кадры). Доля руководителя в части прибыли связана с его рангом в иерархии и определяется в процентах к его доходу (базавой зарплате), либо к прибыли возглавляемого предприятия (подразделения), полученной за период.
Участие в акционерном капитале
производится посредством наделения
акциями организации и
Участие в собственности обеспечивается путем продажи работникам опционов на покупку акций по твердым ценам. Участие в собственности позволяет :
Передача акционерной
В целом система денежных выплат
призвана обеспечить большинству работников
желательный уровень дохода при
условии добросовестного отноше
Моральные способы стимулирования. Нематериальные льготы, предоставляемые организацией, на практике имеют более важное значение в увеличении ответственности сотрудников по отношению к организации, чем материальные (табл. 3).
Информация о работе Теоретические основы стимулирования персонала организации