Теоретические основы управления. Принципы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – подробно рассмотреть теоретические основы управления и принципы управления и разработать рекомендации по повышению эффективности использования основ и принципов в системе управления персоналом, отвечающего современным и перспективным задачам организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………………………….3
1 Управление как система…………………………………………………………...8
1.1. Теоретические основы искусства: искусство управления, общее о принципах управления……………………………………………………………………….14
1.2. Психологические аспекты искусства управления……………………………..17
2. Основные принципы управления………………………………………………….21
2.1. Классификация принципов управления………………………………….…….22
2.2. Принципы управления на основе выделения различных школ………………26
2.3. Централизованная и децентрализованная формы управления…………………38
2.4. Реализация принципов управления в современном менеджменте……………..68
3. Искусство управления личностью и коллективом……………….........................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….75
Список использованных источников ………………………………………. …….79

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

Поскольку приходится работать с уже сформировавшимися командами, выход состоит в том, чтобы помочь членам группы освоить разные роли и сознательно «входить» в них при необходимости. Достаточно гибкий человек может научиться не только критиковать чужие идеи, но и генерировать собственные, не только анализировать, но и синтезировать, не только принимать решения, но и участвовать в их реализации.

Сейчас все ориентировано  на интеллектуальную собственность, образование  в широком смысле слова. Корпоративная  культура трансформируется вместе с  компанией. Поскольку люди в компании работают в подразделениях, связанных друг с другом по роду деятельности, у них появилось намного больше возможностей объединять свои усилия. Поэтому мы пытаемся создать для них возможность встретиться, поделиться идеями о том, как надо развиваться.

«В нашей компании работает почти тридцать тысяч человек, и необходимо наладить постоянное взаимодействие этих людей, чтобы они знали о  том, что происходит в Pearson. Я думаю, что работать, являясь совладельцем, гораздо интереснее, поэтому почти 96 % наших сотрудников владеют акциями компании. Я думаю, это особым образом мотивирует людей.

Однако в наше время  подобная деятельность связана с  большой ответственностью. Я, как  и каждый, кто здесь работает, отвечаю перед акционерами Pearson».

 «Прошлый год был удачным для развития государственного страхового холдинга «Росгосстрах». Впервые за последние годы значительно выросли объемы страховых взносов. Произошло увеличение числа ваших клиентов, как среди предприятий, так и среди граждан».

Причины роста просты. Мы начали мобилизацию внутреннего потенциала компании, используя в качестве инструментов централизацию управления, сквозное бизнес-планирование, реформирование структуры и развитие мотивации менеджеров. Эффект оказался вполне ожидаемым, а после завершения этих преобразований в 2001-м – начале 2002 года мы планируем за счет этих факторов обеспечить более высокую динамику роста.

 «Дав максимальную  самостоятельность дочерним предприятиям, генеральный директор управляющей  компании ОАО «Мотовилихинские  заводы» Юрий Булоев сконцентрировал в своих руках все, что влияет на конечный результат. Сегодня он говорит о том, что создавал не вертикальную, а горизонтальную систему интеграции, которая дает наиболее полную свободу для предприимчивости каждой из подведомственных структур. В состав холдинга входит 80 дочерних предприятий, все они работают рентабельно».

Эти результаты – итог деятельности квалифицированной команды  менеджеров, которая с самого начала реструктуризации предприятия шла  к самостоятельности собственным путем. ОАО «Мотовилихинские заводы» разделилось на множество дочерних предприятий задолго до того, как в бизнесе стало модным слово «холдинг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Искусство управления личностью и коллективом

 

Искусство управления как  одним сотрудником, так и коллективом во многих случаях имеет при прочих равных условиях решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения – основа деятельности менеджера.

Управленческое общение  – общение с целью осуществления  руководства людьми, то есть изменение их действий в определенном направлении, поддержание данного направления или формирование нового направления.

 Управленческое общение  выполняет несколько функций:

1. Выдача распорядительной  информации.

2. Получение обратной  информации.

3. Выдача оценочной информации.

  То есть, выдавая  распоряжения, руководитель рассчитывает  не только на выполнение, но  и на наличие у подчиненного  желания это выполнить. Поскольку  наличие желания – своего рода  залог эффективного исполнения, отсутствие взаимопонимания между руководителем и подчиненными является одной из основных причин некачественной работы.

  Условия установления  взаимопонимания.

1. Общение на едином  профессиональном языке.

2. Уровень общей культуры  и интеллекта.

3. Полнота информации.

4. Логичность изложения.

5. Сконцентрированность  и внимание к рассматриваемой  проблеме.

Управленческое общение  действует по своим законам.1

I закон управленческого  общения.

«Понять - не значит принять»

Условия принятия чужой  позиции.

1. Она не должна  противоречить основным взглядам и позициям того, кто воспринимает информацию.

2. Поиск и демонстрация  партнеру его личного интереса  в данном вопросе.

II закон управленческого  общения.

«При прочих равных условиях люди легче принимают позицию, к  которой испытывают эмоционально положительное отношение»

Грамотное управленческое общение с персоналом не только создает  оптимальный климат на фирме, но и  способствует повышению работоспособности  персонала, а также помогает проявлению инициативы сотрудниками. Все это  вместе дает фирме возможность без лишних трений и проволочек работать наиболее эффективно в выбранной ей нише рынка и, планомерно осуществляя свою стратегию, идти к вершине успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для творческого и  эффективного использование принципов  управления необходимо вскрывать и всесторонне исследовать объективные законы и закономерности управления. В свою очередь, поскольку законы и закономерности управления базируются на законах развития природы, общества и мышления, необходимо формирование совершенной системы научных знаний каждого руководителя, широчайшего культурного и профессионального кругозора.

Принципы управления, имея объективный характер, должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т. д. Однако при этом характер и формы закрепления принципов управления должны иметь достаточно гибкий характер, чтобы избежать излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкретно-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и, соответственно, содержания самих принципов управления.

Взаимодействие управляющей  и управляемой подсистем осуществляется в соответствии с определенными  принципами, то есть правилами. На практике таких принципов может быть очень много. Едва ли не самым главным из этих принципов можно считать научность в сочетании с элементами искусства. Как уже отмечалось, менеджмент использует данные и выводы множества наук, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять «по наитию». В то же время, ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится использовать нетрадиционные подходы. Это требует от руководителя, помимо глубоких знаний, большого опыта, владения искусством межличностного общения, умения находить выход из безвыходных положений.

Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не просто так, а быть ориентированным на решение конкретных проблем, которые стоят в данный момент перед организацией. Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Последнее требует оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, а также закономерностей межличностных отношений и группового поведения.

Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу, а недостаток парализует деловую активность и инициативу работников. Здесь важным считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация, получение новых знаний и навыков. В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, поскольку решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью.

Для русского сотрудника нет никаких преград в карьерном  росте, просто он должен быть хорошим  менеджером или специалистом, и тогда  он способен добиться любых руководящих  должностей. Крайне важно проникнуться корпоративным духом, понимать цели компании, её стратегию, идеологию. Нужно уметь работать в команде, брать ответственность и обсуждать всё в позитивном ключе – свои рабочие планы, планы своего отдела, всей компании, проблемы своего подразделения, критику.

Преимущества. Русские  лучше, чем в других областях, чувствуют  себя в производстве, сбыте, технике, инженерии и высоких технологиях. Несколько хуже обстоит дело с  финансами. Сильное преимущество наших  бизнесменов и менеджеров – склонность к инновациям, вкус к риску, игре, новым подходам, выраженная предпринимательская жилка. Наши сотрудники – специалисты и менеджеры – очень любят учиться и продвигаться по служебной лестнице.

Недостатки. Руководители чрезмерно концентрируют на себе решения, не склоны делегировать ответственность. Топ-менеджеры здесь – стратеги и производственники, а не рыночники и финансисты. Наша манера ведения дел в большей степени подчинена задаче достижения конечной цели, а не выстраиванию системы и созданию технологии ведения бизнеса. В этом смысле русский стиль менеджмента больше похож на американский, а не на европейский. Русский менеджмент чрезмерно политизирован, слишком большую роль играют личные связи, неформальные отношения. Серьезный недостаток – ориентация на сиюминутный успех, на удачу за счет партнера. Отсюда недоучет перспективы, проблемы с корпоративной культурой, конфликты между менеджерами и акционерами.

Прежде всего, надо помнить, что Россия – страна динамичная, рынки здесь ещё не поделены, поэтому особенно успешны люди с предпринимательской жилкой. Необходимо проявлять инициативу, преодолевать размеренность и неспешность крупных корпораций в принятии решений, брать ответственность. Как можно шире следует использовать бонусы и карьерные перспективы для персонала. Это лучший способ заинтересовать сотрудников и особенно менеджеров. России нужна не догоняющая модернизация, о которой говорят сейчас все, а обгоняющая модернизация.

Можно сделать вывод, что для эффективного управления менеджеру естественно  потребуются не только власть, личные качества, владение информацией, знания теории управления, экономической теории, многих других научных дисциплин, но и интерес к своему делу, умение находить компромиссы, а также огромное количество других непохожих друг на друга качеств и объединение этих качеств в систему, естественно выполнение этих условий потребует от менеджера высокого мастерства и умения. Следовательно, управление возможно частично, но является искусством.

Менеджер – тот  человек от которого зависит работа коллектива и предприятия. От того какими будут отношения в коллективе и насколько сотрудники будут мотивированы на продуктивный труд зависит вся дальнейшая судьба фирмы. Каждый менеджер должен осознавать свое влияние на микроклимат организации и использовать все доступные и приемлемые методы для того, чтобы улучшить его и сделать труд сотрудников как можно более комфортабельным не только в физическом плане, но и в психологическом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Вейл П. Искусство менеджмента. Пер. с англ. – Москва: Новости, 1993 г.
  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997 г.
  3. Ельнова И.Е. Менеджмент.- Москва. 2007 г.
  4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – Москва: ГАУ, 1993 г.
  5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.- Изд-во: Норма, 2004 г.
  6. Маслов Е.В. Управление персоналом Предприятия: Учебное пособие. М. 1998, стр. 219-220
  7. Морозов А.В.Социальная психология. – Изд-во: «Академический проект», 2005 г.
  8. Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб: Лениздат, 1992 г.
  9. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник / В.П.Пугачев. – Аспект Пресс, 2002 г. – 279 с.
  10. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб. 2000
  11. Управление персоналом организации. Учебник/ под редакцией А.Я. Кибанова 2-е издание, дополнено и переработано – М.: ИНФРА – М. 2002. - 636 с.
  12. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – Москва: Высш. школа, 2000 г.     

Информация о работе Теоретические основы управления. Принципы управления