Теории мотивации в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание

Почему люди работают? Почему одни делают лёгкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие вопросы возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать достойную стратегию предприятия, создать эффективные системы обработки и передачи информации, установить самое современное оборудование, использовать современные технологии. Но всё это бесполезно, если персонал предприятия не будет должным образом работать, вести себя в соответствии с этикетом, стремится своим трудом помочь организации достичь её целей и выполнять ею свою миссию.

Работа состоит из  1 файл

курсивик (Автосохраненный).doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Почему люди работают? Почему одни делают лёгкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие вопросы возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать достойную стратегию предприятия, создать эффективные системы обработки и передачи информации, установить самое современное оборудование, использовать современные технологии. Но всё это бесполезно, если персонал предприятия не будет должным образом работать, вести себя в соответствии с  этикетом, стремится своим трудом помочь организации достичь её целей и выполнять ею свою миссию.

Понятие мотивации  тесно связано с проблемой  управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, и методов мотивации.

Человек не машина, его нельзя «включить» когда необходима его работа, и «выключить» когда в нём нет необходимости. Какая бы работа по сложности не была, при принуждении она не даст высокого положительного результата.

Человек, имея желания  и настроения, исходя из конкретной системы ценностей, следуя установленным нормам и правилам поведения, придаёт работе уникальный характер. Если знать и понимать к чему стремится человек, можно построить управление человеком так, что он будет сам стремиться выполнять свою работу наилучшим образом.

Таким образом, основными задачами мотивации является:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения 
    мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководства психологическим основам 
    внутрифирменного общения;
  • формирование у каждого руководителя демократических подходов к 
    управлению персоналом с использованием современных методов мотивации;

Для решения  указанных задач применяются  различные методы мотивации:

Самым первым и  наиболее распространенным методом  был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей. Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общая характеристика мотивации

1.1 Что такое мотивация?

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определённых целей, с затратой определённых усилий, определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может и в полсилы. Также он может брать работу полегче, а может браться за сложную тяжёлую работу, может выбирать решение проще, а может искать и браться за сложное решение. Всё это отражает, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, насколько он смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.

Человек может по-разному  стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремиться делать всё наилучшим образом, работать с полной отдачей. Не отлынивать от работы, стремится к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей в работе.

Настойчивость продолжать и развивать начатое  дело – важная характеристика деятельности, так как часто встречаются  люди, которые быстро теряют интерес  к начатому делу. И если даже они  имели очень хорошие результаты деятельности вначале, то потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости также негативно сказывается на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.

Добросовестность означающее ответственное выполнение работы, т.е. с учётом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих видов работ являются важнейшим условием их успешного выполнения. Человек может иметь хорошую квалификацию и знания быть способным и созидательным, много работать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям спустя рукава,  безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности. Руководство организации должно хорошо представлять себе это и стараться строить систему мотивирования таким образам, чтобы она развивала у сотрудников такую важную характеристику их поведения, как добросовестность.

Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя  определённые действию. Человек может выполнять свою работу потому, что она приносит ему определённое удовлетворение (моральное или материальное), а может и потому, что он стремится помочь своей организации добиться ее целей. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенны целей.

    1. Мотивационный процесс

Если рассматривать мотивацию  как процесс, ее можно представить  в виде шести следующих стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако приводимая модель помогает понять, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части.

Первая стадия – возникновение  потребностей. Потребность проявляется  в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать»  от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для её устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разделить на три группы:

  • Физиологические
  • Психологические
  • Социальные

Вторая стадия – поиск  путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создаёт проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранения её: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять. Потребность побуждает мотивы к действию.

Третья стадия – определение целей (направления) действия. В соответствии с направленностью и силой проявления мотивов человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, для того чтобы устранить потребность. На данной стадии человек решает для себя четыре вопроса:

  • Что я должен получить, чтобы устранить потребность
  • Что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю
  • В какой мере я могу добиться того, чего желаю
  • Насколько то, что я могу получить, может устранить мою потребность?

Четвёртая стадия – осуществления  действия. На этой стадии человек затрачивает  усилия, для того чтобы осуществить  действия, которые в конечном счёте  должны дать ему возможность получить то, что поможет устранить ему  потребность. При этом может происходить корректировка целей и потребности могут претерпеть изменение в процессе осуществления действий.

Пятая стадия – получение  вознаграждения за осуществления действия. Проделав определённую работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек  либо прекращает ее до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности устранить потребность.

Знания логики процесса мотивации не даёт существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и дают неясный процесс мотивации на практике. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения, для того чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер этого процесса зависит от того, какие потребности  инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. Поэтому могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Ещё один фактор, делающий мотивационный  процесс каждого конкретного  человека уникальным и ни на сто  процентов предсказуемым, - это различие мотивационных структур отдельных  людей, неодинаковая степень влияния одних и тех же мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами, у другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В данном случае этот человек будет веси себя по-другому.

1.3Мотивирование и стимулирование

Мотив – это то, что  вызывает определённые действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у разных людей эти действия могут быть совершенно различны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя отдельные из них.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а  их совокупностью, в которой различные  мотивы по-разному могут воздействовать на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определённых действий.

Мотивационная структура  человека обладает определённой стабильностью. Однако она сознательно может  меняться в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование – это процесс  воздействия на человека с целью  добиться от него определенных действий путем побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в большей степени зависит от того, на сколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

  В зависимости от того, какие цели преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, приводящие к определенному результату. При данном типе мотивирования надо знать, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызвать эти мотивы. Это тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: « я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то процесс мотивирования может не состояться.

Второй тип мотивирования  направлен на формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить  определенные желательные мотивы действий человека и , наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению им. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека виде итога его деятельности. Данный тип мотивирования требует горазда больших усилий, знаний и способностей для его осуществления, чем первый. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие и использующие его в своей практике, гораздо успешнее и результативнее могут управлять своими членами.

Информация о работе Теории мотивации в менеджменте