Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:38, контрольная работа
правление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Введение…………………………………………………………………………...2
Теория целеполагания и ее практическое применение…………………………2
Теоретические основания целеполагания……………………………………….3
Применение целеполагания для мотивации трудовой деятельности………….5
Заключение………………………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………………10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Теория целеполагания и ее практическое применение…………………………2
Теоретические основания целеполагания…………………
Применение целеполагания для мотивации трудовой деятельности………….5
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Ни
одна система управления не станет
эффективно функционировать, если не будет
разработана эффективная модель
мотивации, так как мотивация
побуждает конкретного индивида
и коллектив в целом к
Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
С 1968 г., когда Локк представил свою
работу, которая сейчас считается
классической, наблюдался существенный
и увеличивающийся интерес к
приложению постановки целей к организационным
проблемам и вопросам. Локк предположил,
что постановка целей — познавательный
процесс, имеющий практическую полезность.
Его точка зрения состоит в
том, что индивидуальные сознательные
цели и намерения — первые детерминанты
поведения. Таким образом, «одна
из обычно отмечаемых характеристик
намеренного поведения —
Целеполагание служит примером того, как в сфере организационного поведения происходит переход от четких теоретических оснований к глубоким исследованиям, а от них — к практическому применению наиболее эффективных управленческих решений. Целеполагание прошло значительный путь теоретического развития и было связано главным образом с работой Эдвина Локка и его коллег, в которой использовался когнитивный подход. Для проверки теоретических оснований различных аспектов целеполагания были проведены многочисленные исследования, как в лабораторных, так и в полевых условиях. В конечном итоге целеполагание стало эффективным инструментом в практике управления человеческими ресурсами и в целостном подходе к функционированию системы.
Работу Локка 1968 г. обычно рассматривают как основополагающую в теории целеполагания. В ней он признал значительный вклад Райана, который привлек внимание к роли намерений в человеческом поведении, и высказал предположение, что теория целеполагания по существу восходит к научному менеджменту начала века. Он отдал должное его первому представителю Фредерику Тейлору, как «отцу теории мотивации работников», и утверждал, что использование Тейлором «заданий предвосхитило современное Целеполагание».
Хотя Локк считал, что теории ожидания в трудовой мотивации изначально игнорировали Целеполагание и являлись не более чем «когнитивным гедонизмом», его теоретическая формулировка целеполагания весьма близка к их идеям. Он в принципе признавал целенаправленность поведения, которая следовала из когнитивной теории Толмена, а также значимость ценностей, или валентностей, и последствий. Таким образом, как и в теориях ожидания, ценности и оценка ценностей, которые Локк определял как нечто, что индивид стремится получить и/или удержать, являются важными когнитивными детерминантами поведения. Далее он утверждал, что индивидуум воспринимает эти ценности посредством эмоций или желания. Помимо ценностей важную роль в качестве когнитивных детерминантов поведения играют стремления, или цели. В этом пункте, несомненно, теория целеполагания Локка выходит за рамки теорий ожидания. Он понимал, что люди стремятся достичь цели для удовлетворения своих эмоций или желаний. Цели придают направленный характер человеческому поведению и ориентируют мысли и действия человека на достижение определенного результата. В дальнейшем индивидуум реагирует и действует в соответствии с этими намерениями или целями, даже если они не достигаются. Результатом реакций являются последствия, обратная связь или подкрепление.
Как
отмечалось ранее, теория Локка, если исключить
понятие намерений или целей,
весьма схожа с другими
В отличие
от многих других теоретиков Локк постоянно
совершенствует и развивает свою
теорию. Недавно он обратил внимание
на роль преданности. С самого начала
он признавал, что в отсутствие преданности
конкретным целям целеполагание
не будет работать. Однако чтобы
прояснить некоторое
Локк
является горячим сторонником
Локк и Лэтем переводят форму теории контроля в теорию целеполагания следующим образом: «Входной сигнал является обратной связью от предыдущей деятельности, референтный сигнал представляет собой цель, компаратор является осознанным суждением индивидуума, а исполнительный орган или реакция — это результирующее действие индивидуума, направленное на уменьшение рассогласования между целью и действием». Это, конечно, логично и является лишним доказательством того, что теория контроля или другие теории могут также быть применены для объяснения теории целеполагания.
Рис. 1. Теория контроля
Несмотря на то, что Локк критически оценивает оперантный бихевиоризм, как слишком механистичный, он поддерживает теорию Бандуры о расширенном социальном научении и появившуюся позднее социальную когнитивную теорию (о том, как люди приходят к пониманию того, что представляют собой другие, и как они объясняют поведение других людей), поскольку они совместимы с теорией целеполагания. В частности, Локк считает, что социальная когнитивная теория не только включает в себя целеполагание, но и привносит в нее важные параметры теории ролевого моделирования вместе с существенными эффектами, связанными с выбором целей, преданностью им и самоэффективностью, которые влияют на выбор цели, приверженность ей и реакцию на обратную связь.
Для того чтобы более детально выяснить сущность целеполагания, необходимо разобраться, как же действует процесс постановки целей.
Для того чтобы подробно разобрать практические аспекты применения целеполагания, сначала рассмотрим, в чем же могут заключаться цели организации, виды целей и их влияние на эффективность деятельности. Затем перейдем к такому процессу, как Управление по Целям и выведем практические рекомендации постановки целей.
Цели организации
В рамках управления организацией цели выделяют следующие функции:
К целям организации
Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать по источникам:
Также можно классифицировать цели по уровню. Здесь выделяют:
Миссия создает у окружающих
представление об организации, ее предназначении;
социальной ответственности перед
обществом и своими работниками;
предпочтениях, ценностях, верованиях,
принципах, культуре; наиболее привлекательных
формах деятельности. Все это обеспечивает
гармонию взаимодействия организации
с внутренней и внешней средой,
помогает определить позиции и интересы
в отношении разных социальных групп.
В миссии находит отражение основа
формулирования конкретных целей –
общих и специфических, выработки
стратегии, распределения ресурсов
на различных организационных
Информация о работе Теория целеполагания в трудовой мотивации