Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы это исследование теоретических основ конфликта и на основе изученного материала, выработка путей преодоления конфликтных ситуаций в конкретной организации. К задачам курсовой работы можно отнести: отражение теоретических аспектов понятия «конфликт», описание форм работы с конфликтами. А также на примере, компании, в которой я работаю, отобразить существующие конфликтные ситуации, провести анализ причин возникновения конфликтов, предложить пути их преодоления. Так как существующие конфликтные ситуации, в последнее время, очень мешают в трудовой деятельности, а временами даже тормозят трудовой процесс.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика конфликтных ситуаций………………………………5
1.1 Понятие конфликта, его сущность…………………………………………...5
1.2 Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки……...9
1.3.Стратегия поведения при конфликте
Глава 2. Анализ и оценка конфликтных ситуаций, возникающих в практике организации
2.1 Краткая характеристика компании
2.2 Возникающие конфликты
2.3 Причины возникновения
2.4 Пути преодоления конфликтов
Глава 3. Разработка мероприятий для успешного выхода из конфликтных ситуаций
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликт
3.2 Условия для успешного управления конфликтами в организационных структурах
3.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях
Заключение
Список литературы
Ситуация № 2.
В описанной ситуации, основная причина - низкий уровень трудовой дисциплины. Как мне кажется, сотрудники делают это специально, аргументируя это тем, что руководство не относится к ним с уважением. Также замечено, что у начальства так же есть тенденция опаздывать, что заставляет сотрудников стоять на улице. У персонала подорван авторитет к начальству и не на кого равняться.
Ситуация № 3.
Следующие причины относятся сразу к нескольким возникшим конфликтным ситуациям (ситуация 4 и 5):
К примеру, если бы руководитель вышел с обращением к сотрудникам о сложившейся ситуации, разъяснил причины, извинился и пообещал хоть что-нибудь, работники выполняли бы свои обязанности с другим настроением. Поскольку бы, знали, что о них помнят и делают всё для стабилизации положения.
Ситуация № 6.
В данном случае на возникновение конфликта оказал влияние целый ряд факторов:
1)
Управленческие факторы - несовершенство
организационной структуры
2) Организационные факторы:
- неконкретность заданий, даваемых подчинённым, что затрудняет выбор средств их выполнения, ведет к неуверенности в действиях и к промедлению;
- отсутствие
гласности. Все попытки
3) Профессиональные факторы - несовершенство системы подбора и расстановки кадров. Возможно, при более тщательной системе подбора, эти сотрудники не получили бы место в нашей компании, у них были бы выявлены признаки конфликтной личности.
В
целом, можно сделать вывод, что в
компании достаточно много факторов, которые
приводят, и думаю, в будущем ещё приведут
к конфликтам. И чтобы этого избежать,
должна быть разработана система мер по
предотвращению конфликтов.
2.4
Пути преодоления
конфликтов
Для того чтобы в компании были разрешены существующие конфликтные ситуации, необходимы следующие мероприятия:
Для этого необходимо устраивать совместные мероприятия:
- тренинги;
- семинары;
- обучение персонала;
- спортивные мероприятия;
- выезды на природу;
- проведение корпоративов;
- проведение
различных конкурсов среди
Тем самым простимулировав и побудить к работе. Просыпается соревновательный дух.
10 Приход
нового же сотрудника очень
негативно влияет на работу
персонала. Так как идет
Глава
3. Разработка мероприятий
для успешного выхода
из конфликтных ситуаций
Попытаемся дать характеристику типов исхода из конфликтной ситуациях.
Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий.
Четвертый
вариант - неблагоприятный и
Пятый
вариант - самый неблагоприятный - принуждение.
Это тактика прямолинейного навязывания
того варианта исхода противоречия, который
устраивает его инициатора. Например,
начальник отдела, пользуясь своим административным
правом, запрещает разговаривать по телефону
по личным вопросам. Этот исход конфликта
в некотором смысле действительно быстро
решает и решительно устраняет причины
недовольства инициатора. Но он самый
неблагоприятный для сохранения отношений.
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить
поведенческие особенности
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
Причина
конфликта. Осознают ли конфликтующие
стороны причину конфликта? Нужна
ли помощь для выхода из конфликта?
Где находится причина
Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих?
Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями организации? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств для ее достижения? Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы. Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения? Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Проводя беседу, руководитель должен сохранить контроль над ситуацией, т. е. направить ход разговора в нужное русло, в соответствии со сформулированной целью беседы. Переговоры должны протекать динамично. Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей. Для руководителя полезно знать, какие черты характера и особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. К таким качествам могут быть отнесены следующие:
- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих;
- стремление
доминировать во что бы то
ни стало там, где это
- консерватизм
мышления, взглядов, убеждений, нежелание
преодолеть устаревшие
- излишняя
принципиальность и
- определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Руководителю
приходится разрешать конфликты не только
в деловой, но ив личностно-эмоциональной
сфере. При разрешении последних применяются
другие методы, поскольку в них, как правило,
трудно выделить объект разногласий, отсутствует
видимое столкновение интересов. В конфликтной
ситуации или в общении с трудным человеком
следует использовать такой подход, который
в большей степени соответствовал бы конкретным
обстоятельствам и при котором последний
чувствовал бы себя комфортно. Наилучшими
предпосылками в выборе оптимального
подхода разрешения конфликта являются
жизненный опыт и желание не осложнять
ситуацию и не доводить человека до стресса.
Можно добиться компромисса, приспособиться
к нуждам другого человека (особенно партнера
или близкого человека); настойчиво добиваться
осуществления своих истинных интересов
в другом аспекте; уклониться от обсуждения
конфликтного вопроса, если он не очень
важен; использовать стиль сотрудничества
для удовлетворения наиболее важных интересов
обеих сторон. Поэтому лучшим способом
разрешения конфликтной ситуации является
сознательный выбор оптимальной стратегии
поведения. Точно так же, как ни один стиль
руководства не может быть эффективным
во всех без исключения ситуациях, так
и ни один из рассмотренных стилей разрешения
конфликта не может быть выделен как самый
лучший. Надо научиться эффективно использовать
каждый из них и сознательно делать тот
или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Управление конфликтом включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действии представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие. Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор само регуляции и само корректировки системы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.Объективность понимания - это адекватное, т.е. соответствующее реальности, его описание. Субъект управления имеет в качестве объекта не непосредственно реальный конфликт, а его описание, образ, мысленное отражение, вербальную интерпретацию. Понятно, что такое описание включает определенный подход, приемлемый для той или другой стороны конфликт или -для третьей, нейтральной, выступающей посредником. Каждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своих позиций, как она понимает сложившуюся ситуацию, иначе говоря, как она заинтересована объяснить конфликт. Объективное объяснение конфликта возможно при выполнении следующих требований: анализ конфликта учитывает только те факты, которые актуальны в настоящей ситуации; в объяснительный контекст входит и учет предшествующего состояния конфликтной ситуации и ее развития в последующем; объяснение конфликта подчинено успешному разрешению его в интересах целого – прогресса общества, личности и пр.; признание возможности активного воздействия на конфликт также составляет существенное условие управления им.