Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:47, курсовая работа
Целью работы является описание концепции рациональной бюрократии, предложенной Максом Вебером.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
провести анализ теории социального действия;
рассмотреть теорию рационализации Вебера;
изучить теорию рациональной бюрократию.
Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Методология социального познания М. Вебера ………………….
1.1 Теория социального действия …………………………………………...
1.2 Теория рациональности ………………………………………………….
Глава 2.Теория рациональной бюрократии ………………………………...
2.1 Типы легитимного господства …………………………………………..
2.2 Рациональная бюрократия М. Вебера как элемент механизма легального господства ……………………………………………………….
2.3 Развитие подхода М. Вебера к трактовке феномена бюрократии …….
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………….
«Господством» называется
возможность встречать
Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально) К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.
Каждое господство старается возбудить веру в свою «легитимность» и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.
Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:
1) рационального
характера, т.е. основывается
2) традиционного
характера, т.е. основывается
Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство. Это общество, которое предшествовало современному буржуазному обществу. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности.
Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господина домашних чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. В отличии от рассмотренного выше господства, именно личная верность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице. Для традиционного господства характерно отсутствие формального права и, соответственно, отсутствие требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере сугубо личный.
Различие между рациональным способом управления (и рациональным типом государства) и способом управления в традиционном обществе Вебер показывает путем сравнения современного западного чиновника с китайским мандарином.
Мандарин, в отличие от управленца бюрократической «машины», совершенно неподготовленный к делам управления человек. Такой человек не управляет самостоятельно – все дела находятся в руках канцелярских служащих. Мандарин – это прежде всего гуманитарно-образованный человек, хороший каллиграф, пишущий стихи, знающий всю литературу Китая за тысячу лет и умеющий ее толковать. В то же время он не придает никакого значения политическим обязанностям. Государство с подобными чиновниками, как отмечает Вебер, представляет собой нечто совершенно отличное от западного государства. В этом государстве все основывается на религиозно-магической вере в то, что совершенства их литературного образования вполне достаточно для того, чтобы все держать в порядке,
3) харизматического
характера, т.е. основывается
Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Основной базой харизматического господства является аффективный тип социального действия. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят формально-рациональному господству как безличному.
Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю. Ясно, что рациональное понятие компетентности, так же как и сословно-традиционное понятие привилегии, здесь отсутствует. Другой момент. Как от формально-рационального, так и от традиционного типа господства харизматический отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по традиции) правил и решения по всем вопросам выносятся иррационально, на основе «откровения», интуиции или личного примера.
Понятно, что харизматический принцип легитимности, в отличие от формально-рационального, авторитарен. По существу, авторитет харизматического лидера базируется на его силе – только не на грубой, физической, а на силе его внутреннего дара.
В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу её почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.
Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:
а) должностные обязанности исполняются на постоянной основе и регулируются правилами;
б) эти обязанности разделены между функционально различными сферами, в каждой из которых существуют необходимые властные полномочия и санкции;
в) должности образуют иерархию, в которой определены возможности контроля над исполнением приказаний и их обжалования;
г) правила, регулирующие деятельность организации, подразделяются на чисто технические инструкции и правовые нормы, но для исполнения тех и других необходим специально подготовленный персонал;
д) ресурсы организации отделены от имущества ее членов как частных лиц;
е) должностное лицо не может присвоить свою должность;
ж) управление основывается на письменных документах, что делает канцелярию центром современной организации;
з) легальное господство может принимать различные формы, но при наиболее чистом типе такого господства используется бюрократический управленческий персонал.
2.2 Рациональная бюрократия М. Вебера, как элемент механизма легального господства
В шестой главе III части работы «Хозяйство и общество» М. Вебер дал определение бюрократии. Резюмируя этот текст и некоторые другие отрывки, Жюльен Фрейд так излагает определение Вебера:
«Бюрократия — это типичный пример легального господства. Она основывается на следующих принципах:
1) существование
определенных служб, а стало
быть, компетенции, строго
2) защита
служащих в выполнении их
3) иерархия
в выполнении функций, что
4) подбор
кадров производится на
5) регулярная
оплата труда служащего в виде
фиксированной заработной
6) право
контроля со стороны
7) возможность
продвижения по службе на
8) полное
отделение выполняемой функции
от личности служащего,
Такая
трактовка имеет, разумеется, отношение
к структуре современного государства,
учитывая, что у бюрократии как
явления глубокие корни, поскольку
она встречается в Древнем
Египте, в эпоху римского принципата,
в период правления Диоклетиана,
в римской церкви XIII в. Современная
бюрократия начала свое развитие в
эпоху королевского абсолютизма. Старые
бюрократические системы в
При легальном господстве с бюрократическим управленческим аппаратом лишь глава организации занимает свое положение в результате выборов, присвоения или наследования. Аппарат, которым он распоряжается, состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:
1) они
лично свободны и подчинены
власти только в том, что
касается их безличных
2) они
организованы в четко
3) каждая
должность обладает строго
4) чиновник
занимает должность на основе
добровольного договорного
5) кандидаты
отбираются на основании их
специальной квалификации и
6) вознаграждением
служит постоянное денежное
7) должность
рассматривается как
8) существует
система служебного
9) чиновник
отделен от владения
Информация о работе Теория рациональной бюрократии М. Вебера