Типы административного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:18, реферат

Описание

Современный административный аппарат организаций выполняет такое множество функций, что они не поддаются учету. По функциональному признаку его делят на консультативный, обслуживающий и личный, хотя в практике резкой границы между этими типами аппарата провести нельзя. Очень часто аппарат выполняет и консультативные и обслуживающие функции.

Содержание

Введение 3
1.Происхождение административного аппарата 4
2. Функции разных типов административного аппарата в современных организациях 5
3. Разновидности аппаратных полномочий. Делегирование как функция административного аппарата 8
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Типы административного аппарата.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Современный административный аппарат организаций выполняет такое множество функций, что они не поддаются учету. По функциональному признаку его делят на консультативный, обслуживающий и личный, хотя в практике резкой границы между этими типами аппарата провести нельзя. Очень часто аппарат выполняет и консультативные и обслуживающие функции.

     Специализация и разделение труда значительно  увеличивают его производительность у группы людей. Однако, если не будут  четко определены и скоординированы  отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна. Делегирование полномочий является основным процессом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации. При помощи делегирования и задач руководители подбирают людей для работы и принимают решение, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник — подчиненный». В данной главе рассматриваются делегирование и природа полномочий в организациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Происхождение административного аппарата

 

     Согласно историку управления Клоду Джорджу-младшему, впервые понятие штаба было применено в армиях Александра Македонского (336 — 323 до н. э.). Трудно, если вообще возможно, офицеру в пылу сражения эффективно командовать своими людьми и одновременно разрабатывать стратегические планы. Но поскольку и планирование, и управление абсолютно необходимы для победы в любой военной операции, то должен быть найден способ их обеспечения. Было принято решение разделить задачу достижения победы в войнах между двумя видами военных специалистов: офицерами, которые составляют планы, и офицерами, которые командуют солдатами в сражении. Но это разделение породило потенциальную проблему. Поскольку солдаты обязаны подчиняться приказам всех офицеров, они легко могли бы запутаться в ситуации, когда приказы, отданные офицером по планированию, противоречат приказам их непосредственного начальника.

     Чтобы избежать этого, в армиях Александра полномочия командования людьми были изъяты у плановиков, и этих специалистов обязали помогать старшим офицерам в линейной организации. Плановики, таким образом, могли рекомендовать стратегию и получить возможность ее реализации войсками, но в то же время исключался разрыв запутанной цепи команд. Так как эти плановики были помощниками старшего офицера, их назвали его штабом. Офицеры, которые сражались на линии огня, были названы строевыми офицерами. Военные организации еще сегодня используют эти понятия.

     В течение многих лет использование  штабного аппарата в современных  организациях было относительно ограниченным. Но когда стала стремительно развиваться технология и внешняя среда бизнеса стала более изменчивой и сложной, многим организациям потребовалось большое число разнообразных и квалифицированных кадров. Фармацевтической фирме, например, нужны химики, врачи, техники по контролю качества, программисты, специалисты по подготовке торговых агентов и юристы, чтобы обеспечить соблюдение правительственных нормативных документов. Концепция штаба была расширена и модифицирована, чтобы удовлетворить нужды организаций. В результате сегодня существует множество типов административных аппаратов (штабов) и вариантов штабных полномочий. 

2. Функции разных типов административного аппарата в современных организациях

 

     В течение многих лет использование  штабного аппарата в современных организациях было ограничено. Но когда стала развиваться технология и внешняя среда бизнеса стала более изменчивой и сложной, многим организациям потребовалось большое число разнообразных и квалифицированных кадров. Концепция штаба была расширена и   модифицирована. В результате сегодня существует множество типов  административных аппаратов (штабов) и вариантов штабных полномочий.

     Административный  аппарат выполняет так много  функций в современных организациях, что все их невозможно перечислить. Однако можно классифицировать штабной аппарат по двум или трем основным типам, учитывая функции, которые он выполняет. К трем типам аппарата относятся консультативный, обслуживающий и личный аппарат, который иногда рассматривается как вариант обслуживающего аппарата (рис. 2.1.). Однако следует помнить, что на практике редко можно провести резкую границу между этими типами. Совсем нередко аппарат выполняет как обслуживающие, так и консультативные функции.

     

     Рис. 2.1. Три основных типа административного  аппарата 

     Консультативный аппарат. Когда линейное руководство сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, оно может пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и таким образом сформировать консультативный аппарат. В обязанности этих специалистов входит консультирование линейного руководства в их области знаний. Наиболее часто консультативный аппарат используется в области права, новейшей или специальной технологии, обучения и повышения квалификации, а также консультирования по работе с кадрами.

     Обслуживающий аппарат. В любой из областей, где используется консультативный аппарат, функции аппарата могут быть, а часто так и бывает, распространены на выполнение определенных услуг. Вероятно, наиболее известным и часто встречающимся примером использования обслуживающего аппарата является отдел кадров, имеющийся в большинстве крупных компаний. Отдел кадров ведет личные дела сотрудников, находит и проверяет потенциальных кандидатов на работу и в некоторых случаях поставляет линейному руководству требуемые кадры. Этот пример показывает, что административный аппарат может исполнять как консультативные, так и обслуживающие функции.

     К другим областям, где используется обслуживающий персонал, относятся  связи с общественностью, маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение, оценка воздействия каких-либо проектов на окружающую среду и юридические проблемы. Данные функциональные подразделения предоставляют руководству информацию, необходимую для принятия эффективных решений.

     Личный аппарат — это разновидность обслуживающего аппарата, формирующегося, когда руководитель нанимает секретаря или помощника. В обязанности личного аппарата входит исполнение того, что требует руководитель. В организации член этого аппарата не имеет никаких полномочий. Когда он действует, то это делается по поручению руководителя.

     Хотя  личный аппарат не имеет формальных полномочий, его члены могут обладать большой властью. Посредством планирования назначений и фильтрования информации они могут контролировать доступ к руководителю, для которого работают. Это может заставить работников, находящихся на более низкой ступени иерархии, чем их непосредственный начальник, заискивать перед членами личного аппарата, чтобы получить доступ к руководителю. Если руководитель искренне прислушивается к советам своего личного аппарата или зависит от него, то власть этого аппарата значительно возрастает. Личные секретари руководителей высшего ранга часто в состоянии достичь такой власти, которая значительно превышает их формальные полномочия. 
 
 
 
 

3. Разновидности аппаратных полномочий. Делегирование как функция административного аппарата

 

     Немаловажное  значение имеет распределение полномочий и ответственности в организации, а особенно в крупной. Естественно, что руководитель организации просто физически не справится с объемом работы, полномочий и ответственности, которые ложатся на него в связи с занимаемой должностью. Поэтому здесь происходит делегирование, передача полномочий.

     Специализация и разделение труда значительно увеличивают его производительность у группы людей. Однако, если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна. Делегирование полномочий является основным процессом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации. При помощи делегирования и задач руководители подбирают людей для работы и принимают решения, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник-подчиненный».

     Само  название принципа содержит расшифровку  его основного смысла - передача руководителем части своих служебных  функций подчиненным без активного  вмешательства в их действия. Этот оптимизационный прием обычно называется методом делегирования полномочий и о нем говорилось при рассмотрении проблем децентрализации управления. Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.

     Принцип делегирования полномочий состоит  в передаче руководителем части  возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

     По  своей сути делегирование - способ сделать  работу руками других. Это прием сильного руководителя. Полномочия делегируются так далеко вниз, как это возможно. Полномочия делегирует только руководитель для своих подчиненных до того уровня, на котором находится его компетентность и информация для принятия решения. 

     При делегировании полномочий руководитель:

     - делегирует обязанности (устанавливает) ;

     - определяет права;

     - определяет уровень ответственности при выполнении полномочий.   

       Преимущества делегирования полномочий: возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя; сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия; делегирование - лучший способ мотивации творческих и активных работников; делегирование - лучший способ обучения; делегирование - как способ профессиональной карьеры.

     Делегирование полномочий на практике может осуществляться различными способами:

     - передачей конкретной области  оперативной деятельности;

     - делегированием специализированных  проектов;

     - делегированием ответственных заданий.

     Исходя  из этого, рассматривают различные виды делегирования полномочий, а именно:

     - линейные полномочия;

     - функциональные полномочия;

     - рекомендательные полномочия;

     - параллельные полномочия;

     - контрольно-отчетные полномочия.

     Однако  в специальной литературе - как  в отечественной, так и в зарубежной - классифицирующие рамки видов делегирования полномочий несколько шире (например, обслуживающие полномочия, штабные полномочия и координационные). Делегирование линейных полномочий и возникающая в результате этого цепь команд играют ключевую роль в процессе координации деятельности организации.

       Прежде всего, линейные полномочия "персонализируют" и упрощают  взаимоотношения подчиненных и  начальников. Получатель полномочий  принимает на себя личную ответственность  за задачи и отвечает перед делегирующим за их удовлетворительное выполнение. Если подчиненный сталкивается с проблемами, то он точно знает, к кому следует обратиться за решением. Если непосредственный начальник не может обеспечить решение, то эта проблема передается по цепи команд наверх упорядоченным образом. Все знают точно, кто и что может делать.

     Конечно, координация не является обязательным результатом определения линейных отношений. Пока, например, не будет  какого-либо одного лица или небольшой  группы людей, обладающих полномочиями принимать решения любого типа, каждое действительно жизненно важное, трудное решение, которое необходимо принять, может полностью остановить деятельность организации.

     Исходя  из объема работ, руководитель формулирует  цель делегирования (например, сократить свою рабочую нагрузку, повысить свой престиж, сформировать творческий коллектив, повысить эффективность работы организации или структурного подразделения), а затем определяет виды делегируемых полномочий.

     Для достижения целей организации необходимо выполнить множество задач, которые вытекают из этих целей. Выполнение задач регулируется и координируется. Координация задач и вступающих в процессе их выполнения в формальные отношения людей осуществляется через функцию организации. Организация - это процесс создания структуры предприятия (как объекта) , который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Информация о работе Типы административного аппарата