Типы и виды организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:21, реферат

Описание

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления
организациями: бюрократический и органический. Они построены на
принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие
выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего
развития.

Работа состоит из  1 файл

Типы и виды организационных структур.docx

— 41.81 Кб (Скачать документ)

организационных структур управления. Она характеризуется  тем, что  во  главе

каждого структурного  подразделения  находится  руководитель-единоначальник,

наделенный  всеми  полномочиями  и  осуществляющий  единоличное  руководство

подчиненными  ему работниками и сосредоточивающий  в своих руках  все  функции

управления.

      При линейном управлении каждое  звено и каждый подчиненный  имеют одного

руководителя, через которого по одному единовременному  каналу  проходят  все

команды   управления.   В   этом   случае   управленческие   звенья    несут

ответственность за результаты всей деятельности управляемых  объектов.  Речь

идет о  пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет  все

виды работ, разрабатывает  и  принимает  решения,  связанные  с  управлением

данным  объектом.

      Поскольку  в  линейной  структуре   управления  решения  передаются  по

цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления  подчинен

руководителю  более  высокого  над  ним  уровня,  формируется  своего   рода

иерархия  руководителей  данной  конкретной  организации.  В  данном  случае

действует  принцип  единоначалия,  суть  которого   состоит   в   том,   что

подчиненные выполняют распоряжения только одного  руководителя.  Вышестоящий

орган  управления  не   имеет   права   отдавать   распоряжения   каким-либо

исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

      Как видно из схемы, в линейной  структуре управления каждый  подчиненный

имеет начальника, а каждый  начальник  имеет  несколько  подчиненных.  Такая

структура  функционирует  в  небольших   организациях   на   низшем   уровне

управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

      В линейной структуре система  управления  организацией  компонуется   по

производственному  признаку  с  учетом  степени  концентрации  производства,

технологических особенностей, ассортимента выпускаемой  продукции и т.п.

      Линейная структура управления  является  логически  более   стройной  и

формально  определенной,  но  вместе  с  тем  и  менее  гибкой.  Каждый   из

руководителей обладает всей  полнотой  власти,  но  относительно  небольшими

возможностями решения функциональных проблем, требующих  узких,  специальных

знаний.

      Линейная организационная структура  управления имеет свои  преимущества

и недостатки.

      Серьезные недостатки линейной  структуры в определенной мере  могут быть

устранены функциональной структурой. 
 
 

      Рис. 1 Линейная организационная  структура управления 

|Преимущества                        |Недостатки                          |

|Единство  и четкость                 |Высокие требования к руководителю   |

|распорядительства                   |Отсутствие звеньев по планированию  и|

|Согласованность  действий            |подготовке решений                  |

|исполнителей                        |Затруднительные связи между         |

|Простота  управления                 |инстанциями                         |

|Оперативность  в принятии решения    |Концентрация  власти у руководителя  |

|Четко  выраженная ответственность    |                                    |

|Личная  ответственность руководителя |                                    | 
 

      Функциональная (многолинейная)  организационная   структура  управления

организацией.    Функциональное    управление    осуществляется    некоторой

совокупностью подразделений,  специализированных  на  выполнении  конкретных

видов  работ,  необходимых  для  принятия  решений   в   системе   линейного

управления.

      Идея состоит в том, что выполнение  отдельных  функций  по  конкретным

вопросам  возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления  (либо

исполнитель) специализирован на выполнение отдельных  видов деятельности.

      В организации, как правило,  специалисты одного профиля объединяются  в

специализированные  структурные  подразделения  (отделы),   например   отдел

маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом,  общая  задача

управления   организацией   делится,   начиная   со   среднего   уровня   по

функциональному критерию.

      Функциональное управление существует  наряду с  линейным,  что   создает

двойное подчинение для исполнителей.

      Как видно из приведенной ниже  схемы, вместо универсальных   менеджеров,

которые должны разбираться и выполнять  все  функции  управления,  появляется

штат специалистов, имеющих высокую компетенцию  в своей области и  отвечающих

за определенное направление.  Такая  функциональная  специализация  аппарата

управления  значительно повышает результативность деятельности организации.

      Как и линейная, многолинейная   структура  имеет  свои  преимущества  и

недостатки, которые мы рассмотрим позже.

      Недостатки как линейной, так  и  многолинейной  структур  управления  в

значительной  степени устраняются линейно-штабной  структурой. 
 
 

      Рис. 2 Функциональная организационная  структура управления 

|Преимущества                        |Недостатки                          |

|Высокая  компетентность специалистов,|Чрезмерная  заинтересованность в     |

|отвечающих  за осуществление         |реализации целей и задач «своих»    |

|конкретных  функций                  |подразделений                       |

|Освобождение  линейных менеджеров от |Трудности  в поддержании постоянных  |

|решения  некоторых специальных       |взаимосвязей между различными       |

|вопросов                            |функциональными службами            |

|Стандартизация, формализация и      |Появление  тенденций чрезмерной      |

|программирование  явлений и процессов|централизации                       |

|                                    |Длительная процедура принятия       |

|Исключение  дублирования и           |решения                             |

|параллелизма  в выполнении           |Относительно застывшая              |

|управленческих  функций              |организационная форма, с трудом     |

|Уменьшение  потребности в            |реагирующая на изменения            |

|специалистах  широкого профиля       |                                    | 
 

      Линейно-функциональная   организационная   структура   управления    -

ступенчатая иерархическая структура. Ее также  называю  линейно-штабной.  При

ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают  помощь

функциональные    органы.    Линейные    руководители    низших     ступеней

административно не подчинены функциональным  руководителям  высших  ступеней

управления.

      Основу линейно-функциональной структуры  составляет  "шахтный"  принцип

построения  и  специализация  управленческого  персонала  по  функциональным

подсистемам организации.

      По  каждой  подсистеме   формируются   "иерархия"   служб   ("шахта"),

пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой  службы

аппарата  управления оцениваются  показателями,  характеризующими  реализацию

ими своих  целей и задач.

      Многолетний   опыт   использования   линейно-функциональных   структур

управления  показал,  что  они  наиболее  эффективны   там,   где   аппарату

управления  приходится  выполнять  множество  рутинных,  часто  повторяющихся

процедур  и операций при сравнительной  стабильности  управленческих  задач  и

функций: посредством жесткой системы  связей  обеспечивается  четкая  работа

каждой  подсистемы  и  организации  в  целом.  В  то  же  время  выявились  и

существенные  недостатки, среди которых в первую очередь отмечают  следующие:

невосприимчивость  к   изменениям,   особенно   под   воздействием   научно-

технического  и технологического прогресса; закостенелость системы  отношений

между  звеньями  и  работниками  аппарата  управления,   обязанными   строго

следовать  правилам  и  процедурам;   медленную   передачу   и   переработку

информации  из-за  множества  согласований  (как  по  вертикали,  так  и  по

горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.

      Иногда  такую  систему  называют  штабной,  так   как   функциональные

руководители   соответствующего    уровня    составляют    штаб    линейного

руководителя. 
 
 

Рис. 3 Линейно-функциональная организационная структура управления 

|Преимущества                        |Недостатки                          |

|                                    |                                    |

|Более  глубокая подготовка решений  и |Отсутствие тесных взаимосвязей  между|

|планов, связанных со специализацией |производственными  отделениями       |

|работников                          |Недостаточно четка ответственность, |

|Освобождение  главного линейного     |т.  к. готовящий решение, как        |

Информация о работе Типы и виды организационных структур