Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:21, реферат
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления
организациями: бюрократический и органический. Они построены на
принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие
выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего
развития.
|менеджера
от глубокого анализа
|правило, не участвует в его
|проблем
|Возможность
привлечения
|Чрезмерно развитая система
|консультантов и экспертов |взаимодействия по вертикали, а |
|
|
|
Дивизиональная структура управления. В результате диверсификации
производства многие предприятия перестраивают свою организационную
структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой
продукции (продуктовая структура управления) или на пространственное
единство (региональная структура управления).
Организационная структура по продукту предполагает создание в
структуре фирмы самостоятельных хозяйственных подразделений –
производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт
конкретных видов продуктов. При этом предполагается специализация
производственных
отделений в материнской
группам продуктов и передача им полномочий по управлению производственными
и сбытовыми дочерними компаниями, расположенными как в своей стране, так и
за границей. Производственное отделение не делает различий в методах
управления между отечественными и заграничными дочерними компаниями,
которые сохраняют ответственность за прибыли и подлежат финансовому
контролю и отчётности со стороны производственного отделения. Координация
деятельности между отечественными и заграничными предприятиями в рамках
производственного отделения, либо координатором по продукту, либо
координатором по международным операциям. Функциональные службы
производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с
соответствующими центральными службами, получая от них указания по всем
вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках
фирмы в целом.
Поскольку производственное
оно осуществляет не только финансовый, но и оперативный контроль
функционирования подконтрольных предприятий во всемирном масштабе. Этот
контроль часто осуществляется путём совместных и переплетающихся
директоратов и дополняется поездками руководителя производственного
отделения на конкретные дочерние предприятия. В некоторых компаниях для
более эффективного оперативного контроля деятельности заграничных дочерних
компаний в производственном отделении создаются региональные управления или
отделы.
Организационная структура по продукту широко распространена в силу
массового перехода международных фирм к децентрализованной структуре
управления, когда знание продукта и развитие производства в глобальном
масштабе приобрели первостепенное значение.
Организационную структуру управления по продукту предпочитают
применять крупные широко диверсифицированные компании, хотя она имеет свои
специфические особенности практически у каждой компании. Эти особенности
вытекают, прежде всего, из степени диверсификации выпускаемой продукции и
характера специализации каждого производственного отделения и каждой
дочерней компании. Они зависят также от числа заграничных компаний,
характера их деятельности и выполняемых функций. Большую роль играет
характер выпускаемой продукции, степень её технологической сложности и
уникальности.
Организационная структура по продукту обеспечивает большие возможности
для централизованного управления и координации деятельности всех
принадлежащих ТНК предприятий во всемирном масштабе. Такая организационная
структура способствует углублению специализации между дочерними
предприятиями одной компании с учётом преимуществ, получаемых от
международного разделения труда. Она также содействует росту
внутрикорпорационных поставок и даёт возможность путём манипуляции с
трансфертными ценами занижать суммы уплачиваемых налогов, облегчает раздел
рынков между дочерними компаниями, позволяет концентрировать научные
исследования и разработки по продукту в центре и обеспечивать
централизованное снабжение технологией всех подконтрольных дочерних
компаний. Даёт возможность ориентировать производство на выпуск продукции,
пользующейся наибольшим спросом.
Вместе с тем, при такой
знаний и опыта специалистов по управлению в рамках одной страны или региона
затрудняется координация деятельности предприятий, относящихся к разным
производственным отделениям одной фирмы по вопросам планирования,
долгосрочных инвестиций на рынке одной страны. Производственные отделения,
построенные по продукту и имеющие в своём подчинении дочерние компании в
широком круге стран, испытывают обычно недостаток знаний о местных условиях
и требованиях отдельных рынков. Поэтому они нуждаются в помощи центральных
служб для осуществления региональной координации или делят производственные
отделения
по продукту с учётом территориального
размещения предприятий.
|Преимущества
|Относительно большая |Относительно высокие затраты на |
|самостоятельность руководителей |координацию ввиду децентрализации |
|дивизионов
|Организация директивных связей по |из бюджета и системы расчетных цен |
|линейному
принципу
|При децентрализации теряются
|Относительно мощное использование |преимущества кооперации, что часто |
|инструмента
координации с
|требует централизации
|технической
поддержкой
|отдельных функций (НИОКР,
|Быстрая
реакция на изменения рынка
|и т.д.)
|Освобождение высших руководителей |Высокая потребность в руководящих |
|фирмы
от оперативных и рутинных
|кадрах
|решений
|Снижение
конфликтных ситуаций
|
|вследствие
гомогенности целей в
|
|дивизионе
Организационная структура по региону. Предполагает, что управленческая
ответственность за деятельность предприятия, как на внутреннем, так и на
внешнем рынке распределяется между самостоятельными региональными
подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру своей
деятельности
могут выступать как
прибыли, а могут организовываться в форме дочерних компаний и быть центрами
прибыли и центрами ответственности. И в том, и в другом случае региональные
подразделения осуществляют координацию деятельности дочерних сбытовых и
производственных компаний в своём регионе по всем видам продуктов
специализации международной фирмы. Возглавляющий такое региональное
подразделение
вице-президент –
непосредственно высшей администрации компании и осуществляет свою
деятельность в тесном контакте со всеми центральными службами. В некоторых
компаниях региональные управляющие имеют в своём подчинении управляющих по
отдельным
странам как промежуточное
и местной дочерней компанией. Региональные подразделения осуществляют
финансовый контроль деятельности каждой дочерней компании, а также
контролируют составление текущего бюджета и ведают вопросами планирования,
придерживаясь указаний высшего руководства компании и центральных служб.
Для более тесной увязки производственной деятельности подконтрольных
компаний в некоторых ТНК назначаются координаторы по продукту, ведающие
вопросами производства конкретных видов продуктов.
Региональная структура управления используется компаниями,
выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры, и ориентированными на
широкие рынки сбыта и конкретного потребителя. Недостатком этой структуры
управления являются трудности передачи технической информации заграничными
дочерними компаниями, а также координация деятельности по стране и по