Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:21, реферат
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления
организациями: бюрократический и органический. Они построены на
принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие
выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего
развития.
Матричные структуры
руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с
постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных
подразделений, которые подчиняются ему на временной основе и по
ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется подчиненность этих
исполнителей непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
Во втором случае руководителю проекта могут подчиняться временно только
исполнители
из соответствующих функциональных
подразделений.
Рис. 5 Матричная структура управления
|Преимущества
|Интеграция
различных видов
|Сложность матричной
|деятельности компании в рамках |практической реализации, для ее |
|реализуемых проектов, программ |внедрения необходима длительная |
|Получение
высококачественных
|подготовка работников и
|результатов по большому количеству |соответствующая организационная |
|проектов,
программ, продуктов
|культура
|Значительная активизация |Структура сложна, громоздка и дорога|
|деятельности руководителей и |не только во внедрении, но и в |
|работников
управленческого аппарата |эксплуатации
|в результате
формирования проектных |В
|(программных) команд, активно |подчинения подрывается принцип |
|взаимодействующих
с функциональными |
|подразделениями,
усиление
|конфликтам
|взаимосвязи
между ними
|В условиях действия нечетко
|Вовлечение
руководителей всех
|распределены права и
|уровней
и специалистов в сферу
|между ее элементами
|активной
творческой деятельности по |Для
этой структуры характерна
|реализации организационных проектов |за власть, т. к. в ее рамках нечетко|
|и, прежде
всего, по ускоренному
|определены властные
|техническому совершенствованию |Чрезмерные накладные расходы в связи|
|производства
|Сокращение
нагрузки на руководителей|для
содержания большего
|высшего уровня управления путем |руководителей, а также на разрешение|
|передачи
полномочий принятия решений|
|на средний
уровень при сохранении |возникновения
|единства
координации и контроля за
|Наблюдается частичное
|ключевыми
решениями на высшем уровне|
|
|Усиление личной ответственности |управленческие решения; как правило,|
|конкретного
руководителя как за
|характерно групповое
|проект (программу)
в целом, так и за|решений
|его элементы
|Достижение
большей гибкости и
|групповых решений
|скоординированности работ, чем в |Нарушается традиционная система |
|линейно-функциональных
и
|взаимосвязей между
|дивизиональных
организационных |В
условиях матричной структуры
|структурах управления, т. е. лучшее |затрудняется и практически |
|и более
быстрое реагирование
|отсутствует полноценный
|матричной
структуры на изменение
|уровням управления
|внешней
среды
|Структура считается
|Преодоление внутриорганизационных |неэффективной в кризисные периоды |
|барьеров,
не мешая при этом развитию|
|функциональной
специализации
|
Продуктовая структура. Один
– это увеличение ассортимента производимой и реализуемой продукции. При
успешном осуществлении управления несколько продуктовых линий могут
достигнуть столь высокого объема продаж, что сами могут потребовать
существенной структуризации. С этой проблемой столкнулись пионеры
дивизионной структуры Procter&Gamble и General Motors. Они нашли решение
путем создания дивизионально-продуктовой структуры организации, где
отделения создавались по основному продукту. В настоящее время крупные
производители
потребительских товаров
При этой структуре полномочия
по руководству производством
какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю.
Руководители вторичных функциональных служб должны отчитываться перед
управляющим по этому продукту.
Продуктовая структура
же внимания, сколько ему уделяет небольшая фирма, выпускающая один-два вида
продукции. По результатам исследований, фирмы с продуктовой структурой
достигают больших успехов в производстве и реализации новой продукции. Это
может происходить от того, что в продуктовой структуре очень четко
определено, кто отвечает за получение прибыли, для нее характерен контроль
затрат и соблюдение графиков. Эти организации способны на более быстрое
реагирование на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского
спроса.
Возможный недостаток структуры – увеличение затрат вследствие
дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. В
каждом продуктовом отделении есть свои функциональные подразделения, но,
возможно, не такого размера, чтобы максимально эффективно использовать
имеющиеся
технические средства и оборудование.
Рис. 6 Продуктовая
структура управления
|Преимущества
|Каждому
конкретному продукту
|Возникающая возможность
|уделяется
одинаковое максимальное |ответственности
|внимание
|Четкое
разграничение ответственности|
|и полномочий
|Высокие
возможности контроля и
|реализации целей и задач «
|управления
затратами
|подразделений
|Гибкость
и быстрая реакция на
|
|изменения
условий внешней среды
|
|Отсутствие
путаницы и «прозрачность»|
|для конкретных
руководителей
|
|подразделений
Организационная структура,
организации производят большой ассортимент товаров или услуг, которые
отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей (рынков). Каждая
группа имеет четко определенные специфические потребности. Если два или
более таких клиента становятся особенно важными для фирмы, она может
использовать организационную структуру, ориентированную на потребителей.
Цель такой структуры состоит в том, чтобы удовлетворить этих
потребителей так же хорошо, как и организация, которая обслуживает всего
одну их группу.
Большие издательства, например, имеют подразделения, занимающиеся
литературой для взрослых (общего чтения), юношеской литературой, учебниками
для высшей и средней школы. Каждое из этих подразделений ориентируется на
своего покупателя и действует как практически независимая компания.
Следовательно, каждое из них имеет свой редакторский отдел, отделы
маркетинга и финансов, производственный. Другой пример активного
использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, -
это коммерческие банки. Основные группы пользующихся их услугами – это
индивидуальные клиенты (частные лица), фирмы, организации (пенсионные фонды
и университеты), трастовые фирмы, банки-корреспонденты, международные
финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на
покупателя, в равной степени характерны для торговых фирм, торгующих оптом
и в розницу.
Преимущества и недостатки