Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:05, курсовая работа
Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.
Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менеджмент" как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность организации………………………………..5
1.2. Управление персоналом как часть организации………………..7
1.3. Организационные отношения в структуре управления………...9
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Понятие организационной структуры и ее типы……………….14
2.2. Бюрократические структуры управления………………………16
2.2.1.Линейная организационная структура управления…………17
2.2.2.Функциональная организационная структура управ-ления…20
2.2.3.Линейно-функциональная (штабная) структура уп-равления.23
2.2.4.Дивизиональная организационная структура управления….25
2.3. Адаптивные структуры управления……………………………..26
2.3.1. Проектная организационная структура управления………..27
2.3.2. Бригадная организационная структура управления…….…..27
2.3.3. Матричная организационная структура управления……….28
Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР……30
3.1. Анализ оргструктур……………………………………………….30
3.2. Проектирование оргструктур…………………………………….31
3.3. Оценка эффективности оргструктур ……………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………38
Проектная
структура — это временный
орган управления, созданный для решения
конкретной задачи. Смысл ее состоит в
том, чтобы собрать в одну команду самых
квалифицированных сотрудников организации
для осуществления сложного проекта. Когда
проект завершен, команда распускается.
2.3.2.
Бригадная организационная структура
управления
Бригадная
организационная структура
2.3.3. Матричная
организационная структура управления
(рис.8)
Матричная структура управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ (рис. 8).
Матричная структура управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.
Рис. 8
Матричная структура
управления
Таким образом, главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации. Иными словами, руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения. Следовательно, матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.
Создание
матричной организационной
Основной недостаток матричной структуры — ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.
Таблица 5
Преимущества | Недостатки |
1)
возможность быстро 2) повышение
творческой активности 3) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности; 4) увеличение
мотивации деятельности за 5) усиление
контроля за отдельными 6) сокращение
нагрузки на руководителей 7) повышение
личной ответственности за |
1) ложная
структура соподчинения, в результате
чего возникают проблемы, связанные
с установлением приоритетов заданий
и распределением времени на их выполнение;
2) присутствие "духа" нездорового соперничества между руководителями программ; 3) необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям; 4) трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе. |
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Процесс проектирования орг. структуры состоит из трех основных этапов:
1) анализ орг. структур;
2) проектирование;
3)
оценка эффективности.
3.1.
Анализ орг. структур
Анализ действующей орг. структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:
В
результате анализа можно выявить
"узкие" места в деятельности
организации. Это может быть большая звенность
управления, параллелизм в работе, отставание
в развитии орг. структуры от происходящих
изменений внешней среды.
3.2.
Проектирование орг. структур
Методические подходы к проектированию орг. структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы.
В процессе проектирования орг. структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.
Вместе с тем, проектируя новую орг. структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к орг. структурам, и принципах их построения.
Требования к организационной структуре:
Совершенство
организационной структуры
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения орг. структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования орг. структур различают три стадии:
Информация о работе Типы организационных структур управления и их особенности