Типы организационных структур управления и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.
Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менеджмент" как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность организации………………………………..5
1.2. Управление персоналом как часть организации………………..7
1.3. Организационные отношения в структуре управления………...9
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Понятие организационной структуры и ее типы……………….14
2.2. Бюрократические структуры управления………………………16
2.2.1.Линейная организационная структура управления…………17
2.2.2.Функциональная организационная структура управ-ления…20
2.2.3.Линейно-функциональная (штабная) структура уп-равления.23
2.2.4.Дивизиональная организационная структура управления….25
2.3. Адаптивные структуры управления……………………………..26
2.3.1. Проектная организационная структура управления………..27
2.3.2. Бригадная организационная структура управления…….…..27
2.3.3. Матричная организационная структура управления……….28
Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР……30
3.1. Анализ оргструктур……………………………………………….30
3.2. Проектирование оргструктур…………………………………….31
3.3. Оценка эффективности оргструктур ……………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………38

Работа состоит из  1 файл

курсовая по СУП.doc

— 282.00 Кб (Скачать документ)

     Проектная структура — это временный  орган управления, созданный для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается. 

     2.3.2. Бригадная организационная структура управления 

     Бригадная организационная структура управления является одной из разновидностей структур органического типа. Ее основу составляет бригадная форма организации труда и производства, получившая в последнее время наиболее полное использование благодаря следующим факторам:

  • ускорению процессов обновления продукции и технологии;
  • ориентации организации на небольшие по емкости рынки;
  • повышению требований к качеству обслуживания потребителя и ускорению времени выполнения заказов.
 

2.3.3. Матричная организационная структура управления (рис.8) 

     Матричная структура управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ (рис. 8).

     Матричная структура управления сохраняет  преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она  нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.

Рис. 8 Матричная структура  управления 

     Таким образом, главным принципом организации  матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации. Иными словами, руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения. Следовательно, матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.

     Создание  матричной организационной структуры  управления считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических нововведений и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

     Основной  недостаток матричной структуры  — ее сложность. Тем не менее она  используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.

Таблица 5

Преимущества Недостатки
 1) возможность быстро реагировать  и адаптироваться к изменяющимся  внутренним и внешним условиям  организации;

 2) повышение  творческой активности административно-управленческого  персонала за счет формирования  программных подразделений, активно  взаимодействующих с функциональными структурами;

 3) рациональное  использование кадров за счет  специализации различных видов трудовой деятельности;

 4) увеличение  мотивации деятельности за счет  децентрализации управления и  усиления демократических принципов  руководства;

 5) усиление  контроля за отдельными задачами проекта;

 6) сокращение  нагрузки на руководителей высокого  уровня за счет делегирования определенной части полномочий;

 7) повышение  личной ответственности за выполнение  программы в целом и ее составных  элементов.

  1) ложная  структура соподчинения, в результате  чего возникают проблемы, связанные  с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение;

  2) присутствие  "духа" нездорового соперничества  между руководителями программ;

  3) необходимость  постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям;

  4) трудность  в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе.

 

 

      3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 

     Решение о проектировании организационной  структуры управления принимается  тогда, когда действующая структура  неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

     Процесс проектирования орг. структуры состоит из трех основных этапов:

     1) анализ орг. структур;

     2) проектирование;

     3) оценка эффективности. 

     3.1. Анализ орг. структур 

     Анализ  действующей орг. структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:

  • принципы управления - соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
  • аппарат управления - перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.д.;6
  • функции управления - усиление стратегического планирования (корректировка "бизнес-плана"), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.;
  • хозяйственная деятельность - изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.

     В результате анализа можно выявить "узкие" места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии орг. структуры от происходящих изменений внешней среды. 

     3.2. Проектирование орг. структур 

     Методические подходы к проектированию орг. структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы.

  1. аналогий - предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
  2. экспертный - базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры;
  3. структуризации целей - предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае орг. структура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;
  4. организационного моделирования - позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.7

     В процессе проектирования орг. структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:

    • определение типа структуры управления;
    • уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
    • численность административно-управленческого персонала;
    • характер соподчиненности между звеньями организации;
    • расчет затрат на содержание аппарата управления.

     В конечном итоге устанавливаются  управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.

     Вместе  с тем, проектируя новую орг. структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к орг. структурам, и принципах их построения.

     Требования  к организационной  структуре:

  1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
  2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
  3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
  4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
  5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
  6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

     Совершенство  организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько  при ее проектировании соблюдались принципы проектирования:

  1. целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
  2. четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
  3. обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
  4. предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
  5. приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.

     Следует иметь в виду, что в различных  организациях (с учетом специфики  их работы) используются и другие принципы построения орг. структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.

     Таким образом, в процессе проектирования орг. структур различают три стадии:

Информация о работе Типы организационных структур управления и их особенности