Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание

Понятие «контроль» (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование». Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера – управление.
Управленческий контроль – процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.
Контроль, в общем виде, можно определить как процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.

Содержание

Контроль как функция менеджмента……………………………………. 3
Метод «мозгового штурма» при принятии управленческого решения……………………………………………………………………..7
Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

  1. Контроль  как функция менеджмента……………………………………. 3
  2. Метод «мозгового штурма» при принятии управленческого решения……………………………………………………………………..7
  3. Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране………………………………………………………………………18
  4. Список литературы……………………………………………………….25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Контроль  как функция менеджмента.
 

     Понятие «контроль» (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия  «контролирование». Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера – управление.

     Управленческий  контроль – процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование  разных видов деятельности организации  с целью облегчения выполнения управленческих задач.

     Контроль, в общем виде, можно определить как процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.

     Как видно из определения, контроль имеет  меньшее отношение к отдаванию  приказов сотрудникам, и большее  – к процедуре планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней  среды.

     Функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).

     Некоторые организации создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. Тот кто владеет более современными и точными системами контроля, имеет больше шансов на успех. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Системы контроля базируются на идее обратной связи. Они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы или исправить негативные результаты, или усилить действия, если результаты позитивные.

     В практике управления существует своего рода технология контроля: выбор концепции контроля, определение цели контроля, нормы контроля, методы контроля, объем и область контроля.

     Какая бы технология контроля не применялась, окончательная его цель – обслужить  различные планы и цели менеджмента.

     В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования (критерии):

     - эффективность контроля – определяется  успешность, полезность контроля (уменьшение  расходов, связанных с обнаружением  и устранением выявленных в  процессе контроля недоработок; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

     - эффект влияния на людей –  выясняется вопрос, вызывает ли  у работников применяемая технология  контроля положительные стимулы  или негативные, стрессовые реакции  (демотивация труда);

     - выполнение задач контроля –  контроль должен определить совпадения  или отклонения в системе управления  организацией; способствовать устранению  отклонений; выработке эффективных  решений;

     - определение границ контроля  – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии.

     Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством.

     Существуют  следующие виды контроля.

     1.Предварительный контроль. Некоторые аспекты контроля могут быть замаскированы среди других функций управления. Предварительный контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

     В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных – контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и какие средства потребуются организации.

     Различают две разновидности предварительного контроля: диагностический и терапевтический.

     Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы, указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.

     Терапевтический контроль позволяет не только выявить  отклонения от нормативов, но и принять  исправительные меры.

     2.Текущий контроль, осуществляется в ходе проведения работ. Его объектом являются сотрудники, а сам он преимущественно проводится непосредственным начальником. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь.

     3.Заключительный контроль. Цель такого контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. И хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы что-то исправить он дает информацию для планирования в дальнейшем подобных работ и способствует мотивации.

     В процедуре контроля есть три четко  различимых этапа.

     Этап А – установление стандартов. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Данные цели вырастают из процесса планирования. На первом этапе необходимо определить временные рамки и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Это есть результативность. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для достижения поставленных целей.

     Этап  Б – сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом нужно принять одно важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Эта деятельность наиболее заметна и заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

     Этап  В – принятие необходимых корректирующих действий. Контроль хотя и важен, но может быть очень дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания. В связи с этим при организации и проведении контроля следует учесть ряд факторов и дать ответы на вопросы:

     - понимают ли сотрудники цели  организации?

     - спроектирована ли система контроля  так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения?

     - представляет ли действующая система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках?

     Функция контроля не является конечным пунктом  всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, т.к. каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. На всех уровнях управления используются и выполняются четыре функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. 

 

    1. Метод «мозгового штурма» при принятии управленческого решения.

     1. Сущность и принципы  метода мозгового  штурма

 

     «Метод  мозгового штурма подразумевает  получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания,  проводимого  по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов» (3, С. 71). Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

  • генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса
  • анализ и оценка выдвинутых идей

     Метод мозгового штурма базируется на психологических  и педагогических закономерностях  коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

     В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

     Мозговой  штурм является, по сути, наиболее свободной  формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

     Успех проведения мозгового штурма зависит  от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области  теории синергетики.

     Он  заключается в следующем: при  совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при  индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что  идея, которая сама по себе может  быть отвергнута в силу недостаточной  обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

     Второй  принцип состоит в том, что  если участники совещания находятся  в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

     Итак, рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что «основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой» (4, С. 158).

 

      2. Процесс принятия  решения методом  мозгового штурма

     2.1. Этапы проведения  мозгового штурма

 

     Творческое  мышление, как правило, проходит три стадии:

  • генерирование идей, их формулировка;
  • оценка или анализ этих идей;
  • использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

     В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется  только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

     Итак, мозговой штурм состоит из следующих  этапов:

  • подготовительный
  • генерирование идей
  • заключительный – анализ и оценка идей

Информация о работе Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране