Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание

Понятие «контроль» (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование». Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера – управление.
Управленческий контроль – процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.
Контроль, в общем виде, можно определить как процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.

Содержание

Контроль как функция менеджмента……………………………………. 3
Метод «мозгового штурма» при принятии управленческого решения……………………………………………………………………..7
Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Основные  принципы визуальной мозговой атаки:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики
  • Быстрая реакция

     9. Мозговой штурм  по-японски

     Существует  также японская (кольцевая) система  принятия решений «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для  обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

     а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

     б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

     Этот  принцип характерен для военных  организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

     в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

     г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

     д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

     Дальнейшим  развитием метода мозгового штурма является синектика или «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных  за рубежом методик психологической  активации творчества.

     Идея  синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.

     «Метод  основан на использовании бессознательных  механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов» (4, С. 192).

     Особенностью  синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение,  каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

     Важным  критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

     Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

     Превращение незнакомого в знакомое

     Превращение знакомого в не знакомое

     Превратить  знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию  на вещи. Синектика полагает, что  рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

     Цель  синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

     Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового  штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

     При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

     Чтобы идея появилась нужен инсайт или  использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

     Применение  аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

     В синектике реализуется последовательно  следующая цепочка действий:

  • Разбор проблемы;
  • Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
  • Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
  • Постановка наводящих вопросов;
  • Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
  • Превращение обычного в привычное;
  • Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

     Выдвижение  идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.

     Процесс организации творческой работы в  синектике включает следующие основные моменты:

  • Первоначальная постановка проблемы;
  • Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;
  • Выяснение возможностей решения проблемы;
  • Переформулирование проблемы;
  • Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
  • Выдвижение образных аналогий;
  • Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

     В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как  правило, стремятся немедленно, без  соблюдения всех перечисленных синектических  процедур найти решение проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Трансформация системы подготовки специалистов в нашей  стране.
 
 
 

В настоящее  время профессиональные кадры в  области информационных технологий являются одними из наиболее востребованных на рынке труда развитых стран, в  том числе и в России. Система подготовки таких кадров развивается на протяжении последних 40–45 лет – так, в России, а точнее, в Советском Союзе, первые учебные курсы по программированию были прочитаны в университетах еще в первой половине 50-х годов прошлого века. За это время в западных странах подготовка профессиональных кадров в ИТ-области в значительной мере стабилизировалась. Однако в России, к сожалению, такая система до сих пор не может считаться хотя бы упорядоченной, не говоря уже о соответствии потребностям ИТ-индустрии по количеству и качеству подготавливаемых специалистов.  

Характерным признаком неупорядоченности системы  подготовки ИТ-кадров является несоответствие перечня специальностей, утвержденного  Министерством образования Российской Федерации, реальным профессиям, которые существуют в индустрии информационных технологий. Хорошо известно, что к настоящему времени здесь сформировался достаточно устойчивый список наиболее распространенных специальностей:

  • программист-разработчик (Software Design Engineer);
  • разработчик аппаратуры (Hardware Design Engineer);
  • специалист по разработке тестов (Test Design Engineer);
  • специалист по тестированию (Tester);
  • менеджер разработки (Program Manager);
  • менеджер проектов (Project Manager);
  • аналитик бизнес-процессов (Business Analyst);
  • менеджер информационных систем (IT Manager).
 

В то же время сегодня в высшей школе  России ведется обучение по таким  ИТ-специальностям:

  • 010200: прикладная математика;
  • 010300: прикладные математика и физика;
  • 071900: информационные системы (по областям применения);
  • 220100: вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
  • 220200: автоматизированные системы обработки информации и управления;
  • 220300: системы автоматизированного проектирования;
  • 220400: программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
  • 220500: конструирование и технология электронно-вычислительных средств;
  • 220600: организация и технология защиты информации;
  • 220700: комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем;
  • 510200: прикладная математика и информатика;
  • 511200: математика, прикладная математика;
  • 552800: информатика и вычислительная техника.
 

Сопоставление этих двух списков наглядно демонстрирует  проблемы, существующие в системе  подготовки кадров. Так, нельзя не отметить определенную нелогичность перечня специальностей в высшей школе России – например, прикладная математика в различных комбинациях присутствует там четыре раза. В то же время в этом перечне отсутствуют специальности, необходимые для подготовки профессионалов в области управления информационными технологиями, – например, менеджер информационных систем, аналитик бизнес-процессов или менеджер проектов.  

Даже  если говорить о подготовке ИТ-кадров в более узком смысле, т.е. о  подготовке специалистов в области разработки программного обеспечения (программистов), то картина оказывается достаточно удручающей. В целом программирование включает в себя следующие основные направления:

  • алгоритмы и структуры данных;
  • языки программирования;
  • архитектуры вычислительных систем;
  • численные и символические вычисления;
  • операционные системы;
  • инженерия программного обеспечения;
  • базы данных и информационный поиск;
  • искусственный интеллект и робототехника;
  • программные и пользовательские интерфейсы.
 

Программирование можно рассматривать как науку (Computer Science) и как инженерную дисциплину, ремесло (Software Engineering). Программирование как наука, безусловно, базируется на классических дисциплинах общей математики, среди которых наиболее важную роль играют алгебра и математическая логика. Оно также тесно связано со многими специальными математическими дисциплинами – например, с дискретной математикой, теорией управления, исследованием операций и т.п. Здесь характерно, с одной стороны, интенсивное взаимное проникновение идей, теорий и методов, а с другой – очень высокий темп обновления знаний, наблюдаемый не только в программировании, но и в связанных с ним специальных математических дисциплинах. По существу, программисту в течение всей его продуктивной жизни требуется постоянно изучать, осваивать и развивать новые методы, теории и идеи, появляющиеся как в новых направлениях математики, так и в программировании – науке.  

Однако  и программисты, специализирующиеся в разработке программного обеспечения, также должны обладать навыками к адаптации. Отсутствие таких навыков, а также возможность восприятия новых знаний только в упрощенной, чисто инженерной форме не позволяют эффективно работать в новых технологических областях. В программировании, как в инженерном искусстве, черпающем свои идеи и методы в программировании-науке, чрезвычайно велик темп обновления – не только в части использования новых технических и программных средств, но и особенно в новых применениях. Обновление здесь носит устойчивый революционный характер. Более того, новые технологии имеют возможность успешно развиваться во многом благодаря программированию.  

Информация о работе Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране