Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание

Понятие «контроль» (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование». Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера – управление.
Управленческий контроль – процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.
Контроль, в общем виде, можно определить как процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.

Содержание

Контроль как функция менеджмента……………………………………. 3
Метод «мозгового штурма» при принятии управленческого решения……………………………………………………………………..7
Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Рассмотренные выше свойства предъявляют очень  высокие и специфические требования к подготовке специалистов по программированию – как к исследователям, так и к разработчикам. Именно этим объясняется постоянная и интенсивная работа мирового программистского сообщества в области разработки новых методологий и курсов с целью поддержки и развития профессионального уровня, адекватного требованиям времени.  

Следует отметить, что российская система  образования имеет определенные преимущества, позволяющие говорить о возможности организации качественной подготовки программистов. В первую очередь это математические традиции ведущих университетов и фундаментальное базовое образование в средней школе. Кроме того, в советское время была создана (и продолжает функционировать до сих пор) в значительной мере уникальная система поиска и отбора одаренных детей через математические школы, кружки, олимпиады и т.д. В некоторых случаях это приводит к весьма впечатляющим результатам. Так, например, студенческая команда Санкт-Петербургского государственного университета два года подряд являлась победителем международной студенческой олимпиады по программированию – ACM International Collegiate Programming Contest, в которой принимают участие около 6 тыс. университетов из всех стран мира (к сожалению, в 2002 году Россия уступила первое место Китайской Народной Республике).  

Однако  эти положительные факты в  значительной степени перекрываются тревожными и опасными для будущего экономики России тенденциями. Несмотря на внешнюю демократичность системы высшего образования в СССР, в реальности система подготовки кадров была построена (и продолжает оставаться такой же в современной России) с ориентацией на выпуск незначительного числа «элитных» квалифицированных кадров. По-прежнему существует (и продолжает увеличиваться) огромная дистанция в уровнях подготовки специалистов между несколькими ведущими университетами с высоким уровнем преподавания и основной массой высших учебных заведений. Отсутствие отдельной специальности «программирование» в перечне профессий, по которым ведется подготовка ИТ-кадров, зачастую является оправданием низкого уровня обучения – дисциплины программирования преподаются как сопутствующие курсы для многих специальностей.  

Даже  в «элитарных» университетах  требования ACM/IEEE CS «Computing Curricula» до сих  пор удовлетворяются не в полной мере. Как правило, подготовка по таким  математическим дисциплинам, как дискретная математика, математическая логика, общая алгебра, статистика, является достаточно слабой, а именно эти предметы составляют математический фундамент программирования. Кроме того, наблюдается достаточно опасная тенденция подмены фундаментальных технологических курсов (базы данных, анализ программ, управление транзакциями и т.п.) «тренингами» по тем или иным программным продуктам, особенно в высших учебных заведениях «второго эшелона». В результате вместо понимания причин инженерных и технологических решений (и, соответственно, возможности самим принимать такие решения) студенты приобретают набор навыков, сводящийся зачастую не более чем к знанию пользовательского интерфейса распространенных программ.  

В последние  годы происходит старение и растет нехватка профессорско-преподавательского состава. Средний возраст преподавателей превышает критический уровень, в то же время молодежь не привлекает карьера преподавателя, что особенно заметно для специальностей, связанных с программированием – уровень оплаты программистов на рынке труда в 10 и более раз превышает уровень оплаты преподавательского состава в университетах. Кроме того, целое поколение наиболее работоспособного возраста ушло из науки и образования в бизнес. Сегодняшние лаборатории и кафедры состоят из профессоров предпенсионного (а часто и пенсионного) возраста и молодежи, окончившей университет пару лет назад. Учебный процесс в высших учебных заведениях держится на крепкой доцентуре. Однако именно ее сегодня нет, и некому становиться новыми профессорами.  

В принципе уровень преподавания программирования в «элитарных» университетах  за последние годы вырос, но даже в  них учебные курсы охватывают не более 70-80% требований Computing Curricula’1991. Слабый уровень преподавания базовых  математических дисциплин и недостаточная подготовка выпускников по важнейшим современным технологиям и продуктам приводит к тому, что ИТ-индустрия вынуждена развивать собственную систему переподготовки молодых специалистов, через которую проходят даже выпускники лучших высших учебных заведений.  

Наконец, нужно отметить недостаточное количество выпускаемых специалистов. Высшая школа  не обеспечивает потребность ИТ-индустрии  в профессиональных кадрах в области  информационных технологий и особенно в программистах. В течение последних лет в России отмечался достаточно стабильный рост рынка труда для программистов, достигавший в отдельные годы порядка 30–35 % в год. Одновременно с этим до самого недавнего времени количество выпускаемых специалистов уменьшалось. Всего около 250 (примерно 1/4 часть) российских высших учебных заведений готовят специалистов в области информационных технологий, при этом общее число студентов на таких специальностях не превышает 100 тыс.  

человек (из более чем 3,5 млн. студентов, включая  заочников, т.е. около 3% всех студентов).  

В последние  годы выпуск составляет менее 10 тыс. человек, с тенденцией к росту до 20–22 тыс. в год за счет увеличения приема на эти специальности, которое произошло 3–4 года назад. Чрезвычайно интересно  количественное распределение по университетам студентов, проходящих обучение в области информационных технологий. На рисунке 1 приведено общее количество студентов всех годов обучения в 12 российских университетах, которые готовят наибольшее количество ИТ-кадров. 

                            

Рис. 1. Общее  количество студентов, проходящих обучение в области информационных технологий.

Достаточно  равномерная картина (где резко  выделяется по своим показателям  только Московский физико-технический  институт) становится, однако, совсем другой, если просуммировать количество студентов по городам. Можно легко увидеть, что сколь-нибудь заметное число студентов учится только в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как основная часть из 250 российских высших учебных заведений, готовящих специалистов в области информационных технологий, представляет на этом графике (рис. 2) длинный, но незначительный по своим количественным характеристикам хвост. 

                                  

Рис. 2. Количество студентов, проходящих обучение в области информационных технологий, по городам.

Обозначив существующие проблемы в подготовке профессиональных ИТ-кадров в российской высшей школе, в заключение следует  предложить некоторые очевидные  практические меры для их (хотя бы частичного) решения.  

Это, во-первых, отбор, перевод и распространение учебных курсов и методических пособий лучших зарубежных университетов, с максимально возможной унификацией учебных программ с зарубежными стандартами (в первую очередь с Computing Curricula’2001). Пересмотр и унификация специальностей, а также введение новых специальностей, отвечающих потребностям ИТ-индустрии (в первую очередь в области программирования и управления информационными технологиями).  

Во-вторых, налаживание и широкое использование  института приглашенных профессоров (visiting professors), включая как ведущих зарубежных ученых, так и российских. К сожалению, приглашению зарубежных ученых и преподавателей зачастую препятствуют не объективные причины, а завышенная самооценка многих, в том числе и столичных университетов. Необходимо налаживать обмен преподавателями с ведущими зарубежными университетами, поддерживать участие преподавателей высшей школы в работе международных конференций, международных комитетов по вопросам образования и стандартизации.  

В-третьих, поддержка возможности обмена студентами и их обучения за рубежом. Оказание помощи студентам провинциальных высших учебных заведений, благодаря которой  они могут завершить образование  в лучших учебных заведениях страны, особенно на этапах магистратуры и аспирантуры.  

И, наконец, в-четвертых, создание образцовых центров  программирования и информационных технологий на базе нескольких лучших кафедр и факультетов. Такие центры должны определить высокие стандарты  подготовки кадров. Естественно, их необходимо создавать при тех университетах, в которых существуют сильные математические школы и школы в области программирования (всего менее десятка российских университетов). Центры должны в первую очередь выполнять следующие задачи:

разработку, экспериментальную проверку и распространение учебных курсов (лекций, семинаров, практикумов) и методических пособий;

организацию переподготовки профессорско-преподавательского состава кафедр программирования и  высших учебных заведений, в которых  ведется обучение ИТ-специалистов;

консалтинг  в области новых информационных технологий для ИТ-индустрии, в первую очередь для малого бизнеса.  

Очевидно, что создание таких центров потребует  значительных инвестиций, однако именно эти инвестиции могут оказаться  наиболее эффективными для подъема российской экономики на основе создания и выпуска продукции высоких технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Веснин  В. Р. Менеджмент: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 504 с.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент; Учебник, - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.
  3. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учеб. пособие.- М.: Дело, 1999.- 496 с.
  4. Кравченко А.И. История менеджмента -. Учеб. пособие дня студентов вузов. - М,: Изд-во «Академический Проект», 2000. - 352 с.
  5. . Корниенко В.И. Основы менеджмента устойчивого развития: Курс лекций. - М.: «Ступени», 2002. - 256 с.
  6. Семенов А.К. , Набоков В.И.. Основы менеджмента: Учебник. – Екатеринбург: Изд-во «УМЦ УПИ», 2006 г. 302с.
  7. Теория системного менеджмента .«Учебник / Под. общ. ред.  П.В. Журавлева и др. - М.: Изд-во «Экзамен», 2002. - 512 с.
  8. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. -669 с.
  9. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М,: ИНФРА-М, 2001 - 638с.

Информация о работе Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране