Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:12, курсовая работа
Следует заметить, что управление в современной науке рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий, каждое из которых является процессом, притом очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Основные функции управленческой деятельности……………………...5
2. Профессионально важные качества руководителя……………….……..9
3. Основные составляющие управленческой деятельности как факторы обеспечения ее эффективности.
3.1. Анализ и прогнозирование в менеджменте……………………11
3.2. Планирование и управленческая деятельность……………….13
3.3. Принятие управленческих решений…………………………...15
3.4. Организация и контроль как функции управления…………...17
3.5. Управленческая мотивация как фактор обеспечения эффективной деятельности менеджера. Координация в управлении………………..…23
Заключение………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………..…..30
Что касается самого процесса контроля, в нем есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддаётся изменению. Эти цели явным образом выступают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуется наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Конкретный
критерий и определённый период времени
называются показателями результативности.
Показатель результативности точно
определяет то, что должно быть получено
для того, чтобы достичь поставленных
целей. Подобные показатели позволяют
руководству сопоставить
Относительно
легко установить показатели результативности
для таких величин как прибыль,
объем продаж, стоимость материалов
потому, что они поддаются
Второй
этап процесса контроля состоит в сопоставлении
реально достигнутых результатов с установленными
стандартами. На этом этапе менеджер должен
определить, насколько достигнутые результаты
соответствуют его ожиданиям. При этом
менеджер принимает еще очень важное решение:
насколько допустимы или относительно
безопасны обнаруженные отклонения от
стандартов. На этой, второй стадии процедуры
контроля дается оценка, которая служит
основой для решения о начале действий.
Деятельность, осуществляемая на этой
стадии контроля, является наиболее заметной
частью всей системы контроля. Эта деятельность
заключается в определении масштаба отклонений,
измерении результатов, передаче информации
и ее оценке.
3.5.
Управленческая мотивация
как фактор обеспечения
эффективной деятельности
менеджера. Координация
в управлении.
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Мотивационные
аспекты управления трудом получили
широкое применение в странах
с развитой рыночной экономикой. В
нашей стране понятие мотивации
труда в экономическом смысле
появилось сравнительно недавно
в связи с демократизацией
производства. Ранее оно употреблялось,
в основном, в промышленной экономической
социологии, педагогике, психологии. Это
объяснялось рядом причин. Во-первых,
экономические науки не стремились
проанализировать взаимосвязь своих
предметов с названными науками,
и, во-вторых, в чисто экономическом
смысле до недавнего времени понятие
«мотивация» заменялось понятием «стимулирования».
Такая усеченность понимания
мотивационного процесса приводила
к ориентации на краткосрочные экономические
цели, на достижение сиюминутной прибыли.
Это разрушительно действовало
на потребностно-мотивационную
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это
определение показывает тесную взаимосвязь
управленческого и
Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и так далее.
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей.
Потребности
можно удовлетворить
«Внутреннее»
вознаграждение человек получает от
работы, ощущая значимость своего труда,
испытывая чувство к
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа. Это две составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу.5
Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.
Для управления
трудом на основе мотивации необходимы
такие предпосылки, как выявление
склонностей и интересов
Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.
Для решения
этой задачи необходимо создание механизма
мотивации повышения
Координация в управлении.
Координация
необходима для того, чтобы проследить
и обеспечить соответствие режима функционирования,
выполняемых операций и процедур
предписанным стандартам и нормативам.
Она нацелена на обеспечение непрерывности
и бесперебойности функций
Прерогативой функции координации является принцип соблюдения обратной связи. Именно на этом этапе деятельности управленец может скорректировать принятое решение и работу по его реализации. Вновь собирается и анализируется информация о принятом решении и предпринятых процессах по его исполнению, вырабатываются прогнозы, по внесению возможных корректирующих моментов, которые могли бы их улучшить, в случае необходимости можно даже отменить принятое решение до его реализации и т.д.
Непрерывные
изменения внешней и внутренней
среды организации требуют
Основные роли координационной деятельности:
К факторам
сопротивления координационным
действиям можно отнести
Стадии условной координационной модели:
Координационные усилия во многом зависят от стиля руководства: если стиль авторитарный, координация проводится на основе Устава и законов, иерархии; при либеральном стиле используются неформальные методы и т.д.
Существует два типа координации:
Выделяют ряд подходов к координации: