Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:11, контрольная работа
В данной работе рассматривается сущность управленческих решений, типы решений, принимаемых менеджером, факторы, влияющие на принятие решений, основные этапы и модель принятия рационального решения. Так же эта работа содержит информацию о процессе выполнения управленческих решений и их реализации.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность управленческих решений…………………………..4
2. Типы решений, принимаемых менеджером………………………………..7
3. Основные этапы и модель принятия рационального решения…………...9
4. Факторы, влияющие на процесс принятия решения……………………11
5. Организация процесса реализации и создание условий для эффективного выполнения решения……………………………………………………….19
Вывод…………………………………………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСТЕТ
ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»
Центр ДОТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «МЕНЕДЖМЕНТ»
НА ТЕМУ: «Управленческие решения»
Выполнил
студент заочной формы обучения
Денисенко Е.В.
Шифр: ДЭ/09108
Набор июнь 2009
Россошь
2012г
Вариант №8
Управленческие решения
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность управленческих решений…………………………..4
2. Типы решений, принимаемых менеджером………………………………..7
3. Основные этапы и модель принятия рационального решения…………...9
4. Факторы, влияющие на процесс принятия решения……………………11
5. Организация процесса реализации и создание условий для эффективного выполнения решения……………………………………………………….1
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.
Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
В данной работе рассматривается сущность управленческих решений, типы решений, принимаемых менеджером, факторы, влияющие на принятие решений, основные этапы и модель принятия рационального решения. Так же эта работа содержит информацию о процессе выполнения управленческих решений и их реализации.
1.Понятие и сущность управленческих решений
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Управленческое решение – концентрированное выражение процесса управления на заключительной его стадии, оно возникает при определенном управленческом воздействии и должно отвечать ряду требований и критериев.
Объект управленческого решения — система или операция. Субъект УР - управляющая подсистема организационно-
Аспекты УР:
1. УР – это вид управленческой деятельности, протекающий в определенной системе и связанный с подготовкой и выбором конкретных вариантов действий;
2. УР – это вид воздействия управляющей системы на управляемых;
3. УР – это организационно – практическая деятельность.
На принятие УР влияют факторы: политические аспекты; экономические аспекты; компетентность лица; обоснованность целей, задач и выбранного решения; обеспеченность решения необходимой информацией; социальные аспекты.
Решение – это выбор альтернативы. Решения - универсальная форма поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Цели – индивид или группа принимает решения, действуя в целях организации. Последствия – решения могут повлиять на жизнь многих людей.
Разделение труда: менеджеры – решают возникшие проблемы, исполнители – реализуют уже принятые решения. Профессионализм – только обладающие определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяются полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Импульсом управленческого решения является необходимость
снижения остроты или полного снятия проблемы, т. е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопрсы:
• для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);
• что делать (какие новые запросы потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);
• как делать (по какой технологии);
• с какими производственными затратами;
• в каком количестве;
• в какие сроки;
• где (место, производственное помещение, персонал);
• кому поставлять и по какой цене;
• что это даст инвестору и обществу в целом?
Комплексные проблемы следует формализовывать, т.е. количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнять структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.
Поскольку ресурсы для решения проблем ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. Решения должны быть направлены на реализацию дерева целей, обоснованными, адресными, обеспеченными ресурсами.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
• стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);
• подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т. д.);
• сфера действия (технические, экономические и другие решения);
• цели (коммерческие и некоммерческие);
• ранг управления (верхний, средний, низший);
• масштабность (комплексные и частные решения);
• организация выработки (коллективные и личные);
• продолжительность действия (стратегические, тактические и оперативные);
• объект воздействия (внешние и внутренние);
• повторяемость (разовые и повторяющиеся);
• методы формализации (текстовые, графические и математические);
• формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
• сложность (стандартные и нестандартные решения);
• способ передачи (вербальные, письменные и электронные).
2.Типы решений, принимаемых менеджером
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения — это те, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Как правило, любое управленческое решение попадает в одну из двух категорий: оно может быть либо программируемым, либо непрограммируемым. Программируемые решения связаны с достаточно часто возникающими в деятельности организации ситуациями, что позволяет менеджменту разработать правила принятия решений в будущем. К программируемым относится, в частности, решение о заказе бумаги и других канцелярских принадлежностей при снижении их запасов до определенного уровня. К числу подобных решений относятся и правила о необходимости наличия определенных навыков у кандидата на замещение вакантной должности, определении точки заказа в системах контроля производственных запасов, составлении специальных отчетов о расходах, превышающих допустимые нормы более чем на 10 %, выбора маршрута доставки грузов и т. д. Менеджеру достаточно один раз сформулировать правила принятия таких решений и его подчиненные и другие работники будут просто исполнять их.
Непрограммируемые решения связаны с уникальными, неопределенными и неструктурируемыми ситуациями, которые имеют важное значение для деятельности организации. Пример такого решения - реакция менеджмента компании Intel на обвинения в несовершенстве процессоров Pentium. Компания Intel никогда раньше не сталкивалась с подобными ситуациями и не имела четких правил действий. Многие непрограммируемые решения связаны со стратегическим планированием (высокий уровень неопределенности внешней среды и необходимость принятия сложных решений). Решения об инвестициях в новое производство, разработке нового товара или услуги, выходе на новый географический рынок, переносе штаб-квартиры в другой город - все это примеры непрограммируемых ситуаций. Когда исполнительный директор компании Goodyear Стэнли Галт взял на себя ответственность за представление рынку сразу четырех новых типов покрышек и распределении их через новые каналы (Wal-Mart, Kmart и Sears), менеджер принял непрограммируемое решение. Для того чтобы слабеющая компания получила новый импульс к развитию, ему и его подчиненным пришлось проанализировать ряд сложных проблем, оценить имеющиеся альтернативы и сделать окончательный выбор.
3.Основные этапы и модель принятия рационального решения
Этапы процесса принятия управленческих решений.
Вне зависимости от типа модели и от того, является решение запрограммированным или нет, по какой модели руководитель принимает решение, сам процесс принятия решений в теории принятия решений включает несколько этапов.
- Первый этап принятия решений – подготовка. Руководитель выявляет проблему и формулирует вопрос так, чтобы каждый подчиненный понял его важность.
-Второй этап принятия решений – это собственно момент принятия решения.
-Третий этап принятия решений – исполнение Принятое решение реализуется, что-то попутно уточняя и корректируя. В этот момент не все руководители готовы пересматривать свои выводы, но они почти всегда могут изменить курс, если только готовы выслушивать других и хотят довести дело до конца.
Правда, если на подготовительном этапе подчиненные почему-то оказывают сопротивление изменениям и Вашим попыткам направить их энергию на решение поставленной задачи, то, скорее всего это неправильно сформулированная задача, или просто не те люди у Вас в подчинении. Значит, нужно найти новые слова или как уже становиться понятно новых исполнителей.
Если вынесение вердикта вы понимаете как процесс, то можете в зависимости от реакции окружающих поставить вопрос несколько иначе и тем самым сократить путь к цели. Если же – как одномоментное действие, то на стадии реализации вас наверняка настигнет неудача, ведь вы не укрепили свои тылы.
Модели процесса принятия управленческих решений.
При определении управленческой проблемы и выборе оптимального решения значительную роль играет метод моделирования. Модель – это условный или мысленный образ (изображение, описание, план, схема, график) или прообраз какого-либо объекта, используем при определенных условиях в качестве заменителя объекта. Модели используют в сложных управленческих ситуациях для описания организационных структур и других процессов.
Этапы моделирования:
1) Постановка проблемной задачи, т.е. выявление и описание проблемной ситуации;
2) Формирование ряда возможных решений применяемых в моделировании ситуации;
3) Выбор решения;
4) Применение решений к моделям и в дальнейшем в действительности.
Виды моделей процесса принятия решения:
- Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные – применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решения в целях прогнозирования его в будущем. Нормативные – предполагают акт участия в управлении принятия решения; формирование элементов и их развития.