Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматривается сущность управленческих решений, типы решений, принимаемых менеджером, факторы, влияющие на принятие решений, основные этапы и модель принятия рационального решения. Так же эта работа содержит информацию о процессе выполнения управленческих решений и их реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность управленческих решений…………………………..4
2. Типы решений, принимаемых менеджером………………………………..7
3. Основные этапы и модель принятия рационального решения…………...9
4. Факторы, влияющие на процесс принятия решения……………………11
5. Организация процесса реализации и создание условий для эффективного выполнения решения……………………………………………………….19
Вывод…………………………………………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

К.р.менеджмент.docx.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

-        Индуктивные и дедуктивные. Индуктивные строятся путем обобщения элементов исходя из единичных данных. Дедуктивные - исходят из обобщения.

-        Проблемно-ориентированные и модели решения. Проблемно-ориентированные строятся на основе внедрения новых методов. Применяются к конкретной ситуации. Модели решения строятся, исходя из возможности проведения экспериментов, и направлены на решение сложных управленческих задач.

-        Одноцелевые и многоцелевые. При одноцелевых - имеется четко определенная цель или несколько целей в виде одной. Многоцелевые модели предполагают достижение несколько не связанных между собой целей.

-        Однопериодные и многопериодные модели. Многопериодные – предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода реализации управленческого решения. Однопериодные – могут использоваться в составе многопериодной для более адекватного представления проблемы на конкретном этапе.

-        Детерминированные и стохастические. При детерминированных – все факторы оказывают влияние на развитие ситуации. Однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели применяются в условиях неопределенности ситуации, учитывают факторы вероятности отклонений.

 

4.Факторы, влияющие на процесс принятия решений

 

Одним  из условий повышения  качества  и  эффективности управленческого решения  является обеспечение многовариантности  решений, т. е. следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения  одной  и той же функции  по достижению  цели.

Например, два металлических листа соединить можно следующими технологическими  способами:  сваркой,  пайкой,  склеиванием,  заклепками, болтовым соединением  и др. Задача специалиста заключается  в выборе такого соединения,  которое выполняло бы требуемые функции  качественно и одновременно с  минимальными  затратами  на разработку проблемы,  изготовление и эксплуатацию конструкции.  Однако практически  невозможно  разные  технические  решения  реализовать  с  абсолютно  одинаковым уровнем  качества.  Поэтому  при  сравнении  эффективности  вариантов  решения  проблемы  следует  обязательно  приводить  их  в  сопоставимый  вид по уровню  качества.

Альтернативные   варианты   управленческих   решений  должны приводиться  в  сопоставимый  вид  по  следующим  ф а к т о р а м :

•  фактор  времени  (время осуществления  проектов или  инвестиций);

•  фактор  качества  объекта;

•   фактор  масштаба  (объема)  производства  товара;

•  уровень  освоенности  товара  в  производстве;

•  метод  получения  информации для  принятия  управленческого

решения;

•  условия  применения  (эксплуатации)  товара;

•  фактор инфляции;

•  фактор риска и  неопределенности.

Сопоставимость  альтернативных  вариантов  по  перечисленным

восьми  факторам  обеспечивается,  как  правило,  при  обосновании

технических,  организационных  или  экономических  мероприятий,

направленных  на  улучшение  частных  показателей  целевой  подсистемы,   системы  менеджмента  (показателей  качества  и  ресурсоемкости  продукции,  организационно-технического уровня  производства,

уровня  социального  развития  коллектива,  проблем  экологии),  а

также  развитие  обеспечивающей,  функциональной  или  управляющей  подсистем,  улучшение  связей  с  внешней  средой  системы.

В  каждом  конкретном  случае  альтернативные  варианты  управленческого решения  могут отличаться  не  по  всем  факторам.  Задача

специалиста,  менеджера  или  лица,  принимающего  решение,  заключается  в  проведении  комплексного  анализа  конкретных  ситуаций  с  целью  обеспечения  сопоставимости  по  максимальному  количеству  факторов.  Чем  меньше  учтенных  факторов,  тем  меньше точность  прогноза эффективности  инвестиций.

Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.

Отметим, что менеджеры обычно принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворять их в жизнь. Если решение принято, трудно его изменить. Процедура анализа по поводу альтернатив при принятии решений отличается от процедуры при причинно- следственном анализе.

Само решение может принимать ряд форм и представлять: стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив; бинарное решение (да или нет); многовариантное решение (имеется очень широкий спектр альтернатив); инновационное решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.

Наиболее распространенный тип решений – это стандартное решение.

Аналитические шаги, необходимые для его принятия, применимы также и для остальных типов решений. При принятии любого типа решений опыт менеджера включается с первого шага и используется в ходе всего этого процесса. Если в причинно-следственном анализе необходимо опасаться "любимых причин" менеджеров, то при принятии решений можно стать жертвой "излюбленных альтернатив". В этом случае предпочтение "излюбленному варианту" может исказить весь анализ и привести к заранее известному выбору.

Как правило, для успешного осуществления процесса принятия управленческих решений менеджеру необходимо пройти восемь основных его стадий.

На первой стадии главная задача состоит в правильной постановке цели решения. Любой процесс принятия решения должен начинаться с осознания необходимости его принятия. Важно, прежде всего, задаться вопросом о самом выборе, который предстоит сделать. Такие вопросы способствуют выполнению трех задач: показать связь решения с необходимостью сделать выбор; задают направление в поиске альтернатив; исключают альтернативы, лежащие за пределами поставленной цели.

Стремясь обеспечить правильность постановки цели решения, менеджер должен ответить на такие вопросы:

1. Какой выбор я пытаюсь сделать? Этот вопрос дает точку отсчета. Он будет уточнен двумя следующими вопросами.

2. Почему это решение необходимо?

3. Каким было последнее решение? Этот вопрос вытекает из концепции, что все решения образуют некоторую цепь. Поэтому очень важно найти место данного решения в ней. Например, предположим, что цель решения заключается в выборе программы подготовки кадров для осуществления мероприятий по улучшению условий труда. Прежде чем поставить такую цель, необходимо ответить на вопрос: "Уверены ли мы, что улучшение условий труда разрешит проблему улучшения морального климата в коллективе?" Если это так, то возникает новый вопрос: "Убеждены ли мы, что требуется программа подготовки кадров?" Только ответив на эти вопросы, можно двигаться дальше, исходя из того, что предшествующие решения получены в результате серьезного анализа.

Вторая стадия связана с установлением критериев решения. Так как о решениях судят, прежде всего, по полученным результатам, то с их рассмотрения разумно и начать процесс выбора. Эти результаты именуются

"критериями решения" и представляют собой основу фактически осуществляемого выбора. Менеджерам важно четко представлять, чего они хотят достичь.

Ключевой вопрос в данном случае таков: "Какие факторы следует учитывать, делая выбор?" Этот вопрос порождает ряд факторов, которые должны быть учтены при выборе решения. В ситуации группового принятия решения постановка такого вопроса предполагает, что лица, на деятельность которых должно повлиять данное решение, будут иметь возможность высказать свои предположения, требования.

На третьей стадии менеджер проводит разделение критериев по принципу их важности для организации. Критерии имеют различное значение. Например, одни критерии представляют собой обязательные ограничения, тогда как другие просто фиксируют желательные характеристики. Чтобы принять достаточно эффективное решение, следует разделить критерии на жесткие ограничения и желательные характеристики, без которых можно было бы и обойтись. Затем важно проранжировать критерии, отнесенные к категории желательных. В принятии управленческих решений, конечно, неизбежны и компромиссы.

Например, предпочтете ли вы более быстрой поставке более низкую цену?

Готовы ли вы пожертвовать скоростью ремонта ради лучшего качества обслуживания?

На четвертой стадии осуществляется выработка альтернатив. При обсуждении стандартных решений это не составляет проблемы. Например, при сравнении различных мест расположения нового пункта питания. При рассмотрении других типов решений, особенно новаторских, этот шаг более сложный.

Пятая стадия выделяется для сравнения выработанных на предыдущей стадии альтернатив. Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнивая их и выбора наилучшей. Иногда все варианты решения выглядят хорошими и ни одно не кажется преимущественным. Поэтому, чтобы сделать выбор, менеджер нуждается в определенных средствах для сравнения альтернатив.

Рассмотрим некоторые из них. Так, прежде всего, желательно начинать со сбора информации об альтернативах. Во многих случаях альтернативы первоначально описываются в очень общем виде, например: "Мы можем организовать выполнение всей этой работы на стороне" или "Мы можем нанять временных рабочих". Но для того, чтобы можно было сравнивать альтернативы, необходимо понять суть выбора, ответив, например, на такие вопросы:

"Сколько будет стоить выполнение работы на стороне?", "Может ли она быть эффективно сделана на стороне?", "Когда работа будет закончена?" и др.

Без достаточных данных об альтернативах вряд ли можно сравнить их относительные достоинства. Собранная информация поможет измерить степень удовлетворения требований по каждому из критериев. Сбор данных является спланированным процессом, а не произвольной реакцией на информацию по мере ее появления. После того как менеджер четко определит альтернативы, на первое место может выйти вопрос: "Как систематизировать и сравнить данные?"

Здесь необходимо придерживаться следующего основополагающего принципа: "Всегда сопоставлять варианты решения с критериями, никогда не сравнивать один вариант решения с другим. Важно избежать "ослепления решениями", недуга, поражающего тех менеджеров, которые беспрерывно сопоставляют между собой альтернативы и, в конце концов, теряют из виду цели и конечные результаты принятия решения.

На этой же стадии поиска эффективных решений может случится и другой недуг – аналитический "паралич". Он возникает тогда, когда сбор информации об альтернативах становится самоцелью. Принятие решения – это ведь процесс нахождения лучшего варианта, основанного на наилучшей и доступной информации. Между тем, вряд ли можно достичь такого положения, чтобы в наличии были все факты, данные, необходимые материалы для выработки решений. Процесс сопоставления альтернатив с критериями является попыткой помочь лицу, принимающему решение, сосредоточится на ключевых источниках информации. Оба названных "недуга" принятия решений могут быть "излечены" концентрацией внимания преимущественно на критериях, а не на альтернативах.

Критерий оценки последствий различных вариантов определяется обычно целью решений. При этом существует необходимость в измерении степени, до которой определенное событие способствует достижению цели. Для разрешения конфликтов нужна общая единица измерения последствий. Без нее нельзя, например, сравнить альтернативу, ведущую к минимизации затрат за перевозку товаров, с альтернативой, позволяющей минимизировать время доставки. Чтобы сравнить последствия этих альтернатив, нужно чтобы они принадлежали к одному классу. Как перевести измерения по одной шкале (стоимость доставки), в последствия по другой шкале (время доставки) или измерить и те и другие по третьей шкале? Кроме того, мы должны знать, как соотнести приросты по разным шкалам.

Применительно к экономике можно сказать, что, к сожалению, нельзя выразить все последствия в виде их влияния на издержки и прибыль, поэтому использование денег в качестве всеобщей единицы измерения может оказаться затруднительным

На шестой стадии определяется риск, которому может быть подвергнута фирма в случае выбора конкретной альтернативы. В предпринимательской деятельности выявление риска может варьировать от сложного вероятного анализа в моделях исследования операций до чисто интуитивных догадок, которые можно представить вопросами типа: "Как вы думаете, что они (покупатели или же производители-конкуренты) предпримут, когда мы объявим о повышении цен?" нас интересует рабочий инструмент менеджеров, которым можно пользоваться быстро и эффективно и который не требует сложного математического аппарата. чтобы правильно определить область риска, следует рассматривать альтернативы поочередно и пытаться предсказать трудности, с которыми можно столкнуться в случае реализации каждой из них. Подчеркнем важность рассмотрения альтернативы, потому что отклонения, связанные с принятием одной альтернативы, как правило, не имеют ничего общего с возможными отклонениями в случае реализации других альтернатив.

Информация о работе Управленческие решения