Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса становления и развития управленческого консультирования в современных условиях.
Введение……………………………………………….……………………3
Глава 1. Сущность управленческого консультирования и основные направления деятельности консультантов………………………………..……..6
Сущность понятия «консалтинг»…………………………..………6
Основные направления деятельности консультантов…………….7
1.3. Сущность «золотого правила консультирования»………………....17
Глава 2. Проблемы и перспективы развития управленческого консультирования в России……………………………………………….…….22
2.1. История возникновения рынка консалтинговых услуг……………22
2.2. История консалтинга в России………………………………………24
2.3. Развитие управленческого консультирования………………….…..28
Заключение………………………………………………………..………43
Список использованной литературы……………………………...……..45
Приложения
Содержание
Введение……………………………………………
Глава
1. Сущность управленческого
1.3. Сущность «золотого правила консультирования»………………....17
Глава
2. Проблемы и перспективы развития
управленческого
2.1. История возникновения рынка консалтинговых услуг……………22
2.2. История консалтинга в России………………………………………24
2.3. Развитие управленческого консультирования………………….…..28
Заключение………………………………………
Список использованной литературы……………………………...……..45
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования связана со значимостью данного вопроса в процессе современного развития консалтинга как деятельности.
Вопросы
управленческого
В последнее время рынок бизнес - консалтинга стремительно развивается, растет спрос на его услуги, увеличиваются объемы заказов и число клиентов консалтинговых компаний. Этот процесс сопровождается сегментацией рынка, компании занимают свои рыночные ниши, выделяются лидирующие игроки.
Одновременно с этим клиенты становятся все более разборчивы, и требовательны при выборе партнера на рынке консалтинговых услуг.
Компании - заказчику важно знать, есть ли у консультантов опыт решения аналогичных задач, что собой представляет арсенал используемых консалтинговых технологий, каков профессиональный уровень консультантов и насколько им хорошо знакома специфика рынка клиента.
Управленческое консультирование – это вид деятельности, направленный на решение проблем или задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения эффективности деятельности компании, а также проведение необходимых для этого аналитической и исследовательской работы.
Конечным результатом деятельности является не только решение проблем, с которыми сталкиваются управляющие, но и повышение эффективности деятельности компании в целом или увеличению индивидуальной производительности труда каждого работника, а в некоторых случаях создание конкурентных преимуществ и вывод компании на новый уровень.
Консультирование по вопросам управления, или управленческое консультирование - это комплекс деловых услуг по проведению изменений в бизнесе клиента, представляемый в виде советов и рекомендаций. Эти рекомендации даются на основании заключений и выводов, сделанных в результате анализа бизнеса клиентской организации. Иными словами, основная задача консультанта - помогать клиенту зарабатывать с помощью своего бизнеса больше, чем он тратит на его содержание.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы управленческого консалтинга сегодня рассматривают многие российские специалисты, такие как: Маринко Г. И., Васильев Г. А., Ефремов Г.С, Алёшникова В.И, Капустин П.А.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса становления и развития управленческого консультирования в современных условиях.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. определить сущность понятия «консалтинг»;
2. рассмотреть основные направления деятельности консультантов;
4. определить сущность «золотого правила консультирования»;
5. проследить процесс зарождения и возникновения рынка консалтинговых услуг;
6. рассмотреть историю и развитие управленческого консультирования.
Объектом исследования данной работы будет развитие управленческого консультирования в России.
Предмет исследования - процесс возникновения и развития управленческого консалтинга в России.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, специализирующихся в области менеджмента консалтинга – Васильева Г.А., Ефремова Г.С, Алёшникова В.И, Капустина П.А, Лузина А.Е а также общетеоретическая и специальная литература, связанная с объектом и предметом исследования.
В процессе исследования была использована учебная и публицистическая литература. Так же были использованы электронные ресурсы, журнальные, газетные статьи, материалы научных семинаров и конференций, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические статьи отечественных и зарубежных ученых.
Структурно
курсовая работа состоит из введения,
основной части, заключения, списка использованных
источников и приложений.
Глава 1.
Сущность управленческого
консультирования и
основные направления
деятельности консультантов
1.1. Сущность понятия «консалтинг»
Определить сущность консалтинга в двух словах невозможно, это целый комплекс услуг, предоставляемых консалтинговой компанией корпоративным клиентам, которые заинтересованы в оптимизации своего бизнеса.
Консалтинговую деятельность условно можно разделить на два вида предоставление профессиональных услуг компаниям и личностное консультирование отдельных людей. Консультанты, или консалтеры, анализируют существующие бизнес - процессы клиентов, рассматривают перспективы развития и использования различных инноваций (экономических, научно - технических, организационных) с учетом особенностей бизнеса клиента и области, в которой строится бизнес. Каждая из консалтинговых компаний предоставляет различный спектр услуг, как узконаправленный (аудит), так и широкий круг, охватывающий все услуги этой области, поэтому каждая из них сущность консалтинга раскрывается по - своему.1
В
наиболее широком смысле консалтинг
трактуется как любая помощь, которую
оказывают фирме внешние
За
услугами в консалтинговую компанию
обращаются в нескольких случаях. Такое
случается, когда предприятие собирается
перестроить всю систему. Это может
быть связано с расширением, с изменением
форм собственности, с изменением направления
деятельности предприятия или переориентацией
на более выгодные и перспективные условия
работы. Также предприятию может понадобиться
помощь, если оно создает себе позитивный
имидж либо утверждает свои позиции на
рынке. Тогда консультант проводит аудиторскую
проверку, чтобы сделать ее результаты
достоянием общественности. И последний
случай это критическое положение предприятия,
когда самостоятельно справиться с ситуацией
не хватает ни опыта, ни внутренних ресурсов.
Вот тут адекватно реагировать приходится
консалтинговой компании.2
Имеется
множество определений
В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это».3
Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации - заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений». Можно считать два эти подхода взаимодополняющими. В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: «Менеджмент - консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации». Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент - консультантов (IMC). С целью полного раскрытия понятия консалтинговой деятельности, мы считаем целесообразным проанализировать изменения существующих формулировок управленческого консультирования и изменения основных принципов консалтинговой деятельности. Если в начале 1980 - х гг. в них содержались только принципы, касающиеся профессиональных характеристик консалтинговых услуг, то по мере продвижения к рыночной экономике они дополнялись характеристиками консалтинга как предпринимательской деятельности. Анализ представленных формулировок не дает оснований взять какую - либо из них за образец, поскольку каждая из них фиксирует лишь определенную сторону консалтинговой деятельности. Поэтому симбиоз формулировок консалтинговой деятельности как специфической формы деятельности может дать более полное и более системное определение.4
Менеджмент - консалтинг - это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией - клиентом.
Западные теоретики управленческого консультирования выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.
Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.
Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они - только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.
И, в-третьих, консультирование – это независимая служба. Консультант оценивает ситуацию, предлагает рекомендации относительно того, что делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости: финансовой, административной, политической, эмоциональной. Все это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности консалтинговых услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента. Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений. Основной задачей консалтинга является идентификация и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов. Существует много разделений консалтингового процесса на этапы. Любой консалтинговый проект включает в себя следующие основные этапы: