Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса становления и развития управленческого консультирования в современных условиях.
Введение……………………………………………….……………………3
Глава 1. Сущность управленческого консультирования и основные направления деятельности консультантов………………………………..……..6
Сущность понятия «консалтинг»…………………………..………6
Основные направления деятельности консультантов…………….7
1.3. Сущность «золотого правила консультирования»………………....17
Глава 2. Проблемы и перспективы развития управленческого консультирования в России……………………………………………….…….22
2.1. История возникновения рынка консалтинговых услуг……………22
2.2. История консалтинга в России………………………………………24
2.3. Развитие управленческого консультирования………………….…..28
Заключение………………………………………………………..………43
Список использованной литературы……………………………...……..45
Приложения
Необходимые условия эффективности решения:
Процесс консультирования включает двух партнеров - консультанта и клиента. Клиент решил оплатить профессиональные услуги консультанта на определенных условиях. Следовательно, на время действия договора о консультировании, знания и опыт консультанта работают на решение проблемы клиента. То есть, стороны стремятся достичь одной и той ж цели. Действительность, однако, намного сложнее. Совершенно независимо от технической значимости и качества, совет консультанта может быть понят и принят или отвергнут клиентом. Отказ может иметь множество форм. В истории консультирования отмечены тысячи случаев, когда отличные отчеты были похоронены в столах руководителей и никогда не воплощены в жизнь, хотя формально и приняты. Это подчеркивает, что критически важно построить и поддерживать эффективные взаимоотношения между консультантом и клиентом. Опыт показывает, что это нелегко. Чтобы добиться успеха, как консультанты, так и клиенты должны быть знакомы с человеческим и другими факторами, влияющими на их взаимоотношения, и осведомлены об ошибках, которых следует избегать во время совместной работы при выполнении задания.9
Они
должны быть готовы сделать все возможное,
чтобы построить
Во - вторых, и консультант, и клиент должны прояснить, чего они хотят достичь, и как измерить полученные результаты. Это может потребовать обмена мнениями о том, как каждая сторона рассматривает консультирование, насколько далеко должен продвинуться консультант в работе по согласованному заданию, и какова его ответственность перед клиентом. В - третьих, важно определить роли, которые будут выполнять консультант и клиент, как они будут участвовать в выполнении задания. Во время выполнения задания различные непредусмотренные события и новые факты могут заставить пересмотреть первоначальные определения ожиданий и ролей. Стороны должны помнить об этой возможности и быть достаточно гибкими, чтобы корректировать свои соглашения и организацию работы. В зависимости от ситуации, и того, что ждет клиент, возможны разные определения ролей консультанта и методы вмешательства. Тем не менее, основной целью всегда должно быть создание и поддержание истинного отношения сотрудничества. Это золотое правило консультирования. Степень и форма взаимоотношения «клиент - консультант» будет меняться от случая к случаю, но всегда должен сохраняться сильный дух сотрудничества, который характеризуется общим желанием успешно выполнить задание, доверием и уважением, а также пониманием роли своего партнера.
Почему необходимо активное сотрудничество?
1. Многого консультант не может сделать должным образом или совсем, если клиент не хочет сотрудничать. Это происходит, когда ему отказывают в информации или возможности обмениваться мнениями с нужными людьми.
2.
Часто высшее руководство не
знает, какие знания и умения
могут присутствовать в
3.
Сотрудничество необходимо, чтобы
клиент полностью связывал
4.
Если нет сотрудничества, клиент
вряд ли чему-нибудь научится
при выполнении задания.
Клиентом в самом широком смысле этого термина является организация, которая пользуется услугами экспертного подразделения. Это институциональные отношения. Однако имеются также клиенты в более узком смысле слова - индивиды или группы лиц в организации, которые выступают инициаторами привлечения консультанта, обсуждают работу с ним, сотрудничают в ходе выполнения задания, получают отчеты и дают рекомендации высшему руководству принимать их или нет.
Следует отметить, что в профессиональных консультантских организациях отношения «клиент - консультант» всегда персонализируются. Может быть заключен официальный контракт между консультантской фирмой и организацией, пользующейся ее услугами. Однако, оказываются всегда услуги в прямом контакте между лицами, действующими от имени обеих сторон. Это фундаментальный закон. Истинно производительная связь не может полностью гарантироваться каким - либо юридическим контрактом между организациями, она будет зависеть от способностей и отношений, а также от «психологического контракта» между непосредственно включенными лицами.
Консультант должен, прежде всего, определить:
1) кто обладает реальной властью принятия решений, связанных с выполнением задания (на всех стадиях)
2) кто наиболее заинтересован в успехе (неудаче) задания
3)
чье непосредственное
Далее обозначены основные роли консультанта.
Консультант по ресурсам помогает клиенту, предоставляя ему свой технический опыт и умения и делая что - либо для него и от его имени: поставляет информацию, диагностирует организацию, изучает степень осуществимости предложения, разрабатывает новую систему, обучает персонал новым методам, рекомендует организационные и другие изменения, предлагает замечания по новому проекту, предусмотренному руководством и т.д. руководство сотрудничает с консультантом по ресурсам, но при этом может ограничиться предоставлением информации по требованию, обсуждением достигнутого прогресса, принятием или отклонением предложения и просьбой о дальнейших консультациях по осуществлению проекта. Руководство не предполагает, что консультант широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменений, хотя он и должен знать об этих аспектах.10
Консультант
по процессу, как действующий фактор
изменений, пытается научить организацию
решать проблемы, знакомя ее с организационными
процессами, их вероятными последствиями,
и методами вмешательства для стимулирования
изменений. Он стремится не передавать
технические знания и предлагать решения,
а, в первую очередь, предлагает свои методы,
подходы и оценки организации - клиенту,
чтобы она сама могла проводить диагностику
и устранить собственные проблемы.
Глава 2.
Проблемы и перспективы
развития управленческого
консультирования в
России
2.1. История возникновения рынка консалтинговых услуг
Отправной точкой развития консалтинга в мире принято считать начало двадцатого столетия, когда мощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подход к организации предприятий, его управления и структуры. В крупном бизнесе возникла катастрофическая нехватка информации, новых знаний и навыков, способных помочь перестроиться в соответствии с новыми условиями, которые диктовал рынок, а также возросшей конкурентной борьбой. Именно тогда появились первые консультанты: Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон и Артур Д. Литтл, чьи работы в области научной организации труда и эффективности производства принесли им мировую известность. В 1914 году Эдвин Буз организовал службу деловых исследований, ставшую одной из первых консалтинговых компаний в мире – «Booz Allen Hamilton».
Однако вплоть до начала 30-х годов прошлого столетия консалтинга как отдельной отрасли экономики не существовало. Количество фирм, занятых в этой сфере, было настолько мало, что говорить о буме консультационных услуг просто немыслимо. Проблемы, которыми занимались эти немногочисленные консалтинговые компании, были очень узконаправленными и сводились в основном к маркетингу, сбыту и управлению человеческими ресурсами.11
Переломным моментом или очередным этапом развития рынка консалтинговых услуг можно считать конец 20 - х - начало 30 - х годов. Стало очевидным, что нормальное развитие бизнеса невозможно без использования стратегического, маркетингового и кадрового планирования. Более того, спрос на данный вид услуг проявлялся не только со стороны крупных частных промышленных фирм, но и со стороны государственного сектора и военных структур, что существенным образом поддержало молодой рынок и дало ему довольно мощный заряд к дальнейшему развитию. Именно в этот период было открыто сразу несколько консалтинговых фирм, не просто существующих и в наше время, но и считающихся основателями современного консалтинга.
В 1926 году Джеймс МакКинси и Эндрю Томас Карни основали фирму, давшую начало двум крупнейшим консалтинговым компаниям мира – «Mc Kinsey & Company» и «A.T. Kearney». Последняя в 1995 году «слилась» с компанией Electronic Data Systems (EDS), специализирующейся на информационных технологиях. Десять лет спустя, в конце 2008 года A.T. Kearney снова стала независимой частной компанией, выкупив свои акции у компании EDS.
Определенный и, как оказалось в дальнейшем, существенный вклад в развитие рынка консалтинговых услуг внесла аудиторская деятельность. Дело в том, что до 60-х годов прошлого столетия члены компании так называемой «Большой восьмерки» (в результате слияний она трансформировалась в «Большую четверку») занимались исключительно аудиторской деятельностью. С начала 60-х годов (это время принято называть «золотым веком» консалтинга) крупнейшие аудиторские компании постепенно расширили список своих услуг. Наравне с аудиторскими услугами они стали предлагать своим клиентам и услуги в сфере управленческого консалтинга.12
К настоящему времени в странах с развитой рыночной экономикой консалтинг стал неотъемлемой частью и важнейшим ее элементом, поддерживающим на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры. Это огромный и мощный рынок, объемы которого достаточно велики и сопоставимы с другими сферами бизнеса. Иногда доходы консалтинговой компании превышают доходы клиентов.
В
развитых странах привлечение
Ситуация
в странах с развивающейся
экономикой несколько иная, ввиду
не такой богатой истории рынка
консалтинговых услуг. Однако существование
рыночной экономики, пусть и в
несколько отсталом виде, неминуемо
ведет к пониманию
2.2. История консалтинга в России
Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.