Управленческое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса становления и развития управленческого консультирования в современных условиях.

Содержание

Введение……………………………………………….……………………3

Глава 1. Сущность управленческого консультирования и основные направления деятельности консультантов………………………………..……..6
Сущность понятия «консалтинг»…………………………..………6
Основные направления деятельности консультантов…………….7

1.3. Сущность «золотого правила консультирования»………………....17

Глава 2. Проблемы и перспективы развития управленческого консультирования в России……………………………………………….…….22

2.1. История возникновения рынка консалтинговых услуг……………22

2.2. История консалтинга в России………………………………………24

2.3. Развитие управленческого консультирования………………….…..28

Заключение………………………………………………………..………43

Список использованной литературы……………………………...……..45

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Управленческое консультирование.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

     Необходимые условия эффективности решения:

  • комплексность применяемых подходов, то есть применение методов из различных областей управленческого консультирования с учетом их взаимной сочетаемости и конкретной ситуации;
  • законченность решения в том смысле, что решение должно содержать не только рекомендации, как и что, делать, но и решение должно быть реализованным.
 
 
     
    1. . Сущность «золотого правила консультирования»

     Процесс консультирования включает двух партнеров - консультанта и клиента. Клиент решил оплатить профессиональные услуги консультанта на определенных условиях. Следовательно, на время действия договора о консультировании, знания и опыт консультанта работают на решение проблемы клиента. То есть, стороны стремятся достичь одной и той ж цели. Действительность, однако, намного сложнее. Совершенно независимо от технической значимости и качества, совет консультанта может быть понят и принят или отвергнут клиентом. Отказ может иметь множество форм. В истории консультирования отмечены тысячи случаев, когда отличные отчеты были похоронены в столах руководителей и никогда не воплощены в жизнь, хотя формально и приняты. Это подчеркивает, что критически важно построить и поддерживать эффективные взаимоотношения между консультантом и клиентом. Опыт показывает, что это нелегко. Чтобы добиться успеха, как консультанты, так и клиенты должны быть знакомы с человеческим и другими факторами, влияющими на их взаимоотношения, и осведомлены об ошибках, которых следует избегать во время совместной работы при выполнении задания.9

     Они должны быть готовы сделать все возможное, чтобы построить взаимоотношения, делающие эффективным вмешательство  независимого профессионала. Клиент и  консультант могут по - разному смотреть на ожидаемый исход и пути выполнения задания. Определение проблемы консультантом и клиентом может различаться по многим причинам. Часто руководители слишком глубоко погружены в частную ситуацию, или же создали проблему сами. Они могут воспринимать симптомы, но не реальную проблему, или предпочесть, чтобы консультант сам «раскрыл» ряд ее существенных аспектов. Сопоставить определения проблемы консультанта и клиента - значит заложить основу для здоровых рабочих отношений на всем протяжении выполнения задания. Как консультант, так и клиент должны быть готовы исправить свои первоначальные определения и выработать совместное.

     Во - вторых, и консультант, и клиент должны прояснить, чего они хотят  достичь, и как измерить полученные результаты. Это может потребовать обмена мнениями о том, как каждая сторона рассматривает консультирование, насколько далеко должен продвинуться консультант в работе по согласованному заданию, и какова его ответственность перед клиентом. В - третьих, важно определить роли, которые будут выполнять консультант и клиент, как они будут участвовать в выполнении задания. Во время выполнения задания различные непредусмотренные события и новые факты могут заставить пересмотреть первоначальные определения ожиданий и ролей. Стороны должны помнить об этой возможности и быть достаточно гибкими, чтобы корректировать свои соглашения и организацию работы. В зависимости от ситуации, и того, что ждет клиент, возможны разные определения ролей консультанта и методы вмешательства. Тем не менее, основной целью всегда должно быть создание и поддержание истинного отношения сотрудничества. Это золотое правило консультирования. Степень и форма взаимоотношения «клиент - консультант» будет меняться от случая к случаю, но всегда должен сохраняться сильный дух сотрудничества, который характеризуется общим желанием успешно выполнить задание, доверием и уважением, а также пониманием роли своего партнера.

     Почему  необходимо активное сотрудничество?

     1. Многого консультант не может  сделать должным образом или совсем, если клиент не хочет сотрудничать. Это происходит, когда ему отказывают в информации или возможности обмениваться мнениями с нужными людьми.

     2. Часто высшее руководство не  знает, какие знания и умения  могут присутствовать в организации  в скрытой форме. С помощью сотрудничества консультанты помогают клиентам выявить и мобилизовать собственные ресурсы.

     3. Сотрудничество необходимо, чтобы  клиент полностью связывал себя  с определением проблемы и  результатами выполнения задания.  Консультанты подчеркивают, что их клиенты должны "владеть" проблемой и ее решением. Причина в том, что люди часто отвергают изменения, которые им предлагаются извне. Когда проблема решается вместе, клиент лучше относится к решению и не склонен перекладывать всю ответственность на консультанта не только по рациональным, но и по эмоциональным причинам.

     4. Если нет сотрудничества, клиент  вряд ли чему-нибудь научится  при выполнении задания. Обучение  происходит не при определении  круга полномочий, принятии или  отклонении финального отчета, а при совместной работе на всех стадиях выполнения задания, начиная с определения проблемы и заканчивая оценкой результатов.

     Клиентом  в самом широком смысле этого  термина является организация, которая  пользуется услугами экспертного подразделения. Это институциональные отношения. Однако имеются также клиенты в более узком смысле слова - индивиды или группы лиц в организации, которые выступают инициаторами привлечения консультанта, обсуждают работу с ним, сотрудничают в ходе выполнения задания, получают отчеты и дают рекомендации высшему руководству принимать их или нет.

     Следует отметить, что в профессиональных консультантских организациях отношения «клиент - консультант» всегда персонализируются. Может быть заключен официальный контракт между консультантской фирмой и организацией, пользующейся ее услугами. Однако, оказываются всегда услуги в прямом контакте между лицами, действующими от имени обеих сторон. Это фундаментальный закон. Истинно производительная связь не может полностью гарантироваться каким - либо юридическим контрактом между организациями, она будет зависеть от способностей и отношений, а также от «психологического контракта» между непосредственно включенными лицами.

     Консультант должен, прежде всего, определить:

     1) кто обладает реальной властью принятия решений, связанных с выполнением задания (на всех стадиях)

     2) кто наиболее заинтересован в  успехе (неудаче) задания

     3) чье непосредственное сотрудничество  необходимо. Он должен определить, кто «владеет» проблемой и нуждается в помощи - это и есть основной клиент.

     Далее обозначены основные роли консультанта.

     Консультант по ресурсам помогает клиенту, предоставляя ему свой технический опыт и умения и делая что - либо для него и  от его имени: поставляет информацию, диагностирует организацию, изучает  степень осуществимости предложения, разрабатывает новую систему, обучает персонал новым методам, рекомендует организационные и другие изменения, предлагает замечания по новому проекту, предусмотренному руководством и т.д. руководство сотрудничает с консультантом по ресурсам, но при этом может ограничиться предоставлением информации по требованию, обсуждением достигнутого прогресса, принятием или отклонением предложения и просьбой о дальнейших консультациях по осуществлению проекта. Руководство не предполагает, что консультант широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменений, хотя он и должен знать об этих аспектах.10

     Консультант по процессу, как действующий фактор изменений, пытается научить организацию  решать проблемы, знакомя ее с организационными процессами, их вероятными последствиями, и методами вмешательства для стимулирования изменений. Он стремится не передавать технические знания и предлагать решения, а, в первую очередь, предлагает свои методы, подходы и оценки организации - клиенту, чтобы она сама могла проводить диагностику и устранить собственные проблемы. 

 

     Глава 2. Проблемы и перспективы  развития управленческого  консультирования в  России 
 

     2.1. История возникновения рынка консалтинговых услуг

     Отправной точкой развития консалтинга в мире принято считать начало двадцатого столетия, когда мощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подход к организации предприятий, его управления и структуры. В крупном бизнесе возникла катастрофическая нехватка информации, новых знаний и навыков, способных помочь перестроиться в соответствии с новыми условиями, которые диктовал рынок, а также возросшей конкурентной борьбой. Именно тогда появились первые консультанты: Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон и Артур Д. Литтл, чьи работы в области научной организации труда и эффективности производства принесли им мировую известность. В 1914 году Эдвин Буз организовал службу деловых исследований, ставшую одной из первых консалтинговых компаний в мире – «Booz Allen Hamilton».

     Однако  вплоть до начала 30-х годов прошлого столетия консалтинга как отдельной отрасли экономики не существовало. Количество фирм, занятых в этой сфере, было настолько мало, что говорить о буме консультационных услуг просто немыслимо. Проблемы, которыми занимались эти немногочисленные консалтинговые компании, были очень узконаправленными и сводились в основном к маркетингу, сбыту и управлению человеческими ресурсами.11

     Переломным  моментом или очередным этапом развития рынка консалтинговых услуг можно  считать конец 20 - х - начало 30 - х годов. Стало очевидным, что нормальное развитие бизнеса невозможно без использования стратегического, маркетингового и кадрового планирования. Более того, спрос на данный вид услуг проявлялся не только со стороны крупных частных промышленных фирм, но и со стороны государственного сектора и военных структур, что существенным образом поддержало молодой рынок и дало ему довольно мощный заряд к дальнейшему развитию. Именно в этот период было открыто сразу несколько консалтинговых фирм, не просто существующих и в наше время, но и считающихся основателями современного консалтинга.

     В 1926 году Джеймс МакКинси и Эндрю  Томас Карни основали фирму, давшую начало двум крупнейшим консалтинговым компаниям мира – «Mc Kinsey & Company» и «A.T. Kearney». Последняя в 1995 году «слилась» с компанией Electronic Data Systems (EDS), специализирующейся на информационных технологиях. Десять лет спустя, в конце 2008 года A.T. Kearney снова стала независимой частной компанией, выкупив свои акции у компании EDS.

     Определенный  и, как оказалось в дальнейшем, существенный вклад в развитие рынка консалтинговых услуг внесла аудиторская деятельность. Дело в том, что до 60-х годов прошлого столетия члены компании так называемой «Большой восьмерки» (в результате слияний она трансформировалась в «Большую четверку») занимались исключительно аудиторской деятельностью. С начала 60-х годов (это время принято называть «золотым веком» консалтинга) крупнейшие аудиторские компании постепенно расширили список своих услуг. Наравне с аудиторскими услугами они стали предлагать своим клиентам и услуги в сфере управленческого консалтинга.12

     К настоящему времени в странах  с развитой рыночной экономикой консалтинг стал неотъемлемой частью и важнейшим  ее элементом, поддерживающим на высоком  уровне функционирование ее инфраструктуры. Это огромный и мощный рынок, объемы которого достаточно велики и сопоставимы с другими сферами бизнеса. Иногда доходы консалтинговой компании превышают доходы клиентов.

     В развитых странах привлечение консультантов  к решению тех или иных задач в компании считается не просто необходимым, что говорит о высоком уровне деловой репутации, но и привычным делом, нормой. Подавляющее большинство серьезных экономических, управленческих и даже социальных решений принимается исключительно с привлечением внешних консультантов.

     Ситуация  в странах с развивающейся  экономикой несколько иная, ввиду  не такой богатой истории рынка  консалтинговых услуг. Однако существование  рыночной экономики, пусть и в  несколько отсталом виде, неминуемо  ведет к пониманию необходимости в существовании такой сферы как консалтинг. 
 

     2.2. История консалтинга в России

     Как и любое понятие, относящееся  к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

Информация о работе Управленческое консультирование