Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение управления эмоциональным состоянием руководителя.
Объектом работы является – эмоциональное состояние руководителя.
Предметом является – изучение управление эмоциональным состоянием руководителя.
Задачи:
Дать определение термина «руководитель»,
Рассмотрение классификации видов, руководства;
Охарактеризовать стили руководства
Характеристика управления эмоционального состояния.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ 5
1.1 Определение понятия «руководитель» 5
1.2. Классификация типов руководителей 7
1.3Стили руководства 11
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ
РУКОВОДИТЕЛЯ 15
2.1. Управление стрессом 15
2.2. Управление эмоциональным состоянием руководителя 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Под стилем понимается качественная определенность меры единства и взаимодействия субъекта и объекта в определенной ситуации, совокупность принципов и методов решения проблем, мышления и действия, обобщенный вид поведения одного субъекта (руководителя) по отношению к другому [1, с.146].
Стиль отражает определенный уровень способностей, воли, чувств, профессиональной компетенции, знаний, навыков, умений руководителя, проявляется в способе его конкретных действий.
В системе менеджмента имеет место взаимодействие трех типов: руководство, подчинение и контакты между коллегами, находящимися в равном положении, либо вообще в данной ситуации. Для каждого типа такого взаимодействия существует свой стиль.
Иными словами, правомерно говорить о стиле руководства, стиле подчинения, стиле горизонтального взаимодействия как о самостоятельных феноменах, которые можно объединить под понятием стиля управления.
Под стилем управления понимается совокупность организационных, социально-психологических, духовно-нравственных особенностей и взаимоотношений, методов и приемов деятельности всех управленческих работников в связи с выполнением ими своих функций. Его элементами являются: стиль руководства; стиль подчинения, стиль соподчинения, внутренний механизм самосохранения.
Стиль руководства — это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей. Стиль подчинения представляет собой совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем [1, с.147].
Стиль взаимодействия - есть совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающие общие задачи.
В современной научной и учебной литературе термины «стиль управления» и «стиль руководства» употребляются синонимично. Между тем, речь идет хоть и о близких, но различающихся понятиях. Стиль же подчинения и стиль взаимодействия до сих пор практически не исследованы, вследствие второстепенной роли, поэтому в дальнейшем говориться будет о стиле руководства.
Рассмотрим основные моменты классификации стилей руководства
[1, с.147 -151].
По характеру воздействия на подчиненных можно выделить: авторитарный, демократический и либеральные стили.
Что касается административного стиля, этот стиль считается универсальным. Его характерными чертами являются:
Авторитарный руководитель в большей мере заинтересован не осуществлением дела, а удовлетворением собственных амбиций. Его жесткие действия, стремление к единовластию, претензии на компетентность во всех вопросах лежат в основе абсолютного большинства производственных конфликтов. Это отрицательно влияет на эффективность работы , а часто просто ее парализует, ибо формируется враждебная атмосфера, уходят лучшие специалисты, а остальные запуганы, работают не с полной отдачей, безразличны к интересам организации.
Говоря о демократическом стиле руководства, можно выделить, что он доминирует в современных фирмах, характеризуется высокой степенью децентрализации принятия решений, активным участием сотрудников в этом процессе, свободным обменом информации между руководителями и исполнителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к развитию персонала, преобладанием практики поощрений при минимуме наказаний.
В этих условиях выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребности личности.
Демократический стиль применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты, делегирующие полномочия. Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.
Его суть в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для работы условия, определяет ее правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу.
Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, эксперта, оценивает полученные результаты, вознаграждает за успехи. Применение либерального стиля целесообразно при научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющий давления, мелочной опеки [1, с.153].
Лидерство подразумевает вести за собой людей, руководить ими, направлять их и быть впереди. Замечено, что при руководителе –лидере сотрудники работают на 30% лучше, чем при обычном начальнике [3, с.72].
Выводы по главе 1.
Руководитель является лицом, на которое официально возложены функции управления организации деятельности, лидер, – это работник, пользующийся авторитетом среди членов (коллектива) и способный оказывать на них определенное влияние. Если эти два понятия применимы к одному руководителю, то такой руководитель обладает формальным и неформальным авторитетом. Если же эти два понятия нельзя соотнести к одному руководителю, то формальным руководителем считается руководитель. А неформальным - кто-то из работников.
Рассмотрены несколько классификаций типов руководителя. По своей ориентированности на определенный характер действий руководителей можно разделить на пассивных и на активных. Пассивные, в свою очередь делятся на: специалистов и мастеров. Активные же делятся на два типа ориентированных на себя и на один тип ориентированных на организацию.
Основание следующей классификации
выступают психологические
По отношению руководителей к власти выделяют: руководитель –унитарист и руководитель – плюралист.
Исследованы и стили руководства. Стиль руководства - это качественная характеристика деятельности руководителя, способ его воздействия на исполнителей, отражающая его индивидуальные особенности и профессионализм. По характеру воздействия на подчиненных можно выделить: демократический, либеральный и авторитарный стиль. Универсальный стиль руководства – административный. Руководитель - плюралист признает мнения и интересы подчиненных, стремится их балансировать с интересами организации и своими собственными, на чем и основывает свою власть. Он признает наличие у конфликтов не только негативных, но и позитивных последствий.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ
С.Л. Рубинштейн считал, что [ 5] в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначал их соответственно как органическую (аффективно - эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно – эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно – руководителю необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса. Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.
Обычно принято разделять способы выхода из стрессовых ситуаций на активные и пассивные. Первый способ также имеет две разновидности. В одном случае он строится как интенсификация конструктивных действий по организации деятельности и отражает, таким образом, адекватное течение фазы мобилизации. В другом – поведение строится по типу «внешней бурной реакции», когда руководитель «разряжается» на других, выплескивает свои эмоции, причем не столько в конструктивной деятельности, сколько в замещающем её вымещении эмоций на подчиненных («нагоняи», «взбучки», «придирки»). Второй – пассивный – способ характеризуется тем, что руководитель «мирится с ситуацией», подавляет напряжение и «загоняет стресс внутрь», не давая выплеснуться эмоциональным проявлениям. Это – своеобразная реакция торможения. Она часто бывает полезной, поскольку позволяет избежать импульсивных необдуманных действий, но при хронических повторениях способствует накоплению (аккумуляции), напряженности, имеет долгосрочные негативные последствия и в целом менее эффективна, чем активный тип реагирования.
Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
Активность - единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.
Общая же стратегия управления изменениями включает шесть стадий:
1) замораживание - стадия некоторого снижения эффективности деятельности в связи с новыми требованиями;
2) отрицание изменений - нормальная реакция человека на новое как средство безопасности;
3) некомпетентность - приспособление старых, привычных способов и методов для переработки новых требований;
4) размораживание - это нахождение новых ценностей и идей, которые бы согласовывались с новыми требованиями и изменениями;
5) экспериментирование - попытки нового поведения, в связи с изменившимися ценностями;
6) замораживание - принятие и закрепление нового поведения.
Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания - просто руководителю приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Занятия спортом, хобби.
Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего руководителю поможет самовнушение - просто думать о прекрасном, о том, что все хорошо.
Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находиться сотрудники, например, из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодически вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.
В подобном состоянии люди способны мобилизоваться, собрать все силы для решения многих проблем. И это можно расценивать как положительную сторону стресса. Однако в условиях постоянной мобилизации человек может находиться лишь ограниченное время, потому что внутреннее напряжение сжигает психофизиологические ресурсы. Постоянные стрессовые нагрузки приводят к энергетическому истощению и провоцируют состояние хронической усталости.
Конечно, можно считать, что если у специалиста возникает раздражение, усталость или тревога после совещания у директора - это личная проблема самого специалиста. Не сможет работать, наймем другого. Однако при этом не стоит упускать из виду, что невнимательное отношение к человеческим ресурсам компании порождает и материальные издержки.
К основным факторам, вызывающим стресс, можно отнести:
Информация о работе Управление эмоциональным состоянием руководителя