Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:02, реферат

Описание

В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим -снижения издержек производства.

Содержание

Введение……………….……………………………………………………………………. 3
Понятие, сущность и значение качества продукции…………………………………. 4
Понятие и основные показатели конкурентоспособности продукции……………... .8
Анализ в системе маркетинга………………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы…………………………………………………….. 20
Приложение………………………………………………………………………………... 21

Работа состоит из  1 файл

ису.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

- оценивается технический  уровень продукции;

- выявляются отклонения  этого уровня в разрезе отдельных  изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализируется структура  выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

- выявляются факторы,  сдерживающие рост технического уровня продукцией;

- обосновываются возможности  повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д. Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на схеме №2

К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

Анализ отступлений  от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - перечень наименований изделий с  указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции.

Ассортимент - перечень наименовании изделий с  указанием количества по каждому  из них. Различают полный (всех видов  и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле

К=ВП/ВП0*100

где, К - выполнение плана по ассортименту, %;

ВП - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпушенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.

Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированное  соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Ритмичность — это равномерный выпуск и  отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Для оценки ритмичности  используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу) (табл. 3):

 

Критм=ВП1/ВП0

 

где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:

где п - число суммируемых плановых заданий.

Ритмичность выпуска зависит от ритмичности  работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.

В заключение анализа ритмичности целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время.

На основании  данных анализа ритмичности разрабатывают  конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, простои оборудования, потери рабочего времени и др.

Реализация  продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.

На изменение  объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в схеме  №1

 

  1. Анализ в системе маркетинга

 

Анализ производственных результатов деятельности предприятия  должен начинаться с анализа его  маркетинговой деятельности.

Маркетинговое исследование выступает в качестве инструмента  регулирования хозяйственной деятельностью  предприятия в соответствии с рыночным спросом.

Основные показатели данного исследования:

- показатели производства;

- показатели внутреннего  товарооборота;

- показатели внешнего  товарооборота;

- показатели уровня  цен;

- финансовые показатели.

Маркетинговое исследование является составной частью маркетингового анализа и основывается на финансовых показателях деятельности предприятия.

Процесс анализа состоит  из следующих этапов:

- выделяются основные  факторы, которые влияют на  конъюнктуру рынка и оцениваются  через систему статистических показателей;

- строятся динамические  ряды по каждому показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в прошлом;

- определяется  значимость и степень воздействия  основных факторов на конъюнктуру  рынка в будущем на основе имеющихся оценок;

- определяется  общий итог взаимодействия всех  факторов, выявляются место и  роль каждого из них.

Основными задачами маркетингового анализа являются:

- обоснование производственной программы предприятия;

- анализ основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;

- анализ ценообразования  на предприятии; 

- анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных;ность качество продукция

- выявление  реальных и потенциальных конкурентов  предприятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков;

- оценка конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.

От рынков, на которых действует предприятие, зависит объем реализации услуг, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной конъюнктуры включает в себя оценку:

- структуры  рынков и уровня их доходности;

- потенциальных  потребителей услуг с учетом  различных критериев4

- динамики  потребления услуг в расчете на душу населения;

- динамики  общего спроса на услуги на  данном рынке;

- качества  услуг, предоставляемых на данном  рынке различными предприятиями;

- общей емкости  рынка и рыночной доли конкретного  предприятия.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.

На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на услуги, качество предоставляемых услуг, потребительские предпочтения, доходы потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на услуги, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам, стимулирующие к потреблению или накоплению и др.

Степень чувствительности спроса к изменению цены или дохода измеряется с помощью коэффициентов эластичности (Ер) по цене или доходу (Еd):

 или  ,

где — процентное изменение количества спроса на услугу;

 — процентное изменение  цен на услугу;

 — процентное изменение  доходов покупателей.

Спрос считается  эластичным, если величина этих коэффициентов  больше единицы, и неэластичным, если их величина меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю спрос считается абсолютно неэластичным, то есть никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на услугу (например, спрос на товары первой необходимости).

В зависимости  от целей маркетинга стратегии могут  быть различными:

- стратегия  ценового проникновения. Производители  устанавливают на свой товар  заниженные цены с целью привлечения  покупателей и увеличения объема  продаж;

- стратегия  среднерыночных цен;

-стратегия  ценовой дискриминации. Продажа  одного и того же товара разным клиентам по различным ценам;

- стратегия  «ценовых линий»;

- стратегия  «падающих цен». Цены снижаются  редко но значительно;

- стратегия  стабильных цен;

- стратегия  «снятие сливок». Кратковременное  повышение цен с целью максимизации  прибыли.

В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

Качество продукции  и ее конкурентоспособность существенно  зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

Создание и практическое использование системы менеджмента  качества продукции зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

Информация о работе Управление качеством