Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа
Существуют различные представления об «управлении», как «целесообразной сознательной деятельности», «целенаправленном воздействии», «организации целенаправленных воздействий», «упорядочение», «регулирование», «оптимизация». Основной целью работы является полное и всесторонне рассмотрение вопросов понятия, сущности, функций и процесса управления в теории административного права.
Введение
Глава 1. Общая характеристика управления
1.1 Понятие и сущность управления
1.2 Характеристика функций управления
Глава 2. Правовые особенности процесса управления
2.1 Понятие процесса управления
2.2 Особенности организации как функции управления
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика управления
1.1 Понятие и сущность управления
1.2 Характеристика функций управления
Глава 2. Правовые особенности процесса управления
2.1 Понятие процесса управления
2.2 Особенности организации как функции управления
Заключение
Список литературы
Введение
Существуют различные представления об «управлении», как «целесообразной сознательной деятельности», «целенаправленном воздействии», «организации целенаправленных воздействий», «упорядочение», «регулирование», «оптимизация». Основной целью работы является полное и всесторонне рассмотрение вопросов понятия, сущности, функций и процесса управления в теории административного права.
Достаточно большое количество исследований посвящено теоретико-методологическим аспектам управления. Эта проблема исследована с различных сторон и различными авторами: по проблемам сущности управления (Р.Ф. Абдеев, А.Я. Кабанов, М.С. Солодкая, М.А. Соломатин, Э.А. Уткин, Р.А. Фатхутдинов; М. Вебер, Г. Клаус, У.Р. Эшби и др.), по психологическим аспектам управления (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.Т. Глазунов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерс), свой вклад в построение системы управления учебными заведениями в целом внесли (Г.Г. Габдуллин, В.А. Караковский, Ю.А. Конаржевский, В.Ф. Кривошеев, В.Ю. Кричевский, А.А. Орлова, В.И. Загвязинский, Р.Х. Шакурова).
Различные аспекты, связанные с инновационными формами управления могут быть рассмотрены на сегодняшний день благодаря вышеперечисленным исследованиям. Таким образом, существуют теоретические основания для изучения управленческого аспекта формирования компетентности.
Глава 1. Общая характеристика управления
1.1 Понятие и сущность управления
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают следующие характеристики управления.1
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
Управление -- это внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления). Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это -- целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие -- прерогатива субъекта управления.
В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.
Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).
Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.2
Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.
Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.3
Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.
Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).
В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением, людей.
В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.
В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей -- участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда -- властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.
Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое «вмешательство» государственной власти в социальные отношения.
В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.
Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. Здесь можно говорить о том, что задачи и функции этого механизма практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление.4
Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Государственное управление -- разновидность социального управления, с функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права.
1.2 Характеристика функций управления
В настоящее время в определении функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившаяся разноречивость. Прежде всего, различный смысл придается самому понятию “функции управления”, в силу чего избираются неоднородные основания (критерии) для их выделения. Классификации, перечни (даже при единстве критериев) расходятся по числу выделяемых функций, степени их укрупнения и др.
Что же следует понимать под функциями управления? Где критерий для их дифференциации и какова должна быть их классификация?
Сформулируем исходные позиции. В функциях проявляется сущность, содержание управления. В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении производством, обычно имеют в виду две стороны этого понятия -- управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления). В образующем управление единстве двух сторон -- процесса и структуры -- содержание его раскрывается в процессе. Следовательно, функция управления есть функция процесса управления. 5
Функция -- это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявление которой становится условием проявления этого целого. В этом состоит системный подход к формированию понятия и структуры функций управления.
Управление-- совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства. Отсюда -- качественная однородность управления на любых уровнях.6
Вся огромная, сложная (разноплановая) совокупность управленческих действий -- на любом уровне и в любой системе -- может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления:
* принятие управленческого решения;
* реализация принятого решения;
* контроль.
Небезынтересно, что практически все исследователи полностью разделяют такое мнение о составе управленческого цикла, однако применительно лишь к технологии управления, которую не связывают с его сущностью, а значит, с функциями.
Было бы неточным ранжировать функции управления по значимости (нередко приходится встречать, например, утверждения об особой важности функции принятия решения или планирования -- центральной функции управления). Более справедливо считать, что на разных уровнях иерархии, во времени и в зависимости от специфических условий производства, значение функции варьируется.7
При наличии определенной логической последовательности (очередности) в реализации функций практически они взаимопроникают. Так, например, учет, анализ, казалось бы, завершающие управленческий цикл, на самом деле дают импульсы планированию (коррекции), регулированию, активизации в сочетаниях, различных по опережению времени, мощности воздействия и т.п.
В силу единства процесса и структуры управления функции управления должны рассматриваться в их связи и взаимоотношениях с функциями аппарата.
Практически реализация функций управления на конкретном экономическом объекте связана с выполнением задач, которые призван решать соответствующий аппарат управления. Более точно их следует определять как служебные задачи, либо как функции-задачи аппарата управления.
Состав функций-задач, как и структура самого аппарата, определяется особенностями объекта управления, оказывающего на них формирующее воздействие (безусловно, в сочетании с воздействием функций управления). В зависимости от особенностей объекта, наряду с функциями управления объектом в целом, могут быть выделены функции-задачи отдельных звеньев аппарата:
* техническая подготовка производства;
* различные виды обслуживания;
* контроль качества продукции, и т.д.
Единство процесса и структуры управления выражается во взаимопроникновении функций управления и функций-задач, решаемых в управленческом аппарате: выполнение каждой функции-задачи предполагает осуществление всех функций управления, будучи, в свою очередь, способом их реализации.