Управление как целенаправленный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание

Существуют различные представления об «управлении», как «целесообразной сознательной деятельности», «целенаправленном воздействии», «организации целенаправленных воздействий», «упорядочение», «регулирование», «оптимизация». Основной целью работы является полное и всесторонне рассмотрение вопросов понятия, сущности, функций и процесса управления в теории административного права.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика управления
1.1 Понятие и сущность управления
1.2 Характеристика функций управления
Глава 2. Правовые особенности процесса управления
2.1 Понятие процесса управления
2.2 Особенности организации как функции управления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

управление как целенаправленный процесс.rtf

— 262.26 Кб (Скачать документ)

Можно идти от здравого смысла и опыта аналогичных организаций, а можно -- и по пути создания «под себя» (под конкретного учредителя и организации) приемов и методов управления, используя известные разработанные методики. Первый вариант самый дешевый и быстрый. Уже на следующий день можно создать подразделения, аппарат управления (директор, бухгалтер и т.д.) и наделить их правами, полномочиями и ответственностью. В ряде случаев такой механизм хорошо работает. Но в предпринимательстве выживает только тот, кто все делает не просто хорошо, а лучше, чем у других. Поэтому для них рекомендуется второй вариант, который предусматривает профессиональный подход. Учредители могут либо сами реализовать достаточно простые методики формирования механизма управления, либо воспользоваться услугами профессионалов из консультационных фирм.

Профессиональный подход заключается в реализации шести этапов:

Первый. Формирование временной группы по созданию организации.

Второй. Составление набора необходимых функций управления и производства.

Третий. Проверка набора функций управления по методике функционально-стоимостного анализа.

Четвертый. Распределение этого набора по четырем группам (активизирующие, тормозящие, нейтральные и потенциальные) и их анализ. Активизирующие направлены на реализацию текущих программ собственника, тормозящие -- это дань старым подходам и традициям (они, кстати, играют важную позитивную роль); потенциальные направлены на реализацию стратегических программ собственника и, наконец, нейтральные - это функции, влияние которых на процесс производства и управления минимален, они важны с социальной стороны производства (в каждой организации есть люди, многолетний труд которых принес ей существенный успех; и поэтому иногда руководители в знак признательности оставляют таких людей (уже пенсионеров или инвалидов) в организации и дают им посильные виды работ, может быть, и ненужных для организации).

Пятый. Создание функциональной структуры управления.

Шестой. Создание организационной структуры управления на базе функциональной. Действующие организации. В основном это акционерные общества открытого или закрытого типа, которые вышли из жесткой государственной опеки и пытаются реализовать ранее накопленные идеи в сфере производства товаров, услуг и интеллектуальной продукции (диверсификация производства). Собственниками таких организаций выступают физические, юридические лица и, возможно, государство в лице Фонда имущества.

За долгие годы существования таких организаций в них появились новые и продолжают существовать лишние, отжившие свое время функции управления, к которым привыкли за годы работы. Это обычно приводит к неоправданному росту численности работников, а также к усложнению линейных и функциональных связей в системе управления.24

Энтузиазм новых собственников часто подталкивает руководителей организаций к быстрым решениям по реорганизации системы управления, которые часто сводятся к ломке старого (морально устаревшего) и созданию нового механизма управления организацией и отношений с внешней средой. И обычно эта ломка начинается со структуры. Сокращаются должности и подразделения) в результате наступает функциональный кризис, т.е. несогласованность функций управления между собой. На практике часто сокращают тормозящие, нейтральные, а иногда и потенциальные функции, оставляя активизирующие. Но парадокс заключается в том, что оставленный набор активизирующих функций начинает со временем перераспределяться на перечисленные выше четыре группы. И от первоначальных активизирующих функций остается существенно меньше. Благие намерения руководителей оборачиваются серьезной дестабилизацией в работе организации. Все перечисленные группы функций должны присутствовать в общем наборе функций процветающей организации, при этом важны их пропорции.

Профессиональный подход в действующих организациях заключается в реализации следующих восьми этапов: 25

Создание группы развития организации на конкурсной основе.

Составление набора необходимых функций управления и производства.

Проверка набора функций управления по методике функционально-стоимостного анализа.

Распределение этого набора по четырем группам и его анализ.

Составление функциональной структуры управления.

Сравнение этой структуры с существующей.

Внесение корректив в набор функций.

Внесение корректив в структуру управления организацией.

Формирование функциональной структуры из типовых звеньев дает хорошие результаты для небольших организаций где число функций управления не превышает 200. При увеличении их числа сложность функциональных структур существенно возрастает. Поэтому для организаций со значительно большим числом функций предлагается метод агрегирования в рамках единичной самостоятельной конкретной функции управления. Таким образом, мы подходим к понятию звена единичной самостоятельной конкретной функции управления. На основании соотношения и статуса типового звена звено единичной самостоятельной конкретной функции управления представляет сочетание типовых звеньев, реализующих общие функции управления. Еще раз отметим, что планирование играет ведущую роль среди общих функций управления. 26

Суммируя вышесказанное следует отметить следующее. Итак, система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления. Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления -- механизм управления. Система управления организации рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где наука -- это прагматизм, а искусство -- творчество. При создании новой организации функции служат основой для формирования структуры. При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. В общем виде функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы: производственные функции, функции управления производственными функциями и функции управления управленческой деятельностью.

К функциям управления управленческой деятельностью относятся: стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность. Функции управления управленческой деятельностью выполняют работники, имеющие в распоряжении менеджеров и направляющие их деятельность в соответствии с целями и миссией организации. Образуется следующая иерархия: конкретные функции управления, общие функции управления, типовые процедуры, набор операций. Каждая функция, процедура и операция имеют три главных параметра: трудоемкость, сложность и стоимость. Каждая общая функция управления, составляющая конкретная функция управления, включает набор процедур: подготовку, согласование, принятие, утверждение и организацию выполнения решения. Приоритет процедур, составляющих функции управления, определяет уровень обязательности их исполнения. По критерию типизации целесообразно выделить три набора конкретных функций управления для организаций; базовый, отраслевой и групповой. Базовый набор состоит из функций, выполняемых в любой организации либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций, например, консультационных фирм. Отраслевой набор включает функции, характерные для конкретной отрасли народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др. Групповой набор состоит из функций, определяемых правовой формой организации (ООО, ОДО, ЗАО и др.). К типовому набору могут присоединяться и специфические функции управления. Единичная самостоятельная общая функция управления служит элементом для построения соответствующей единичной самостоятельной конкретной функции управления.

 

Заключение

 

Таким образом, управление -- целенаправленная деятельность руководящего состава, руководителей и специалистов подразделений системы управления, включающая разработку концепции и стратегии политики, принципов и методов управления. Управление заключается в формировании системы; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы.

Наука и практика выработали инструментарии изучения состояния действующей системы управления, построения, обоснования и реализации новой системы -- методы построения системы управления.

Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление -- внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это -- целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие -- прерогатива субъекта управления.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.

Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления в России.

 

Список литературы

 

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2006.

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. N 237, 25.12.1993.

Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2004.

Менеджмент: Учеб. пособ. Автор: Лукашевич В.В. - M.: ИНФРА-М, 2007.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2002.

Михайлов А.А. Административно-юрисдикционная деятельность милиции: теория и практика: Дисс.... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону: Ростовский ЮИ МВД России, 2003.

Основы управления персоналом. Под ред. Б.М.Генкина - М.: Высшая шк., 2006.

Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: Понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. № 2.

Поникаров В.А. Место административно-юрисдикционной деятельности (процесса) в системе государственного управления.// Российский судья. - 2006. - №4.

Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб.: Изд-во Юридического института, 2002.

Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

Управление персоналом в организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - M.: ИНФРА-М, 2007.

Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Методы управления персоналом. - М., 2006.

Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб: Питер, 2005.

 

1 Административное право. Под ред. Попова Л.Л. М. 2002. С.17

2 Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.П. Алехина. М., 2001. С.42

3 Чашина О.Ю. Философия управления персоналом компании в современных условиях.// Управление персоналом. 2006. №18. С.39

4 Административное право России. Учебник под ред. Д.Н. Бахраха. М. 2000. С.37

5 Чашина О.Ю. Философия управления персоналом компании в современных условиях.// Управление персоналом. 2006. №18. С.40

6 Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2004. С.172

7 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2006. С.201

8 Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 274

9 Поникаров В.А. Место административно-юрисдикционной деятельности (процесса) в системе государственного управления.// Российский судья. - 2006. - №4. - С. 40-44

10 Пикулькин А.В. Система государственного управления. М. 1997. С. 35-46.

11 Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб.: Изд-во Юридического института, 2002. С. 18

12 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М. 1998. С. 729.

Информация о работе Управление как целенаправленный процесс