Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:39, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Сложные организации имеют, как правило, не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, реализация которых обеспечивается в результате взаимодействия различных частей организации.
Ключевая, внутренне присущая любой реально действующей организации цель — собственное воспроизводство. Если у организации цель само воспроизводства утрачена или сознательно подавлена, то она может прекратить существование. Организация, у которой нет внутренней ориентации на выживание, может сохраниться только под воздействием достаточно мощных внешних сил. Но в этом случае на воспроизводство потребуется гораздо больше усилий.
Цели большинства организаций предполагают преобразование некоторых ресурсов для достижения результатов. Ресурсы, которые использует организация, можно классифицировать по-разному. Например, в составе ресурсов, используемых организациями, можно выделить: людей (человеческие ресурсы), капитал, материальные ресурсы, технологии, информацию. Ниже мы отдельно рассмотрим роль различных ресурсов в деятельности организации.
Сложные организации, как правило, тесно увязаны с окружающей средой. Организации зависят от окружающего мира потому, что они получают из него ресурсы, потому что именно там находятся потребители их продукции или услуг, потому что они связаны с этим миром тысячами формальных и неформальных связей и отношений.
Под внешней средой организаций принято понимать ту часть окружающего мира, с которой организация активно взаимодействует. В составе внешней среды принято выделять разнокачественные компоненты: экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Все эти факторы постоянно изменяются.
Большое значение имеет то, что, хотя организация зависит от внешней среды очень сильно, среда эта, как правило, находится вне пределов непосредственного влияния менеджеров. С каждым годом руководству современных организаций приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды.
Если хотя бы два человека работают вместе для достижения общей цели, они, скорее всего, будут делить работу между собой и координировать свою деятельность. Разделение всей работы на части обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема труда на многочисленные небольшие специализированные задания и объединение усилий многих работников позволяют организации производить гораздо больше продукции, чем если бы каждый из людей работал автономно.
В сложных организациях
горизонтальное разделение и кооперация
труда проявляются в форме
образования подразделений, выполняющих
специфические функции и
Классический подход к горизонтальному разделению труда производственной компании предполагает выделение подразделений, осуществляющих производственную, маркетинговую и финансовую деятельность. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны успешно выполняться, чтобы фирма добилась поставленных целей.
Подразделения, как и сама организация, частью которой они являются, представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется организацией для достижения общих целей последней. Таким образом, большие сложные организации состоят из нескольких, созданных специально для достижения конкретных целей, взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Все подразделения и неформальные организации, существующие внутри сложной организации, формируют и преследуют собственные цели, которые могут в большей или меньшей степени противоречить общим целям сложной организации. Это одна из важнейших причин сложности и неоднозначности управленческого процесса в организациях.
Горизонтальное
разделение труда приводит к тому,
что каждый работник превращается в
частичного работника. Иными словами,
он производит не готовый продукт, а
только выполняет некоторые операции,
необходимые для получения
Там, где разделение и кооперация отсутствуют, нужды в управлении нет. Чем больше и сложнее организация, тем важнее роль и сложнее процесс управления. Поэтому если в малых организациях выполнение управленческих функций может совмещаться с другими видами деятельности, то в больших управление — это обособленный вид деятельности.
Поскольку работа в организации разделяется на составные части, выполняется за счет совместных усилий многих людей и нуждается в управлении, кто-то должен это управление осуществлять. Если в состав организации входит достаточное количество работников и групп, деятельность которых следует координировать, то и координаторов будет много. А это означает, что в среде координаторов тоже возникает разделение труда и что их деятельность тоже придется координировать. Так, в организации появляются люди, задача которых сводится к координированию многочисленных координаторов-управленцев. Понятно, что работа, которую будут выполнять руководители, координирующая непосредственно исполнителей, будет заметно отличаться от работы их начальников.
Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальным разделением труда, отделяет работу по координированию действий от самих действий и выделяет уровни такого координирования.
Наличие управления
как неотъемлемого элемента деятельности
сложной организации не зависит
от природы организации. Общая структура
и характер процесса управления будут
одинаковы для
Организация как
пространственно-временная
Для различных
организаций характерны различн
Организации - это открытые социально-экономические системы.
Особенности социально-экономических систем:
В организации как системе различают следующие элементы:
Рис. 3.5. Понятие системы
Функциональные области выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления
Рис. 3.6. Функциональные области
Типичными функциональными
областями являются сбыт (маркетинг),
производство, финансы, персонал, НИОКР
(инновации) (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Примеры основных целей функциональных областей организации
Функциональная область | Специфическая цель |
Маркетинг | Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке |
Производство | Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
НИОКР | Поддерживать
конкурентоспособность и |
Финансы | Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал | Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Ограничения и условия функционирования организаций
Ограничения - внешняя среда организаций (среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия).
Условия - внутренняя среда (внутренние переменные) организации (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Организация как система
Общая характеристика внешней среды:
Внутренние
переменные - это ситуационные факторы
внутри организации, которые в основном
являются контролируемыми и регулируемыми.
Существуют различные варианты определения
состава основных внутренних переменных
организации.
Структура и формы организаций
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией.
Она характеризуется распределением целей и задач управления между
подразделением и работниками организации. Структура управления - это
организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо
понимать совокупность управленческих звеньев расположенных в строгой
соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Внутренним выражением
организационной структуры
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и
вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также
отдельные специалисты,
выполняющие соответствующие