Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:39, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления,
занимающих определенную степень в системах управления организацией. Ступени управления находится в вертикальной зависимости и подчиняется друг другу по иерархии. Отсюда возникла пирамидная структура управления организацией:
· Президент;
· Вице-президент;
· Директора служб;
· Начальники цехов;
· Старшие мастера;·
.
Бригадиры.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно- коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация управления.
В состав организации может входить одна фирма или несколько компаний,
объединенных так называемой системой участия.
В связи с
этим появились такие формы
ограниченной ответственностью. Они создаются юридическими лицами и
гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности.
Совместные предприятия создаются на основе вложения капитала
отечественных и иностранных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность.
Акционерное общество - организационная форма объединения средств
организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности.
Холдинговые компании –создаваемые с целью владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом промышленных фирм.
2.
Типы организационных
структур
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную и матричную.
Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1).
Преимущества | Недостатки |
1. Единство
и четкость распорядительства
2. Согласованность действий исполнителей 3. Простота управления 4. Оперативность в принятии решения 5. Четко выраженная ответственность 6. Личная ответственность руководителя |
1. Высокие требования
к руководителю
2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений 3. Затруднительные связи между инстанциями 4. Концентрация власти в управляющей верхушке |
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть
устранены функциональной структурой.
Функциональная организационная структура управления организацией. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в
специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел
маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т. п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по
функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл. 2).
Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в
значительной
мере устраняются линейно-
Преимущества | Недостатки |
1. Высокая
компетентность специалистов, отвечающих
за осуществление конкретных
функций
2. Освобождение
линейных менеджеров от 3. Стандартизация,
формализация и 4. Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций 5. Уменьшение
потребности в специалистах |
1. Чрезмерная
заинтересованность в 2. Трудности
в поддержании постоянных 3. Появление
тенденций чрезмерной 4. Длительная процедура принятия решения 5. Относительно
застывшая организационная |
Линейно-функциональная (штабная) структура управления
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный
руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке
конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.).
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки (таблица 3).
Матричная организационная структура управления.
Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух
видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки (таблица 4).
Преимущества | Недостатки |
1. Более
глубокая подготовка решений
и планов, связанных со специализацией
работников
2. Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 3. Возможность привлечения консультантов и экспертов |
1. Отсутствие
тесных взаимосвязей между 2. Недостаточно
четка ответственность, т. к.
готовящий решение, как 3. Чрезмерно
развитая система |
Преимущества | Недостатки |
1. Возможность
быстро реагировать и 2. Рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности 3. Усиление контроля за отдельными задачами проекта 4. Сокращение
нагрузки на руководителей 5. Повышение
личной ответственности за |
1. Сложная структура
соподчинения, в результате чего
возникают проблемы, связанные с
установлением приоритетов 2. Необходимость
постоянного контроля за « 3. Трудность
приобретения навыков |
3.
Проектирование
Решение о проектировании
организационной структуры
тогда, когда
действующая структура
ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее
полно отражала цели и задачи организации, т. е. Речь идет о том, чтобы вновь
созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать
с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределить и направлять
усилия своих
сотрудников и таким образом
удовлетворять потребности
достигать своих
целей с высокой
Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:
1. Анализ оргструктур;
2. Проектирование;
3. Оценка эффективности.