Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить теоретическую базу понятия «конфликт»: выделить основные типы конфликтов и определить методы их регулирования
Для достижения поставленной цели в работе предполагается достижение следующих задач:
- рассмотреть понятие конфликт
- выделить основные типы и причины конфликтов
- определить возможные методы разрешения конфликтов
- проанализировать характеристику концепций социального конфликта и выявить основные причины возникновения конфликтов
- проанализировать действия сотрудников таможни при возникновении конфликтных ситуаций
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Характеристика конфликтных ситуаций 5
1.1. Понятие конфликта, его сущность 5
1.2. Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки 9
1.3. Стратегии поведения при конфликте 11
1.4. Управление конфликтом 12
1.5. Действия таможенных органов в конфликтной ситуации 17
2. Теоретические аспекты организационных изменений 22
2.1. Понятие организационного изменения 22
2.2. Сопротивление организационным изменениям и его причины 23
2.3. Типичные ошибки при осуществлении перемен 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 30
Непосредственный повод конфликта - это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.
Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможностей их давления на политику властей. Социальная напряженность - это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.
Второй этап анализа - изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают конфликт на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в стадию кризиса.
Кризис - это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений.
Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.
Любой
конфликт диктует определение временного
горизонта и временных
Четвертый этап анализа - прогнозирование конфликта.
Прогноз
- это вероятностное, научно обоснованное
суждение относительно ненаблюдаемого
состояния объекта в
Прогнозирование - это разработка на основе прогностических методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.
В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события?
Пятый этап анализа - разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель - разрешить конфликт в самой его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких, как страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия достаточного общественного признания и т.д.
Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.
Таким
образом, проблема конфликта охватывает
все виды и уровни отношений человека
с объективной
Выделяют следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1)
конфликты, представляющие
2)
конфликты, возникающие как
3)
конфликты, вытекающие из
4) сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
Причинами
являются обычно недостатки в организации
деятельности и управления. Разрешение
такого конфликта приводит к развитию
отношений между людьми и развитию
группы. Последствия такого конфликта
ведут к повышению
Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо.
Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой.
Межличностный конфликт, самый распространенный, возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями.
Руководителю полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.
Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к ним относятся следующие:
-
неадекватная самооценка своих
возможностей и способностей, которая
бывает как завышенной, так и
заниженной. И в том, и в другом
случае она может
-
стремление доминировать во
-
консерватизм мышления, взглядов, убеждений,
нежелание преодолеть
-
излишняя принципиальность и
прямолинейность в
-
определенный набор
При общении с конфликтными людьми формы поведения могут быть самыми разнообразными. Например, в разговоре с «неудобными» оппонентами можно ориентироваться на их личностные особенности.
«Вздорный человек» — часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.
Форма поведения — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.
«Всезнайка» — всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.
Форма поведения — потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.
«Болтун» — часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления.
Форма поведения — с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.
«Неприступный собеседник» — замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, так как все недостойно его внимания
Форма поведения — заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его интересов.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтным взаимодействием.
В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать, как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы "управления" конфликтами.
1.
Четкая формулировка
2.
Использование координирующих
3.
Установление общих целей,
4.
Система поощрения.
Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтным взаимодействием.
Выделяются пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало: его не интересуют мнения и интересы других. При этом он либо игнорирует ту "цену" в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над этим. Принято считать, что, чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия (как например в семье или организации), тем более целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении взаимоотношений. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.