Управление конфликтами и методы успешного осуществления изменений в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – определить теоретическую базу понятия «конфликт»: выделить основные типы конфликтов и определить методы их регулирования
Для достижения поставленной цели в работе предполагается достижение следующих задач:
- рассмотреть понятие конфликт
- выделить основные типы и причины конфликтов
- определить возможные методы разрешения конфликтов
- проанализировать характеристику концепций социального конфликта и выявить основные причины возникновения конфликтов
- проанализировать действия сотрудников таможни при возникновении конфликтных ситуаций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Характеристика конфликтных ситуаций 5
1.1. Понятие конфликта, его сущность 5
1.2. Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки 9
1.3. Стратегии поведения при конфликте 11
1.4. Управление конфликтом 12
1.5. Действия таможенных органов в конфликтной ситуации 17
2. Теоретические аспекты организационных изменений 22
2.1. Понятие организационного изменения 22
2.2. Сопротивление организационным изменениям и его причины 23
2.3. Типичные ошибки при осуществлении перемен 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Управление конфликтами и методы успешного осуществления изменений в таможенном деле.docx

— 75.66 Кб (Скачать документ)

     Непосредственный  повод конфликта - это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие административного  акта, ущемляющего права одной  из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и  т.д.

     Уровень напряженности (или устойчивости) в  отношениях между сторонами в  начальной точке конфликта. Его  можно представить в виде степени  удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможностей их давления на политику властей. Социальная напряженность - это  индикатор конфликта, психологическое  состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

     Второй  этап анализа - изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально  новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события  продвигают конфликт на новую ступень  эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта  составляет определение его перехода в стадию кризиса.

     Кризис - это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений.

     Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные  интервалы.

     Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое  событие должно быть привязано к  сетке интервалов и уровню эскалации.

     Четвертый этап анализа - прогнозирование конфликта.

     Прогноз - это вероятностное, научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.

     Прогнозирование - это разработка на основе прогностических  методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов  и др.

     В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что  будет, если будут иметь место  определенные события?

     Пятый этап анализа - разрешение конфликта. Это  процесс решения проблемы, его  цель - разрешить конфликт в самой  его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания  потребностей и ценностей, о которых  не удается договориться, таких, как  страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия достаточного общественного признания и т.д.

     Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая  зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.

     Таким образом, проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений человека с объективной действительностью. Социальный конфликт представляет собой  процесс, в котором индивид или  группа индивидов стремятся к  достижению собственных целей путем  устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

1.2. Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки

     Выделяют  следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:

     1) конфликты, представляющие собой  реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);

     2) конфликты, возникающие как реакция  на препятствия достижению личных  целей работников в рамках  их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения  деловых заданий, считающихся  "выгодными" или "невыгодными"  недовольство предложенным графиком  отпусков и т.д.);

     3) конфликты, вытекающие из восприятия  поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт в следствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);

     4) сугубо личные конфликты между  работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

     По  направлению конфликты делятся  на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся  в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся  в подчинении один у другого) и  смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).

     По  значению для организации конфликты  делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.

     Причинами являются обычно недостатки в организации  деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта  ведут к повышению эффективности  организации.

     Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо.

     Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой.

     Межличностный конфликт, самый распространенный, возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может  питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями.

1.3. Стратегии поведения при конфликте

     Руководителю  полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.

     Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к ним относятся следующие:

     - неадекватная самооценка своих  возможностей и способностей, которая  бывает как завышенной, так и  заниженной. И в том, и в другом  случае она может противоречить  адекватной оценке окружающих  — и почва для возникновения  конфликта готова;

     - стремление доминировать во что  бы то ни стало там, где  это возможно и невозможно;

     - консерватизм мышления, взглядов, убеждений,  нежелание преодолеть устаревшие  традиции;

     - излишняя принципиальность и  прямолинейность в высказываниях  и суждениях, чрезмерное стремление  сказать правду в глаза;

     - определенный набор эмоциональных  качеств личности: тревожность, агрессивность,  упрямство, раздражительность.

     При общении с конфликтными людьми формы  поведения могут быть самыми разнообразными. Например, в разговоре с «неудобными» оппонентами можно ориентироваться на их личностные особенности.

     «Вздорный человек» — часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.

     Форма поведения — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.

     «Всезнайка» — всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.

     Форма поведения — потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.

     «Болтун» — часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления.

     Форма поведения — с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.

     «Неприступный собеседник» — замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, так как все недостойно его внимания

     Форма поведения — заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его интересов.

1.4. Управление конфликтом

     При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

     Различают структурные (организационные) и межличностные  способы управления конфликтным  взаимодействием.

     В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать, как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы "управления" конфликтами.

     1. Четкая формулировка требования. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.

     2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа  единоначалия облегчает управление  большими группами "конфликтных  ситуаций", так как подчиненный  знает, чьи распоряжения он  должен выполнять. Если у работников  есть разногласия по какому-либо  производственному вопросу, они  могут обратиться к "третейскому  судье" - их общему начальнику. В некоторых сложных организациях  создаются специальные интеграционные  службы, задачей которых служит  увязка целей различных подразделений.  В этом случае именно такая  служба будет наиболее подвержена  конфликтам.

     3. Установление общих целей, формирование  общих ценностей. Этому способствует  информированность всех работников  о политике, стратегии и перспективах  организации, а также их осведомленность  о состоянии дел в различных  подразделениях. Очень эффективным  оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в условиях конфликта, превращая их в функциональные.

     4. Система поощрения. Установление  таких критериев эффективности  работы, которые исключают столкновение  интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.

     Работа  с конфликтами, конечно, не исчерпывается  перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтным взаимодействием.

     Выделяются  пять основных стратегий поведения  в конфликтных ситуациях.

     Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить  принять свою точку зрения во что бы то ни стало: его не интересуют мнения и интересы других. При этом он либо игнорирует ту "цену" в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над этим. Принято считать, что, чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия (как например в семье или организации), тем более целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении взаимоотношений. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.

Информация о работе Управление конфликтами и методы успешного осуществления изменений в таможенном деле