Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:05, курсовая работа
Менеджмент – это научно-практическая и учебная дисциплина, посвященная проблемам управления в организации (на предприятии), на государственном, муниципальном и международном уровне.Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Стиль руководства в управлении — это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Введение
1. Управление конфликтами, стрессами и изменениями
1.1. Природа конфликта в организации
1.2. Причины конфликта
1.3. Управление конфликтной ситуацией
1.4. Что такое стресс и его причины
1.5. Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
1.6. Структура изменений
1.7. Управление изменениями
Резюме
2. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям
2.1. Стиль руководства
2.2. Роль руководства организации
2.3. Основная цель деятельности руководителя
2.4. Адаптивное руководство. Заключительные замечания
Список использованной литературы
Структурные изменения - часть организационного процесса - относятся к изменениям в системе распределения полномочий и ответственности, в координационных и интеграционных механизмах, делении на отделы, управленческой иерархии, комитетах и степени централизации. Структурные изменения - одна из самых распространенных и видимых форм изменений в организации. Они - реальная необходимость, когда происходят значительные изменения в целях или стратегии. Когда большая организация открывает новое направление деятельности, она создает подразделение с основной ответственностью за эту деятельность, и проводит интеграцию руководства этого направления с руководством всей остальной организации.
Структурные изменения имеют очевидное влияние на человеческую компоненту, поскольку в организацию могут влиться новые люди, и изменится система подчиненности. (Страх, что структурные изменения подорвут сложившиеся социальные и властные отношения, часто служит причиной сопротивления таким переменам). Менее очевидным является воздействие на технологию, которая косвенно связана с новой структурой. Например, должна меняться информационная управляющая система, чтобы поставлять информацию, необходимую как новому подразделению, так и системе контроля за его деятельностью.
Изменения в тесно связанных переменных - технологии и задачах - относятся к изменениям процесса и графика выполнения задач, внедрению нового оборудования или методов, изменениям нормативов и самого характера работы. Как и структурные изменения, изменения технологические часто разрушают социальные стереотипы, обычно вызывая пересмотр планов, - изменение в технологии может потребовать модификации структуры и рабочей силы. Введение новых методов контроля за качеством и товарно-материальными запасами потребует большого количества изменений в задачах организации. Изменения в людях подразумевают модификацию возможностей, установок или поведения персонала организации. Это может охватывать техническую подготовку, подготовку к межличностному или групповое общению, мотивацию, лидерство, оценку качества выполнения работы, повышение квалификации руководящего состава, формирование групп, внедрение программ по повышению удовлетворенности работой и состояния духа, повышению качества трудовой жизни. Изменения в людях, поскольку они часто вызывают страх из-за неудовлетворения потребностей, особенно трудно сделать эффективными.
Чтобы успешно провести изменения в самих людях, их надо скоординировать с другими изменениями. Вот красноречивый пример: руководитель направлен на семинар по методам разработки политики фирмы, и от него ждут принятия дополнительной ответственности. Если этого на практике не происходит, деньги, потраченные на подготовку, окажутся потраченными зря, и руководитель, возможно, будет чувствовать обиду. Более тонкий вопрос - необходимость в последовательности и поддержке, когда осуществляются изменения в людях.
Из-за сложностей, вызываемых состоянием некоторых переменных, обусловивших введение новшеств и подвергшихся изменению, взаимозависимостей этих переменных и реакций на новшества, эффективное управление изменениями является одной из самых трудных, но и престижных задач для управляющих. Можно выделить основные этапы в концепциях управления организационными изменениями, начиная с первых шагов осуществления перемен.
ЭТАП
1. ДАВЛЕНИЕ И ПОБУЖДЕНИЕ. Первый шаг
состоит в том, что руководство
должно осознать необходимость изменений.
Высшее руководство или другие руководители,
имеющие полномочия принимать и исполнять
решения, должны хорошо чувствовать необходимость
перемен и готовиться к их проведению.
Это давление может быть оказано внешними
факторами, такими как возросшая конкуренция,
изменения в экономике, или появление
новых законодательных актов. Ощущение
необходимости перемен может происходить
от изменений внутренних факторов, таких
как снижение производительности, чрезмерно
возросшие затраты, большая текучесть
кадров, дисфункциональный конфликт и
большое количество жалоб работников.
ЭТАП 2. ПОСРЕДНИЧЕСТВО И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ
ВНИМАНИЯ. Хотя руководство и может почувствовать
необходимость перемен, оно может не суметь
сделать точный анализ проблем и провести
изменения должным образом. Вполне вероятно,
что высшее руководство под сильным давлением
может иметь тенденцию осмысливать свои
проблемы, перекладывая за них ответственность
на кого-то другого. Возможно, возникнет
необходимость в посреднических услугах
внешнего консультанта, способного объективно
оценить ситуацию. Или можно привлечь
в качестве посредников своих сотрудников,
но при условии, что они могут считаться
беспристрастными и выразить мнение, которое
вряд ли обрадует высшее руководство.
В любом случае, чтобы это посредничество
было эффективным, оно должно вылиться
в изменение ориентации. Ответственные
руководители должны осознать необходимость
перемен и истинные причины возникновения
этой необходимости.
ЭТАП 3. ДИАГНОСТИКА И ОСОЗНАНИЕ.
На этом этапе руководство собирает
соответствующую информацию, определяет
истинные причины возникновения проблем,
которые требуют изменения существующего
положения. Если руководство пытается
выявить проблему до того, как получит
информацию от более низких уровней иерархии,
оно рискует построить свои решения на
неадекватной или неправильной информации.
ЭТАП 4. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. После того, как признано
существование проблемы, руководство
ищет способ исправления ситуации. В большинстве
случаев руководство также должно заручиться
согласием на проведение нового курса
тех, кто отвечает за его выполнение.
ЭТАП 5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ВЫЯВЛЕНИЕ.
Организация редко берет на себя
риск проводить крупные изменения
одним махом. Она скорее начнет проводить
испытания планируемых
ЭТАП 6. ПОДКРЕПЛЕНИЕ И СОГЛАСИЕ. На последнем
этапе необходимо мотивировать людей,
чтобы они приняли эти изменения. Этого
можно достигнуть, убеждая подчиненных,
что изменение выгодно как организации,
так и им лично. Когда каждый человек
получает стимул для того, чтобы изменения
прошли успешно, можно ожидать, что большая
часть людей на всех уровнях примет методы,
с помощью которых осуществляются эти
изменения.
Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами, между индивидуумами и группами и между группами
Потенциальные причины конфликта - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятии и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если эти ситуации связаны с минимальными личными потерями или угрозами.
Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений.
К
потенциальным отрицательным
Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давления с целью навязать свою точку зрения. Компромисс, уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем, стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразия мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновением этих взглядов для того, чтобы найти решение, приемлемое для обеих сторон.
Чрезмерный стресс может быть вызван слишком большим или слишком маленьким объемом работы, конфликтом ролей, неопределенностью ролен, скукой, физическими факторами и различными событиями личного характера.
Перемены оказывают воздействие на все организации и все уровни управления, но те организации, которые действуют в неустойчивой внешней среде, подвержены этому влиянию больше, чем другие. Перемены могут происходить в любом из внутренних факторов, как и затрагивать любой из них. Поскольку все переменные факторы взаимосвязаны, руководство должно при рассмотрении перемен в каком-либо одном из них учитывать все воздействия на другие факторы.
Шаги, которые следует предпринять, чтобы сделать эффективными организационные перемены, - давление и стимулирование, вмешательство и переориентация, диагноз и признание, изобретательность и обязательное участие, экспериментирование и научный поиск, а также поддержка и принятие чужого мнения.
Часто рекомендуется участие всех работников в процессе перемен, но в некоторых ситуациях, связанных с переменами, оно может оказаться нежелательным. Временами односторонние действия могут оказаться предпочтительными по сравнению с методами разделения власти и делегирования полномочий.
Сопротивление переменам должно быть в конце концов преодолено. Основными причинами сопротивления переменам являются чувства, что они приведут к личным потерям, неопределенным результатам, и уверенность в том, что предполагаемые перемены неправильны и нежелательны.
Организационное
развитие представляет собой долгосрочную
работу по совершенствованию способности
организации обновить себя, по решению
проблем и реагированию на перемены. При
этом особо выделяется более эффективное
управление культурой организации, особенно
в формальных рабочих группах, применение
методики науки о поведении и привлечение
агента изменений. Меры ОР представляют
деятельность, направленную на улучшение
функционирования организации. Они включают
диагностические меры, обратную связь,
образование и повышение квалификации,
структурные перемены, консультации по
организационным процессам, формирование
групп и межгрупповую деятельность.
Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром — как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление — это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства.
Стиль руководства в управлении — это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Три типа стилей.
Авторитарный (диктаторский), для которого характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя — вне группы или выше ее. Дела в коллективе (группе) планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос — решающий, при этом подчиненные знают лишь непосредственные, ближние цели, дальние — неизвестны.
Демократический. Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений, поэтому для него типичны товарищеский тон, уважительное и внимательное отношение к коллегам, при этом позиция руководителя — внутри группы и коллектива. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание — с советами. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные.
Попустительский. Руководитель с доминированием этого стиля не проявляет склонности к похвале и порицаниям, для него типичны полная устраненность от дел коллектива и отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, при этом сам руководитель в ее составе. Дела в группе идут сами по себе, т.к. руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.
Наряду с понятием «стиль руководства» существует представление о стиле управления, соотношения между которыми достаточно неопределенны и сложны, т.к. не удается полностью и непротиворечивым образом развести эти два вида профессиональной деятельности. Как же соотносятся между собой стиль руководства и стиль управления? Понятие стиля руководства является более широким, т.к. охватывает сферу межличностных отношений, носящих и официальный, и неофициальный характер, в то время как стиль управления связан непосредственно с решением конкретных управленческих задач. В литературе по теории и практике управления коллективом представлен широкий спектр стилей управления, которые совпадают, по существу, со стилями руководства.
Авторитарный стиль, для которого характерно единоначалие менеджера в решении как больших, так и малых задач, стоящих перед коллективом. В организации, где доминирует авторитарный стиль управления, все ждут, что решит их менеджер. Такой стиль предполагает, что инициатива и последнее слово, как правило, остаются за главой коллектива, как и все наиболее значимые указания и распоряжения. Однако у авторитарного стиля имеются, как и у любого другого, не только минусы, но и плюсы. Способность менеджера взять на себя персональную ответственность, особенно в критической ситуации, — это, несомненно, его достоинство, но авторитарный стиль подавляет инициативу и творческие начинания, которые идут снизу, в чем заключается его главный недостаток.