Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа
Исследования в области конфликтов проводятся уже многие столетия, что касается менеджеров, то они являются скорее потребителями и учениками готовых достижений психологов, нежели созидателями. Отсюда можно сделать ложный вывод о том, что менеджеру следует успокоиться в этом вопросе, прочитав пару статей в журналах для общего ознакомления или выучив книжную формулировку категории «конфликт»; напротив, на менеджера возложена более ответственная задача: необходима не книжная теоретизация на почве «великих идей», а реальные меры, принимаемые для эффективного решения вопроса «на местах».
Введение……………………………………………………………..……… 3
1.1. Природа возникновения конфликта………………………………... 5
1. Сущность конфликта, его понятие……………………………… 5
2. Типы конфликтов………………………………………………… 9
3. Причины конфликтов……………………………………………. 15
4. Модель процесса конфликта………………………………………19
1.2 Управление конфликтом……………………………………………... 23
1. Структурные методы разрешения конфликта………………… 23
2. Межличностные стили разрешения конфликтов……………… 25
3. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации………………………………………………. 27
2. Анализ деятельности организации………………………………………..36
2.1 Исторические сведения об организации…………………………36
2.2. Основные направления деятельности организации…………….38
2.3. Организационная структура предприятия……………………… 40
2.4. Основные показатели деятельности организации……………… 43
2.4.1. Номенклатура изделий, выпуск продукции…………… 43
2.4.2. Анализ финансовых результатов…………………………48
2.5. Основные факторы внешней среды………………………………51
2.5.1.Поставщики……………………………………………… 51
2.5.2.Потребители……………………………………………… 52
2.5.3.Предприятия-конкуренты…………………………………53
2.6. Управление конфликтами на исследуемом предприятии………55
2.7.Направления по совершенствованию деятельности организации…….58
Заключение……………………………………………………………………63
Список использованной литературы…………………………
Несмотря на масштаб предприятия и его значение, по поводу необходимости и оправданности такой бюрократизации структуры управления можно поспорить: содержание управленческого аппарата составляет крупнейшие статьи затрат завода- при пересмотре структуры управления, высвободившиеся активы можно направить на развитие производства; кроме того, по той же причине скорость обмена информацией между низшим и высшим структурными звеньями предприятия низка, а передаваемая информация подвержена искажению; оперативное управление затрудненно.
2.4. Основные показатели деятельности организации
2.4.1. Номенклатура изделий, выпуск продукции.
Машиностроительный завод «Штамп» имени Б. Л. Банникова – государственное унитарное предприятие.
На сегодняшний день находится в сложном финансово-экономическом положении. На предприятии происходит постоянное сокращение численности работников (в основном это увольнения по собственному желанию работников), производственный план не выполняется, продолжается снижаться производительность труда, и как следствие этого сокращение объемов производства. В результате этого завод вынужден был войти в режим жесточайшей экономии. Производство практически останавливается. Более половины работников завода отправляются в вынужденные отпуска. Начались массовые задержки выплаты зарплаты. Ситуация на заводе крайне обострена.
По многим показателям условия труда неудовлетворительны, основные средства и производственно-хозяйственный инвентарь сильно устарели (физически и тем более, морально).
Номенклатура производимой продукции постоянно сокращается по причине несоответствия производимой продукции современным мировым стандартам (огнетушители) или же по причине потери актуальности, например, самовары, к сожалению, уже не пользуются массовым спросом (вряд ли кто-то будет спорить о том, что импортный электрочайник более удобен во всех отношениях), их приобретают в основном туристы в качестве сувенира.
Ассортимента выпускаемой продукции следующий: самовары, огнетушители, полотенцесушители и комплекты деталей к газовому баллону.
Рассмотрим динамику выпуска важнейших видов продукции. Она отражена в таблице 1 и рисунке 1.
Рис. 1.Динамика выпуска важнейших видов продукции.
Наименование продукции | Ед. изм | Отчет | Январь | Февраль | Март | 1 квартал | Апрель | ||||
1999г. | 2000г. | 2001г. | |||||||||
1.Огнетушители | |||||||||||
-ОП-5(г) | Шт. |
|
| 197054 | 11000 | 18200 | 1138 | 30338 | 13600 | ||
-ОП-10(г) | Шт. | 10590 | 13437 | 16170 | 1250 | 1100 | 8 | 2358 | 1500 | ||
-ОП-1(з) | Шт. | 1233 | 496 |
|
|
|
|
|
| ||
-ОП-2(з) | Шт. | 3850 | 2202 | 2312 |
| 504 | 1000 | 1504 |
| ||
2. Самовары | |||||||||||
-3-х литровый белый | Шт. | 1512 | 1116 | 2131 | 84 | 310 | 115 | 509 |
| ||
-СК-4,5 белый | Шт. | 567 | 209 | 381 | 51 | 1 | 62 | 114 | 77 | ||
-СК-4,5 коллекционный | Шт. | 52 | 50 | 58 | 5 | 5 | 5 | 15 | 2 | ||
3. Полотенцесушители |
| ||||||||||
-М-образный | Шт. |
| 16750 | 18150 | 1345 | 1909 | 2000 | 5254 | 1260 | ||
-П-образный | Шт. |
| 3661 | 2564 |
| 560 |
| 560 | 340 | ||
4. Рычаги | |||||||||||
1.Рычаг тормоза | Шт. | 1272 | 4685 | 5310 | 85 |
|
| 85 | 400 | ||
2.Рычаг растормаживания | Шт. |
| 326 | 2475 | 300 | 250 | 60 | 610 | 230 | ||
5.Комплект деталей к газовому баллону (экспорт) | |||||||||||
| Шт. | 29690 |
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1 Динамика выпуска важнейших видов продукции.
Из данных таблицы и диаграммы следует, что преобладающее место в структуре выпуска продукции занимают огнетушители. Это основной вид продукции, которую производит завод «Штамп». Наблюдается тенденция увеличения их производства в 13,4 раза по сравнению с прошлым годом, т.е темп прироста составил 13,4%, а темп роста – 12,4%. На втором месте по объему выпуска стоят полотенцесушители, но объем их производства в 10,5 раза ниже, нежели огнетушителей; и за этот год он увеличился лишь на 1%.
Производство рычагов выросло, но на фоне общей картины это практически незаметно, объем выпуска самоваров увеличился незначительно.
Рассмотрим динамику выпуска отдельного вида продукции на примере огнетушителей (рисунок 2).
Рисунок 2 Динамика выпуска огнетушителей.
Из данной диаграммы видно, что в целом в динамике выпуска огнетушителей наблюдается положительная тенденция: темп роста продукции увеличился на 199401 единицу по сравнению с прошедшим годом, а темп прироста составил 13,4%. Это произошло в основном за счет выпуска нового вида огнетушителя ОП-5(г) в объеме 197054 штук. Также возрос темп роста огнетушителей моделей ОП-10(г) на 2733 единицы, а темп прироста составил 1,2%. Несмотря на то, что темп прироста ОП-2(з) равен 1,5%, объем их производства возрос лишь на 111 единиц.
Из динамики выпуска важнейших видов продукции видно, что предприятие находится в кризисном состоянии, так как масштабы завода несоизмеримы с ассортиментом и объемом выпускаемой продукции: всего четыре наименования, однако проблема не только в отсутствии широкого ассортимента: даже то, что продолжает выпускаться не соответствует запросам современного потребителя ни в отношении качества, ни в отношении функциональных характеристик.
2.4.2. Анализ финансовых результатов.
Несмотря на кризисное состояние завода, в последние годы наблюдаются некоторые сдвиги в положительном, с экономической точки зрения, направлении, однако, тенденций выхода из «темного леса» не наблюдается. Проведем анализ финансовых результатов по основным показателям.
Таблица 2
Динамика производства и финансовых результатов
№ п/п | Параметры | Ед. изм. | 2000 | 2001 | 2002 | |||
Сумма | Проц. | Сумма | Проц. | Сумма | Проц. | |||
1. | Объем ТП в дейся. ценах без НДС | Тыс.руб. | 89251 | 54,3 | 127164,4 | 606 | 133658,8 | 59,2 |
| С НДС | Тыс.руб. | 97036 | 54,9 | 138478 | 61,9 | 158527,8 | 59,2 |
| Темп роста объема пр-ва к соответствующему периоду прошлого года | % |
| 136,2 |
| 112,9 |
| 102,7 |
1.1 | Спец. продукция отрасли | Тыс.руб. | 22831 | 116,4 | 30305,5 | 124,7 | 28084,8 | 119,3 |
| Удельный вес в общем объеме | % |
| 25,6 |
| 23,8 |
| 21,0 |
1.2 | Гражданская продукция | Тыс.руб. | 48379 | 50,6 | 83272,9 | 52,1 | 89983,8 | 54,6 |
| Удельный вес в общем объеме | % |
| 54,2 |
| 65,5 |
| 67,3 |
1.3 | Товары народного потребления | Тыс.руб. | 18041 | 36,8 | 13586 | 52,2 | 15590,2 | 41,6 |
| Удельный вес в общем объеме | % |
| 20,2 |
| 10,7 |
| 11,7 |
2. | Реализация готовой продукции | Тыс.руб. | 84818,9 |
| 107542,4 |
| 107289,9 |
|
3. | Балансовая прибыль (- убыток) | Тыс.руб. | -42372 |
| -31950 |
| -45430,5 |
|
Из таблицы 2 видно, что объем производимой товарной продукции за данный период увеличился и составил 158527,8 тыс. руб., что в свою очередь составляет 59,2%. Другими словами темп роста производства к прошлому году равен 102,7%, а темп прироста – 114,5%. Это происходит в связи с сокращением производства специальной продукции, а, следовательно, ее удельный вес в общем объеме товарной продукции уменьшился и составил 21,0%. В свою очередь выпуск гражданской продукции увеличился, а удельный вес составил 67,3%.Также выросло производство товаров народного потребления, удельный вес которых составил 11,7% в общем объеме производства продукции. Но, несмотря на это показатели реализации готовой продукции снизились по сравнению с прошлым годом, и темп прироста составил лишь 1%.В связи с этим предприятие находится в кризисном финансово-экономическом состоянии: его балансовая прибыль составляет -45430,5 тыс. руб., и, к сожалению, этот показатель растет.
Изобразим имеющиеся сведения о деятельности предприятия графически:
Рисунок 3 Динамика выпуска товарной продукции.
В последнее время происходит рост темпов производства товарной продукции, который составил 158527,8 тыс.руб. Но что касается темпов роста объема производства к соответствующему периоду прошлого года, то здесь наблюдается тенденция его снижения: если в 2000 году он был равен 136,2 %, то в 2002 году – только 102,7%.
Рисунок 4 Динамика реализации готовой продукции.
Диаграмма изображенная на рис. 4 свидетельствует о том, что увеличение объема производства продукции в 2002 году нецелесообразно, так как объем реализации снизился.
Увеличение объема реализации в 2001 году, к сожалению, не стало тенденцией и прогнозы предприятия на увеличение объемов реализации в 2002 году не сбылись, а предприятие усугубило свое и без того несладкое положение появлением излишка продукции. Это свидетельствует о том, что предприятию следует срочно пересмотреть номенклатуру выпускаемой продукции, в противном случае речи о выходе завода из кризисного состояния и об улучшении его финансового состояния быть не может. Более того, в последующие годы ситуация будет обостряться, так как с каждым годом мировые стандарты, предъявляемые к выпускаемой продукции, а также запросы потребителя усложняются и ужесточаются.
2.5. Основные факторы внешней среды.
2.5.1.Поставщики.
Машиностроительный завод «Штамп» имени Б. Л. Банникова является одним из крупнейших производственных предприятий г. Тулы и Тульской области. Учитывая характер его производственной деятельности, можно говорить о широте и размере коммерческой и производственно-экономической деятельности завода.
Среди числа основных поставщиков завода «Штамп» можно выделить следующих: «Итрако» Москва, «МДО Тирус» Москва, «ХТМ» Кимовск, «Промтех-трейд» Тула, «Металлсервис» Москва, «Дебора» Тула, «Тулатехобеспечение» Тула, «Инконт» Тула, «Сфера» Москва, «Туламеталлоптторг» Тула, «Стройпромарсенал» Тула, «Прима-сервис» Москва, «Евро-декор» Москва, «Тула-метис» Тула, «Кодекс» Тула, «Малт» Тула, «Форсаж» Тула, «Полимерконтейнер» Новомосковск, «Нелта» Москва, «Микропровод» Подольск, «Кредо-гарант» Москва, «ГЕО» Кимовск, «Штамп-сервис» Алексин, «Карелон» Москва, «Тульский комбайный завод» Тула, ФГУП по МТС Московской ж/д Москва, «Туларегионгаз» Тула и т.д.
Из списка вышеперечисленных поставщиков машиностроительного завода «Штамп» четко видно, что основные поставщики предприятия располагаются в близлежащих областях и районах: Москва, Тула, Кимовск, Новомосковск, Подольск и т.д. С экономической точки зрения такое расположение поставщиков по территориальной удаленности очень выгодно для предприятия. Оно способствует экономии денежных средств и сокращению расходов завода. Учитывая сегодняшнее финансовое состояние предприятия, можно сказать, что это способствует сокращению задолженности предприятия и погашению его убытков.
2.5.2.Потребители.
Выпускаемый ассортимент готовой продукции машиностроительного завода «Штамп» не велик. Это в основном гражданская продукция и товары народного потребления: огнетушители, самовары и полотенцесушители. Учитывая специфику производимой продукции можно сказать, что в основном ее потребителем является население.
Среди числа основных потребителей продукции завода «Штамп» можно выделить как крупные организации, так и частные фирмы: Тульский военно-инженерный институт, Тула; УВД Тульской обл. управления ГИБДД, Тула; Моисеев А.В. Тула, Леонов З.Д. Тула, Майоров Д.Ю. Тула, Савилов П.В. Тула, ООО «Штамп-сервис» Алексин, ЗАО «Техно-гранум» Тула, ООО «Мистер Айс» Москва, ООО «Аритен» Тула, ООО «Сакс» Москва, ООО «Интертехнолог» С-Петербург, ОАО «Лесстропродторг» Краснодар, «Курганмашзавод» Курган, ОО «Энергокомплекс» Орел, «Круг» Самара, ООО «Арсенал» Тула, ООО «Эквадор» Тула, ООО «Регионснаб» Воскресенск, НИИ «Геодезия» Красноармейск, Профессиональный лицей №25 Тула и т.д.
Из списка вышеперечисленных потребителей машиностроительного завода «Штамп» четко видно, что основные потребители предприятия располагаются не только в близлежащих областях и районах, но и в удаленных: Москва, Тула, Алексин, С-Петербург, Краснодар, Курган, Орел, Воскресенск, Красноармейск и т.д. С экономической точки зрения такое расположение потребителей по территориальной удаленности очень выгодно для предприятия. Оно способствует накоплению денежных средств, росту балансовой прибыли и сокращению задолженностей завода. Учитывая сегодняшнее финансовое состояние предприятия, можно сказать, что это благоприятно сказывается на сокращении задолженностей предприятия и погашении его убытков. Не последнее роль в этом играет репутация машиностроительного завода «Штамп», которая способствует привлечению новых потребителей и заказчиков (см. приложение).