Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа
Исследования в области конфликтов проводятся уже многие столетия, что касается менеджеров, то они являются скорее потребителями и учениками готовых достижений психологов, нежели созидателями. Отсюда можно сделать ложный вывод о том, что менеджеру следует успокоиться в этом вопросе, прочитав пару статей в журналах для общего ознакомления или выучив книжную формулировку категории «конфликт»; напротив, на менеджера возложена более ответственная задача: необходима не книжная теоретизация на почве «великих идей», а реальные меры, принимаемые для эффективного решения вопроса «на местах».
Введение……………………………………………………………..……… 3
1.1. Природа возникновения конфликта………………………………... 5
1. Сущность конфликта, его понятие……………………………… 5
2. Типы конфликтов………………………………………………… 9
3. Причины конфликтов……………………………………………. 15
4. Модель процесса конфликта………………………………………19
1.2 Управление конфликтом……………………………………………... 23
1. Структурные методы разрешения конфликта………………… 23
2. Межличностные стили разрешения конфликтов……………… 25
3. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации………………………………………………. 27
2. Анализ деятельности организации………………………………………..36
2.1 Исторические сведения об организации…………………………36
2.2. Основные направления деятельности организации…………….38
2.3. Организационная структура предприятия……………………… 40
2.4. Основные показатели деятельности организации……………… 43
2.4.1. Номенклатура изделий, выпуск продукции…………… 43
2.4.2. Анализ финансовых результатов…………………………48
2.5. Основные факторы внешней среды………………………………51
2.5.1.Поставщики……………………………………………… 51
2.5.2.Потребители……………………………………………… 52
2.5.3.Предприятия-конкуренты…………………………………53
2.6. Управление конфликтами на исследуемом предприятии………55
2.7.Направления по совершенствованию деятельности организации…….58
Заключение……………………………………………………………………63
Список использованной литературы…………………………
2.5.3.Предприятия-конкуренты.
Машиностроительного завода «Штамп» имени Б. Л. Банникова является одним из крупнейших предприятий Тулы и Тульской области. Его продукция известна, и, несмотря на неблагоприятные тенденции в последние годы, пользуется спросом во многих городах России. Но в РФ существует не мало заводов с такой же специализацией. И как следствие этого они являются конкурентами за одни и те же рынки сбыта на территории всей страны, а также за ее приделами.
Основными конкурентами машиностроительного завода «Штамп» являются следующие предприятия и организации: ОАО «Пожтехника», г. Торжок; завод «Трансмаш», г. Белев; АООТ «Ливинский машзавод», г. Ливны; ООО ЗПО «Щит» ВДПО, г. Тольятти; ООО «Интертехнолог», г. С-Петербург; ГУП ГНПП «Сплав», г. Тула; ООО «Брандмейстер», г. Курск и т.д.
Для более достоверного представления о конкурентоспособности завода «Штамп» с аналогичными предприятиями рассмотрим сравнительный анализ цены предприятий конкурентов в таблице 3.
Таблица 3 Анализ цены предприятий конкурентов.
Продукция | Завод «Штамп», г. Тула | ОАО «Пожтехника», г. Торжок | |||||
Цена, т.р. | Оптовая | Оптовая | Розничная | Оптовая | Оптовая | Розничная | |
ОП-4(г) | 320 | 336 | 348 | Скидка 8-12% | Скидка 3-5% | 264 | |
ОП-8(Г) | 530 | 530 | 545 | 360 | |||
ОУ-4 | 627 | 672 | 707 | 539 |
По данным приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что цены продукции завода «Штамп» выше цен аналогичной продукции завода-конкурента ОАО «Пожтехника». Они выше не только по оптовым показателям, но и по розничным. Все это говорит о том, что продукция завода «Штамп» не конкурентоспособна (хотя бы лишь по ценовым показателям). Причиной этого являются завышенные цены и отсутствие каких-либо скидок на продукцию. Поэтому потребителю выгоднее купить нужную продукцию у конкурента, нежели у «Штампа», что отрицательно скажется на финансовых результатах завода.
2.6 Управление конфликтами на исследуемом предприятии.
Известный факт, что решение одной проблемы часто само собой ведет к решению с ней сопряженных проблем, аналогично происходит, когда эта проблема возникает и остается долгое время нерешенной - возникает ряд других проблем. Многие трудные проблемы машиностроительного завода «Штамп» имени Б. Л. Банникова имеют такое происхождение. Они не могут решиться, так как тянут за собой необходимость решения ряда других.
Конфликты внутри предприятия практически не имеют места быть, несмотря на то, что предприятие имеет огромную задолженность по заработной плате перед персоналом, условия труда не удовлетворительны, а никаких мер по разрешению ситуации не проводится. Дело в том, что работники практически смирились с такими условиями своего места работы, и понимают бесполезность своих протестов. Те, кто не желает мириться с таким положением дел - не тратят зря сил, нервов и денег на успокоительное средство, а просто начинают искать новое место работы.
Разберемся по - порядку: один из возможных конфликтов происходит между работниками завода и руководством, иначе говоря, это конфликт между личностью и группой.
Хронологическая структура конфликта такова:
1. Неудовлетворенность работников условиями труда и оплатой труда.
2. Руководство мер по его решению не предпринимает (со стороны руководства происходит уклонение и игнорирование претензий подчиненных).
3. Подчиненные вынуждены смирится с тем, что их требования неудовлетворенны.
В результате возникают дисфункциональные последствия конфликта.
Их проявление заключается в следующем:
1. неудовлетворенность работников;
2. высокая текучесть кадров на заводе;
3. снижение производительности труда,
4. нежелание работников принимать творческого участия в деятельности предприятия, вносить свой собственный вклад;
5. незаинтересованность кадров в контактах и сотрудничестве с управленческими структурами.
Кроме того, сложная структура управления приводит к тому, что движение информации внутри предприятия затруднено, поэтому возникают неудовлетворительные коммуникации между работниками и высшим руководством организации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта, действует как катализатор конфликта и мешают отдельным работникам или группам понять ситуацию с точки зрения других. Следствием являются неоднозначность критериев и показателей качества продукции, неспособность однозначно определить должностные обязанности и функции всех работников, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Таким образом, прямым результатом внутренних конфликтов, и в особенности конфликтов возникающих между работниками и руководством «Штампа», является снижение производительности труда, снижение качества продукции. В результате неразрешенность внутренней проблемы перерастает во внешнюю, и происходит уже внешний конфликт- конфликт с потребителями продукции. Статистические данные показывают, что в последние годы качество производимой продукции столь низко, что лишь два из десяти произведенных на «Штампе» огнетушителя являются пригодными для использования.
В отличие от работников, потребители продукции после того, как предъявят претензии по качеству продукции, вряд ли будут обсуждать эту проблему с представителями завода и выдавать свои рекомендации по разрешению проблемы.
Скорее всего, просто они будут использовать продукцию других производителей. Возможно это еще одна причина, по которой спрос на продукцию с каждым годом падает.
В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций.
2.7 Направления по совершенствованию деятельности организации.
Машиностроительный завод «Штамп» имени Б. Л. Банникова в настоящее время находится в сложном финансово – экономическом положении, которое порождает целый букет прямо или косвенно связанных с этим проблем. В результате создается не благоприятная для предприятия ситуация во всех отношениях: начиная, мягко говоря, недовольством со стороны работников предприятия, и заканчивая нежеланием государства «топить в этой яме» финансовые потоки – государство не желает финансировать предприятие поскольку его деятельность нерентабельна, а предприятие не может рентабельно функционировать поскольку государство не желает его финансировать.
В режиме жесточайших законов рыночной экономики предприятие не способно выжить или хотя бы покрывать свои расходы, его деятельность убыточна.
Ухудшение состояния «Штампа» началось с распада СССР, по этой причине были подорваны связи завода с республиками СССР, а с некоторыми и вовсе потерянны. Это связанно с тем, что теперешние страны СНГ посчитали более перспективным развивать новые связи и налаживать собственное производство.
Кроме того, существенным переломным моментом стал переход нашей страны к рыночной экономике: трансформационные процессы разрушили такие советские «обычаи», как повсеместный государственный монополизм, дефицит, отсутствие ассортимента на отечественном рынке, отсутствие заменителей продукции на рынке и ряд других характерных особенностей государственной экономики, которые позволяли оставаться многим предприятиям, что называется «на плаву», несмотря ни на какие препятствия. Новые условия деятельности, к которым предприятие не смогло приспособиться, привели к тому, что экономическая самозащита больше не могла служить спасителем. В результате «Штамп» стал медленно, но верно идти ко дну.
Главной проблемой является, пожалуй, то, что предприятие слишком запущенно: слишком долго никто ничего не предпринимал, чтобы теперь легко и быстро вытащить завод из той ситуации, в которой он находится.
Возможный шанс спасти его - продать в частные руки или попытаться привлечь инвесторов, в том числе и иностранный капитал. Однако, ситуация, в которой предприятие находится, настолько кризисная, что никакие инвесторы не решатся что-либо вкладывать, государственное инвестирование также невозможно, так как завод уже давно потерял статус стратегического.
Это свидетельствует о том, что следует срочно пересмотреть номенклатуру выпускаемой продукции, в противном случае речи о выходе завода из кризисного состояния и об улучшении его финансового состояния быть не может. Более того, в последующие годы ситуация будет обостряться, так как с каждым годом мировые стандарты, предъявляемые к выпускаемой продукции, а также запросы потребителя усложняются и ужесточаются.
Номенклатура производимой продукции постоянно сокращается по причине несоответствия производимой продукции современным мировым стандартам (огнетушители) или же по причине потери актуальности, например, самовары, к сожалению, уже не пользуются массовым спросом (вряд ли кто-то будет спорить о том, что импортный электрочайник более удобен во всех отношениях), их приобретают в основном туристы в качестве сувенира.
Производство практически не развивается. Производственный план не выполняется, продолжается снижаться производительность труда. Происходят массовые задержки выплаты зарплаты. Продукция завода «Штамп» не конкурентоспособна на ряду с продукцией, предлагаемой конкурентами вследствие необоснованно завышенных цен, отсутствия каких-либо скидок на продукцию, несоответствия продукции требованиям покупателя. Ситуация на заводе крайне обострена. Такая ситуация создает обостренную
Для преодоления сложившейся ситуации на предприятии и выхода его их кризисного положения следует поднять уровень организационно- управленческой деятельности. На мой взгляд, в первую очередь необходимо начать с руководства завода, т.е. провести его реорганизации. В результате чего организационная структура предприятия изменится, что повлечет за собой появление свободных денежных средств. Затем следует начать с выработки и постановки целей, формируемых на уровне высшего руководства предприятия. Также необходимо организовать исследование рынков сбыта продукции, что выявит их характерные тенденции. Как показала практика, продукция, которую производит завод, является неконкурентоспособной с аналогичной продукцией других предприятий, и к тому же не пользуется спросом. Поэтому выходом из положения является разработка новых технологий, внедрение их в производство и выпуск новых видов продукции, которая будет пользоваться спросом населения. Все вышесказанное приведет к росту производства, который произойдет главным образом за счет рационального использования ресурсов, экономного распоряжения денежных средств, а также привлечения их со стороны и получения субсидий от государства. И предприятие всегда сможет избежать неблагоприятной ситуации, если будет соблюдать вышеперечисленные предложения, которые будут осуществляться под строгим руководством директора завода, а также учитываться непрерывное и динамическое развитие окружающей среды.
Таким образом, планирование будет нацелено не только на экономию материальных ресурсов, снижение издержек производства, но главным образом на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей. Все это будет напрямую способствовать выходу машиностроительного завода «Штампа» из кризиса и его успешному развитию в дальнейшем.
Необходимо проведение маркетинговых исследований и установление «обратной связи» с потребителями продукции, исследование спроса. Но наиболее важным моментом является необходимость заинтересовать рабочих в улучшении состояния завода и показателей его деятельности. Также необходимо постановить поощрительные премии за сверхурочные работы. Эти мероприятия будут способствовать росту производительности труда, а как следствие этого – увеличению объемов выпуска производимой продукции.
Следует развивать технологическую базу производства, совершенствовать и внедрять новые технологии, обучать персонал, применять методы автоматизации и рационализации, разрабатывать программы по улучшению качества производимой продукции. Также необходимо совершенствовать управление запасами, уменьшать расход материалов и снижать затраты, применяя более дешевые материалы, заменители. Для снижения издержек в производстве необходимо систематично проводить экономию финансовых, материальных и трудовых ресурсов на всех этапах производственного процесса.